Юлия Костюкова
Проект по экологии «Синичкина неделя»
▼ Скачать + Заказать документы
Сроки реализации проекта : 2 недели (с 01.11 по 12.11). Краткосрочный.
Участники проекта : воспитатели группы, воспитанники группы, родители воспитанников.
Интеграция областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное, физическое развитие.
Актуальность:
Скачет весело синица
И мороза не боится:
Нипочём ей холода,
Коль в кормушке есть еда!
Н. Агошкова
Публикация «Проект по экологии „Синичкина неделя“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты, проектная деятельность
- Синица, синичка
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Экологическое воспитание детей становится особенно актуальным в современном мире. Оно становится необходимым, так как в период дошкольного детства происходит формирование осознанного и ценностного отношения к природе. Нам, взрослым, важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Важно показать детям значение птиц в жизни людей, дать возможность осознать, что, помогая птицам выжить, мы спасаем окружающий мир от опасности. Необходимо, чтобы дети на собственном опыте, основанном на охране природы, накапливали частицы экологического сознания.
Проблема:
Воспитанники имеют недостаточные представления о взаимосвязях в природе, недостаточно знаний о зимующих птицах, в частности о синицах, о всероссийском празднике “Синичкин день”.
Цель:
Воспитывать бережное отношение к природе, приобщать детей и их родителей к привычке помогать птицам в зимнее время.
Задачи:
1. Продолжать формировать правила поведения в природе.
2. Подводить к осознанию места птиц в природе и жизни человека.
3. Воспитывать интерес к птицам, желание помогать им в зимнее время.
4. Продолжать формировать партнерские отношения между детьми, родителями и педагогами.
5. Расширить и активизировать словарный запас.
6. Развивать познавательные и творческие способности детей.
7. Развитие мелкой моторики, памяти, логического мышления, внимания.
Ожидаемый результат проекта :
У детей сформируются понятия о зимующих и перелетных птицах. Дети получат знания об экологическом празднике, его истории, особенностях. Ребята, совместно со взрослыми, через совместную деятельность, приобретут привычку заботиться о птицах, оберегать их, подкармливать зимой. Будет расширен словарный запас. Все проведенные мероприятия будут способствовать формированию экологического сознания и культуры.
Обеспечение проектной деятельности :
Литература, видео, иллюстрации с изображением птиц
Презентация о зимующих и перелетных птицах.
Аудиозапись «Пение птиц».
Дидактические игры: «Зимующие и перелетные птицы», «Разрезные картинки», «Узнай по описанию», «Что за птица», «Летает – не летает», «Отбери корм для птиц», «Четвертый лишний», «Кого не стало?»
Математические раскраски.
В родительском уголке: материал о птицах, консультация на тему “Синичкин день”, буклеты, Консультация «Что в кормушку положить»
Кормушки, сделанные совместно с родителями.
Корм для птиц.
Материалы для рисования, аппликации, конструирования из бумаги.
Основные этапы проекта :
Подготовительный этап:
- составление плана деятельности;
- подборка иллюстраций, картинок, книг, мультфильмов;
- оформление центра природы;
- подготовка цикла бесед и презентаций о зимующих и прелетных птицах;
- советы, рекомендации родителям о том, как правильно рассказать детям о синицах, о “Синичкином дне”.
Основной этап:
- беседы с детьми о прелетных и зимующих птицах, о синичках («Зимующие и перелетные птицы», история праздника «Синичкин день», «Птицы нашего края», «Покормите птиц зимой»);
- рассматривание иллюстраций, презентаций, видео о птицах;
-чтение художественной литературы (В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?», Н. Калинина «Про птиц», З. Александрова «Новая столовая», Л. Татьяничева «Снегири», Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»
; В. Бианки «Синичкин календарь»; В. Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся», А. Яшин «Покормите птиц»; М. Садовский «Кормушка»
- заучивание стихотворений о птицах;
- творческие работы детей на тему проекта;
-изготовление экологических кормушек с детьми;
- изготовление родителями с детьми кормушки для птиц.
Заключительный этап:
- итоговое мероприятие “Синичкин день”;
- оформление выставки творческих работ детей по теме проекта;
- рассказы детей о синицах;
- вручение медалей «Знатоки птиц»;
- развешивание кормушек;
- награждение победителей конкурса кормушек;
- рассказывание малышам о необходимости заботы о птицах и вручение им кормушек для развешивания на участке.
Приложение №1
Физкультминутки
Прилетайте птички
Прилетайте птички (зовущие движения)
Сала дам синичке (режущие движения ладонь о ладонь)
Приготовлю крошки,
Хлебушка немножко (пальцы щепоткой, крошим хлеб)
Эти крошки – голубям (вытянуть правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (тоже левой рукой)
Галки да вороны, ешьте макароны (тереть ладонью о ладонь, «катаем макароны»).
Шустрая синичка
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Будем прыгать и скакать
Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку, Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Пальчиковые игры
Галчата
Вот гнездо (пальцы одной руки между пальцами другой, ладони соединены,
А в нем торчат клювы маленьких галчат (к большому пальцу руки прикладываем другие)
Клювик – раз (выставляем правую руку с соединёнными пальцами,
Клювик - два (выставляем правую руку с соединёнными пальцами,
Лапка, лапка (кладем ладони поочередно на колени, голова (ладони на щеках, качаем головой)
Дятел
Дятел дерево долбит (одна ладонь прямая вверх, другая в кулаке стучит по ней)
Целый день в лесу шумит (смена рук)
Берегись вредитель-жук (грозим пальцем)
Дятел лесу – верный друг (пальцы одной руки между пальцами другой, ладони соединены).
Приложение №2
Загадки о зимующих птицах.
1. В серой шубке перовой.
И в морозы он герой.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает (Воробей)
2. Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её (синичка)
3. Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
а зовут её (сорока)
4. Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
5. Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
6. У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст)
7. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением (Ворона)
8. Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный (Дятел)
9. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
10. В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются (Синички)
11. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут ее … (Cорока)
12. Белобокая красотка
Балаболит, как трещотка.
Все блестяшки издалёка
Тащит в гнёздышко (Сорока)
13. Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный. (Клест)
14. Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу (Поползень)
Приложение № 3
Конспект занятия в подготовительной группе "Синичкин день”.
Цель: Воспитывать интерес и гуманное отношение к зимующим птицам, дать представление о празднике «Синичкин день».
Задачи: Формирование экологических знаний, умения различать зимующих и перелетных птиц, расширение знаний детей о птице синице, о пользе ее в природе, развитие мелкой моторики, развитие у детей внимания, мышления, памяти, фонематического слуха.
Воспитатель: ребята, к нам сегодня прилетела маленькая гостья – именинница. Послушайте загадку и попробуйте угадать, кто это.
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её (синичка)
Да, вы угадали. Это синичка. И сегодня наше занятие будет посвящено ей и другим зимующим птицам. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается «Синичкин день»- день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города на зимовку.
Почему именно «Синичкин день»? Да потому, что на Руси, синица – божья птица, считается, раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то, будет в доме достаток. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Уже несколько лет подряд этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.
Давайте сейчас посмотрим с вами небольшой ролик про этих прекрасных птиц.
Наша гостья синичка предлагает вам поиграть. Давайте поиграем в игру «Летает-не летает»
Цель: Развивать у детей умение слушать внимательно, закрепить навык построения в круг.
Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре — воспитатель. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Например, воспитатель говорит: Птица летает, стул летает, самолет летает» и т. д. дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет, если предмет не летает, значит дети присаживаются и замирают.
- Ребята, как вы думаете, легко ли в холодное время птичкам добывать корм?
Очень трудно, а чтобы подкармливать птиц зимой, нужно знать некоторые правила:
Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;
Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших лесах, садах, парках.
У нас такой обычай: как выпадет снежок
Удобную кормушку повесить на сучок.
Многие из вас с папами и мамами смастерили для птиц разные кормушки.
Птичкам холодно зимою.
Мы кормушки им устроим.
У коробки молока
Просто вырежем бока
И оставим пол и крышу
Вот и чудный домик вышел.
Давайте посмотрим, какие замечательные и удобные кормушки принесли ребята. Мы с вами на прогулке их обязательно развесим. Только нужно вспомнить, что можно давать птицам.
Чем можно подкармливать птиц?
Дети: Птицы любят семечки, пшено, крошки хлеба…
Игра «Отбери корм для птиц».
Детям предлагается отобрать корм для птиц (семечки, пшено, хлеб, сало, шоколад, чипсы, семена тыквы и т. д., что можно, а что нельзя класть в кормушку.
Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Нельзя давать птицам жареные семечки и черный хлеб. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин, несоленое мясо, жир. Смешайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.
А любимое лакомства синиц – сало. Без дополнительной подкормки человеком из 10 синиц к весне выживают только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.
Ну что, ребята, думаю, что нашей птичке очень понравилось у вас в гостях, ей сейчас пора улетать к своим друзьям. Но они обязательно будут прилетать к нам в гости, к вашим кормушкам.
О каком дне мы сегодня узнали?
Почему так называют синиц?
Почему люди заботятся о птицах зимой?
Что они для этого делают?
Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?
Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, у окна каждую зиму будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней, и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки, будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.
Дидактические игры: «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Цель: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
Воспитывать любовь к природе родного края.
«Найди по описанию»
Педагог даё т описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т. п. Ребёнок находит птицу по картинке.
«Найди, кого назову»
Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.
«Четвёртый лишний»
Цель: обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, их повадках, образе жизни и отличиях друг от друга.
Ход игры :
Воробей, грач, сорока, синица
Голубь, дятел, снегирь, ласточка
Сорока, воробей, кукушка, дятел
Ворона, скворец, синица, галка
Соловей, голубь, сорока, воробей
Синица, аист, дятел, снегирь и т. д.
«Кого не стало»
Цель: формировать грамматические категории, образование существительных в родительном падеже
Ход игры :
На доске или на столе выкладываются 5-6 картинок зимующих и перелётных птиц, предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, в это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не стало.
«Найди перелётных и зимующих птиц»
Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на».
Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На один лист с помощью липучек они прикрепляют перелётных, а на другой зимующих птиц.
Заключение
В результате проделанной мною работы дети получили знания об экологическом празднике «Синичкин день», пополнили свои знания о зимующих птицах;
расширили словарный запас;
научились заботиться о зимующих птицах, сочувствовать им;
приобрели экологическую привычку подкармливать птиц зимой.
Родители глубже узнали о празднике, провели совместную с детьми работу по изготовлению кормушек, получили информацию о том, чем можно и нельзя кормить птиц и совместно с детьми приобрели экологическую привычку подкармливать птиц зимой.