Ольга Алексеева
Проект по экологии в подготовительной группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Крапивинский детский сад «Росинка»
Проект по экологии в подготовительной группе. «Волшебница вода»
Исполнитель проекта :
Алексеева Ольга Николаевна – воспитатель
Участники проекта :
дети подготовительной группы
родители
Тип проекта : познавательный
Публикация «Проект по экологии в подготовительной группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
По доминирующей проектной деятельности :
творческий, игровой, практический
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта : групповой.
Срок реализации проекта : 01.12. - 28.12. 2022г. (краткосрочный)
пгт Крапивинский 2022г.
То, что я услышал, я забыл.
Тоя, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Конфуций.
Актуальность проекта :
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает, формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам; ознакомление детей с природой.
Дети в возрасте 6-7 лет очень любознательны. Они часто задают взрослым разнообразные вопросы: Зачем? Почему? Когда? Детей в этом возрасте интересуют явления как живой, так и неживой природы. Мир вокруг нас так удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, научить бережно относиться к миру природы. Педагогический процесс с детьми старшего дошкольного возраста в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности, проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.
Наблюдая за детьми, я заметила, что им интересна тема «воды». Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Но они практически про воду ничего не знают. Их кругозор ограничен только тем, что воду пьют, в ней моются, купаются, стирают.
Всё это и определяет цель нашего проекта.
Цель проекта :
Формировать у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.
Задачи проекта :
Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;
Развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;
Обучающие: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
Предполагаемый результат:
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
• Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Модель взаимодействия участников проекта :
Свободная деятельность детей
Совместная деятельность детей с взрослыми
Организация непрерывной образовательной деятельности
Предварительная работа:
• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме
«Вода»
• Чтение стихов, художественных произведений
• Продуктивная, художественная, музыкальная деятельность
Предполагаемый результат:
Повышение уровня экологической грамотности детей;
в проекте будут принимать участие дети седьмого года жизни ;
все участники проекта будут принимать активное участие в реализации проекта ;
будет создана предметно-развивающая среда ;
будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия детей и воспитателя, проведён цикл специальных игр-экспериментов, соответствующий возрастным особенностям и адаптированный к патологии развития детей ;
Повышение компетентности родителей по экологическому воспитанию детей;
Привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада.
Модель взаимодействия участников проекта :
Свободная деятельность детей;
Совместная деятельность детей с взрослыми;
Организация непрерывной образовательной деятельности;
Этапы реализации проекта :
I- этап подготовительный.
• Постановка проблемы (погружение в проблему).
• Формирование проблемы
• Вхождение в проблему, постановка цели и задач.
• Изучение литературы по теме проекта
• Подбор материала, оборудования, художественной литературы, иллюстраций.
• Составление конспектов ООД, бесед, организаций и проведения игр, наблюдений, проведение опытов, занятий.
• Знакомство с литературой (чтение стихов, загадок)
• Участие в играх, наблюдениях.
• Рассматривание иллюстраций
• Помощь в подборе необходимого материала, пополнение развивающей среды в группе.
Методы и приё мы:
наглядные, словесные, игровые, практические:
- наблюдения,
- рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихов, пословиц,
- игры,
- экскурсии,
- опыты,
- взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с
проектной деятельностью.
II этап - основной (практический) :
1. Беседы с детьми:
«Вода вокруг нас»
«Путешествие капельки»
«Дождь», «Туман», «Град и снег», «Роса»
«Волшебница вода»
«Берегите воду»
«Водный транспорт»
«Водоемы»
2. Ознакомление детей с художественной литературой:
• Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер, “ Капля дождевая” (Т. Маршалова, “Как люди речку обидели”.
• Рассматривание энциклопедии “Жизнь в пресной воде”, “Водоемы»
• Чтение стихотворений “Алёшка и снежок” (Е. Андреева, “Трудолюбивая вода” (В. Иванова)
• “Жила – была Река”, К. Чуковский “Мойдодыр”.
3. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:
Наблюдения и опыты.
Цель: развитие практических действий в процессе экспериментов и опытов.
1. «Волшебница вода : опыты с водой». Растворение сахарного песка и речного песка в воде.
- Если мы положим сахар в воду, что будет? (Сладкая вода, сахар растворится). Сахар остался в воде, но его не видно.
- Если высыпать в воду речной песок, растворится он или нет? (Нет) .
2. «Что плывет, что тонет?»
Формирование представления о плавании разных предметов: камень, кусок дерева, железная кнопка и ракушка из металла, бумага, пластмассовая пробка.
Воспитатель:
- Вот разные предметы. Кладите их в миску с водой и смотрите, плавают они или нет. Что плавает? (Дерево, бумага, металлическая ракушка, пластмассовая пробка) .
- Что утонуло? (Кнопка, камушек) .
- Почему кнопка утонула, а металлическая ракушка нет? Ведь они обе из металла. (Разные ответы, идеи). А из чего сделаны корабли? (Из железа). Они тоже не тонут, хотя тяжелые и железные. Но особая форма корабля не дает ему утонуть. Так же наша ракушка из металла – имеет бортики и форму кораблика и поэтому не тонет.
3. «Куда делась вода?»
Формирование представлений об испарении воды на солнце - превращение воды в пар.
Наблюдение за испарением воды с асфальта при воздействии солнечного тепла.
4. Организованная образовательная деятельность:
• ООД Художественно-эстетическое развитие.
Рисование. Тема: «Разговорчивый родник».
• ООД Окружающий мир «Чистую воду пить –долго жить!»
5. Дидактические игры:
• Д/игра «Подбери словечко: я знаю, что вода – это…» ( подбор разных состояний воды: роса, дождь, река)
• Д/игра «Подбери словечко: что вода делает?» (подбор действий) .
6. Экспериментирование:
Опыт №1 “Вода прозрачная”.
Опыт №2 “У воды нет цвета, вкуса и запаха”.
Опыт №3 “Вода жидкая”.
Опыт №4 “Вода не имеет формы”.
Опыт №5 “В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются”.
Опыт №6 “Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”.
7. Работа с родителями:
Понаблюдать вместе с ребенком за испарением воды во время кипения в кастрюле; превращением воды в лед (замораживание) и превращением льда в воду (таяние льда) .
Консультация для родителей. «Опыты и эксперименты с водой в домашних условиях.»
III. Заключительный этап
Критерии сформированности:
У детей:
1. Расширились знания о воде:
2. Сформированы познавательные умения отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности;
3. Сформировно убеждение о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
у родителей:
-повысилась компетентность родителей в вопросах экологического воспитания.
-повысился интерес родителей к совместной деятельности с детьми, приобщились к активному участию в жизни группы.
в группе и ДОУ :
- в центре экологического развития и экспериментирования создан:
Лэпбук «Вода»
Картотека опытов с водой, картотека бесед о воде;
-при помощи родителей продолжает обогащаться центр экспериментирования и экологического развития природным материалом.
Изготовление макета «Круговорот воды в природе».
Провести презентацию «Мир воды».
Презентация реализации проекта
Выступление на педагогическом совете ДОУ:
-устный доклад
-показ эл. презентации проекта «Волшебница вода»
Перспектива:
1. У детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов.
2. Дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
3. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту.
4. Знают свойства воды и умеют о них рассказать
5. Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется продолжать работу по данной теме.
Список литературы:
1. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа воспитания экологической культуры детей. – М. : Новая школа, 1999г.
2. Дерпгольц В. Ф. Вода во вселенной. - Л. : "Недра", 1971г.
3. Бурыкина М. Ю., Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста, - Б. ; 1995г.
4. Петрянов И. В., Самое необыкновенное вещество в мире. - М. ; 1975г
5. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» авторы-составители Мартынова Е. А., Сучкова И. М. /Волгоград/ - 2010г.
6. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной - М. : ТЦ Сфера, 2014г