Самарина Татьяна Васильевна
Проект по экологии «Витамины вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Витамины вокруг нас»
Вторая младшая группа №2
Вид проекта : познавательно – исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта : Воспитатели, воспитанники детского сада; родители воспитанников.
Сроки проекта : 2 года
Публикация «Проект по экологии „Витамины вокруг нас“» размещена в разделах
- Витамины. Все о витаминах
- Витамины. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Введение:Человек издавна разводит на огороде полезные культуры. Традиционно на территории детского сада создается огород. Его наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами неживой природы, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Труд в природе способствует развитию у детей сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики. Дошкольники становится участниками деятельности через наблюдения за деятельностью взрослых и посредством своего практического участия. Дети трудятся вместе с воспитателем по подгруппам. В процессе труда дети наблюдают за ростом и развитием растений, определяют их зависимость от внешних факторов, от ухода, получают знания о пользе овощей в питании человека.
Актуальность проекта : Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников о культурных огородных растениях, о том, где они растут, как за ними ухаживают, чем они полезны. Задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Он нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями, а так же это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
Цель проекта :
- Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей, создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, участвовать и получать удовлетворение не только от результата, что является – сбор урожая, но и от процесса ухаживания и наблюдения за огородом, что является важным фактором в воспитании трудолюбивого, активного, любознательного человека.
- Формировать представления детей о восприятии выращенных плодов не только как источника питания но и как богатейший клад полезных веществ и витаминов для укрепления здоровья.
- Организация «Огорода на окошке» для знакомства детей с различными семенами растений, с их «волшебными» свойствами.
Задачи проекта :
Обучающие задачи: : Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности, а так же умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном, формировать коммуникативные навыки.
Воспитательные задачи: : Воспитывать бережное отношение к растениям Развивающие задачи: Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через
(наблюдения за ростом растений, беседы о значении овощей в жизни человека, опытно-экспериментальную деятельность)
Методы и формы работы:
1. Беседа
2. Развивающие игры
3. Наблюдения
4. Опыты, исследовательская деятельность
5. Труд
Программные задачи:
1. Познавательное развитие: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представления детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорных эталонах.
2. Социально-коммуникативное развитие: учить бережно относиться к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизненный опыт.
3. Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы, знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
4. Художественно-эстетическое развитие: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета (рисование, лепка). Учить использовать в творческой деятельности ранее приобретённые знания и навыки, знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.
5. Физическое развитие: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.
Принципы реализации проекта :.
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры родного края.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Этапы реализации проекта :
1. Этап – подготовительный
Подбор и изучение необходимой литературы.
Подбор материалов и создание необходимых условий для реализации проекта.
Организация развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта.
2. Этап — основной (познавательно-исследовательский) Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).
Заготовка материалов для создания огорода на окне.
Посев семян и посадка луковиц.
Полив, уход за растениями.
Сбор первого урожая лука — экологический праздник «Огородные приключения»
Выставка детских работ (рисунки, лепка) «Что мы вырастили»
Создание фотоальбома «Как мы потрудились»
Разработка и накопление методических материалов, разработка советов по теме проекта
3. Этап — обобщающий
Обработка результатов по реализации проекта.
Оформление методических рекомендаций по теме проекта.
План-график мероприятий:
№
п/п Мероприятие Цель Сроки исполнения Отметка о выполнении
Рабата с детьми
1 Беседа «Во саду ли,в огороде»
«Что растет на огороде»
«Что растет у нас в саду»
Расширять и уточнять знания о фруктах и овощах.
Сентябрь
1-я неделя
2 Беседа «Труд взрослых в саду и огороде» Формировать представления детей о труде взрослых осень. Сентябрь
2-я неделя
2 «На подмогу – в огород» Продолжать формировать представление об овощах, о том, где они растут (в огороде); расширить активный словарь детей за счет имен существительных (картошка, морковка, капуста, свёкла, репа, глаголов (откусить, жевать, грызть, проглотить, сорвать, выдернуть и др.);
Сентябрь
3-я неделя
3 Беседа «Таблетки растут на грядке». Рассказать о полезных и лекарственных свойствах овощей.
Сентябрь
4-я неделя
4 «Что вкуснее таблетки или овощи?» Продолжать расширять знания о полезных и лекарственных свойствах овощей.
Октябрь
1-я неделя
Игра «Урожай»
Закрепить с детьми названия овощей и фруктов, внешний вид;развивать внимание, наблюдательность, память;воспитывать познавательный интерес.
Октябрь
2-я неделя
4 Д/игра «Вершки и корешки» Знакомство детей с тем, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
Октябрь
3-я неделя
5 Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
Закрепить с детьми названия овощей и фруктов, внешний вид; развивать внимание, наблюдательность, память;воспитывать познавательный интерес.
Октябрь
4-я неделя
7 «Овощное лото»
Расширить и активизировать словарный запаса по теме «Овощи»; формировать навыки составления описательного рассказа по теме «Овощи» (с опорой на наглядность); развивать логическое мышление, произвольное внимание.
Октябрь
5-я неделя
8 «Фруктовое лото» Расширить и активизировать словарный запаса по теме «Фрукты»; формировать навыки составления описательного рассказа по теме «Фрукты» (с опорой на наглядность); развивать логическое мышление, произвольное внимание.
Ноябрь
1-я неделя
9 С/р игра «Магазин» : сюжет «Овощной отдел»
С/р игра «Магазин» : сюжет «Фруктовый отдел»
Формировать у детей умение применять знания об овощах и фруктах, растущих в наших краях, активизировать в речи их названия. Выступая в роли участника игры, способствовать развитию сюжета, введению новых ролей, расширению спектра ролевых действий.
Ноябрь
2-я неделя
10 Обрывная аппликация «Полезные
овощи и фрукты»
Расширить знания детей о витаминах и витаминосодержащих продуктах, закрепить знания об овощах и фруктах, названия цветов; познакомить детей с техникой выполнения аппликации обрывным способом.
Ноябрь
3-неделя
11 Чтение потешки В. Степанов «Был у зайца огород»
Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе; закреплять умения внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по тексту.
Продолжать развивать интерес к художественной литературе; закреплять умения внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по тексту.
Ноябрь
4-неделя
12 Д/игра «Собери урожай».
Продолжать формировать умения различать овощи и фрукты, воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду.
Декабрь
1-неделя
13 Чтение худ. литературы
Чтение стихотворения В. Волина «Наша грядка»
Расширять знания и представления детей об овощах; развивать умение детей вслушиваться в обращенную речь, выделять названия овощей; закреплять умения внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по тексту; воспитывать интерес к растительному миру.
Декабрь
2-неделя
Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла…»
Вызвать у детей интерес к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке.
Декабрь
3-неделя
Разучить с детьми стихи, загадки, пословицы и поговорки об овощах и фруктах. Закрепление знаний об овощах и фруктах, развитие речи детей Декабрь
4-неделя
Дидактическая игра «Что съел зайка?»
«С
Цел «Советы Айболита» Развивать у детей внимание, наблюдательность,закрепить названия овощей и фруктов
Воспитывать у детей потребность бережно относится к своему здоровью. Декабрь
5-неделя
Опытно – экспериментальная деятельность на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете:
««КОМУ НУЖНА ВОДА»
Цел Зак Закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому
Январь
1-я неделя
«Вода и растения» За Закрепить знания детей о том, что для роста растениям необходима вода
Январь
2-неделя
«Солнце и растения», За Закрепить знания детей о том, что для роста растениям необходимо солнце
Январь
3-я неделя
Наблыдение за движением растения за солнцем в течения дня. Закрепить знания детей о том, что для роста растениям необходимо солнце Январь
4-я неделя
Сравнивание развитие растений, находящихся в разных условиях: с поливом и без, на рыхлой и плотной почве Закрепление знаний детей о необходимых условиях для роста и развития растений Февраль
1-января
Рассматривание час-
тей разных растений:
стебель, листья, цветки, плоды, корни
Закрепить знания о строение растений их содержания и особенностями их роста и развития (зависимость от света, тепла, полива).
Февраль
2-января
Сравнивание сроков прорастания замоченных и сухих семян.
Закрепление знаний детей о необходимых условиях для роста и развития растений Февраль
3-января
Наблюдение за влиянием удобрений на развитие и роста растений.
Закрепление знаний детей о необходимых условиях для роста и развития растений Февраль
4-я неделя
Беседы с детьми:«Что такое «огород на подоконнике?»
Дать детям понятие,что при необходимых условиях растения могут расти и давать свои плоды, формироваться бережное отношение к растительному миру Март
1-я неделя
«Какие растения можно вырастить на подоконнике?» Продолжать знакомить детей с необходимыми условиями для роста и развития растений Март
2-неделя
«Все начинается с семечка», Расширить знания детей о росте растений Март
3-неделя
«Как ухаживать за растениями на окне?», Закрепление знаний детей о необходимых условиях для роста и развития растений, формирование у детей уважительного отношения к труду. Март
4-неделя
Посадка лука, чеснока, укропа,петрушки Учить детей ухаживать за растениями и продолжать знакомить с условиями их содержания и особенностями их роста и развития (зависимость от света, тепла, полива).
Март
5-неделя
Наблюдают за ростом и развитием растений.
Учить детей ухаживать за растениями и продолжать знакомить с условиями их содержания и особенностями их роста и развития (зависимость от света, тепла, полива).
Апрель
1-неделя
«Лук в твоих объятьях, проходит всякая болезнь» Закрепить знания детей о пользе овощей для здоровья человека Апрель
2-неделя
«Первые всходы». Развивать у детей наблюдательность, внимание, вызывать интерес к растительному миру Апрель
3-неделя
Фиксировать рост растений в альбоме наблюдения
Развивать у детей наблюдательность, внимание, вызывать интерес к растительному миру Апрель
4-неделя
«Будем есть овощи в любом виде»; Закрепить знания о пользе овощей для здоровья Апрель
5-неделя
Подготовка огорода для посадки Закрепить знания детей о необходимых условиях для развития растений, формирование у детей уважительного отношения к труду.
Май
1-неделя
Посадка лука,петрушки,
моркови,свеклы Воспитание экологической культуры дошкольника Май
2-неделя
Наблюдение за ростом и развитием растений.
Май
3-неделя
Наблюдение за всходами и ростом семян, за прорастанием лука, что необходимо для роста и развития растений? Закрепить знания детей о необходимых условиях для развития растений, формирование у детей уважительного отношения к труду.
Май
4-неделя