Светлана Васильевна Кулешова
Проект по экологии и акция «Пташки в гнезда!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологии и экологическая акция в рамках проекта "Пташки в гнезда!"
Тип проекта : информационно - творческий.
Участники: дети средней группы
(4-5 лет, родители, воспитатели.
Сроки реализации: краткосрочный (20 марта-22 апреля).
Автор проекта : воспитатель первой квалификационной категории
Кулешова С. В.
Публикация «Проект по экологии и акция „Пташки в гнезда!“» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Гнезда и птенцы весной
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Актуальность. 2017 год, указом нашего президента В. В. Путина объявлен годом Экологии в России. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку, занимают важное место в цепи питания живых организмов. И, наконец, человек наслаждается пением и красотой птиц, воспитывая свои эстетические чувства.
Но в последние годы описано множество случаев массовой гибели птиц из-за хозяйственной деятельности человека. А ведь человек часть природы и вне её существовать не может. Сохраняя птиц, люди сохраняют природу всей нашей планеты.
Мы - педагоги, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга, помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать.
Наша задача - познакомить детей с птицами, нашей местности, их пользой для нас, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им.
Проблема. В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно знаний о птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, их пользе для человека и окружающей природы, особенностей их существования и необходимости им помогать.
Цель проекта : Формирование представлений экологического сознания у детей. Создание условий для развития познавательного интереса.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле.
Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения.
Расширять и углублять знания дошкольников на тему: «Жизнь птиц весной».
Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями и праздниками.
Ознакомить с художественной литературой по теме проекта.
Упражнять в подборе существительных к прилагательным, прилагательных образованных от существительных.
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами и поговорками, чистоговорками о птицах.
Активизировать словарь детей терминами по данной теме.
Развивающие:
Развивать интерес к жизни птиц.
Развивать мышление, память, мелкую моторику рук, связную речь, осваивать основные виды движений.
Развивать творческие способности в продуктивной деятельности.
Развивать любознательность и интерес к живой природе.
Воспитательные:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им.
Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
Способствовать формированию интереса к окружающему миру.
Предполагаемый результат:
1. Совершенствование уровня знаний детей об окружающем мире, о зимующих и перелетных птицах.
2. Формирование у детей заботливого отношения к живой природе.
3. Повышение уровня знаний родителей.
4. Изготовление родителями скворечников для птиц.
5. Проявление интереса и заинтересованности детей совместно с родителями к заботе о птицах, желании им помогать.
6. Приобщение детей и родителей к истокам народной русской культуры.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» (взаимодействие взрослых и детей, коллективное творчество, совместная игровая, проблемно - поисковая и образовательная деятельности, «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы, рисование, аппликация, лепка, музыка, «Познавательное развитие» (мир человека, мир природы).
Реализация:
Подготовительный этап:
1. Определить тему.
2. Сформулировать цели и задачи.
3. Составить с родителями план реализации мероприятий.
4. Подбор литературы для чтения, наглядного, информационного материала.
5. Выбор материала для продуктивной деятельности.
6. Подготовка стихов, загадок, пословиц, поговорок, дидактических игр и игровых упражнений.
7. Составление конспекта ООД по теме проекта.
8. Написание сценария к Празднику «Весну ждали, весну звали».
Основной этап:
1. Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, наглядного и методического материала, проведение с детьми бесед по теме проекта. Наблюдения на прогулке за грачами, скворцами, воробьями, воронами, сороками.
2. Проведение ООД по ФЦКМ: «Птицы - вестники весны».
3. Работа в творческой мастерской по теме: «Грачи прилетели», «Домик для скворцов», «Жаворонки в гнездах».
4. Проведение пальчиковой гимнастики: «Сел на ветку воробей», «Я по дереву стучу…», «Кормушка».
5. Просмотр презентаций «Перелетные и зимующие птицы», «Птичьи домики».
6. Чтение произведений К. Ушинского, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Сухомлинского. Разучивание стихотворений о птицах, работа с загадками.
7. Консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать скворечник».
Памятка для родителей «Как повесить скворечник».
8. Папка-передвижка для родителей «Почитайте детям».
9. Изготовление скворечников родителями и детьми группы.
10. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Гуси-гуси», «Птички на дереве».
11. Обогащение предметно-развивающей среды за счет дидактических, настольно-печатных, развивающих игр, методических пособий (д/ и: «Найди отличия», «Назови птицу», «Найди пару», «Прилетели птицы», разрезные картинки и пазлы по теме, «Чей детеныш», лото «Перелетные и зимующие птицы» и др., оформление уголка природы по теме «Перелетные птицы».
12. Проведение викторины «Наши пернатые друзья».
13. Совместно с родителями изготовление жаворонков из теста.
14. Развешивание скворечников родителями на территории нашего участка.
15. Праздник встречи птиц с элементами фольклора «Весну ждали, весну звали».
16. Совместная деятельность взрослого и ребенка - сбор природного материала для обустройства птичьих гнезд.
17. Систематизация полученных знаний для закрепления и повторения их детьми во время самостоятельной деятельности – изготовление лэпбуков: «Птицы нашего края», «Серая ворона».
Завершающий этап.
Проведение акции «Пташки в гнезда!» под девизом «Внимание! Внимание! У пташек гнездование».
«Они живут рядом с нами!».
Наши беседы и наблюдения были посвящены знакомству с такими птицами как: воробей, ворона, сорока, грач, скворец и др. Предметно-развивающая среда (уголок Природы) была подготовлена мной по теме проекта.
Вместе с ребятами мы рассматривали особенности каждой предложенной птицы (окраску, размер, место обитания). Выяснили, какую пользу всем нам приносят птицы – человеку, лесу, планете. Для более эмоционального настроя, с детьми разучили небольшие стихи, например, «Воробей» - А. Барто и «Чёрная ворона» - В. Орлова. Читать сказки и рассказы о природе и о птицах приходили к нам школьники – старшие сестрички моих воспитанников.
Вся образовательная деятельность сопровождалась подвижными и пальчиковыми играми по теме проекта. Во второй половине дня ребята, по желанию, выполняли творческие задания. Дети лепили скворцов и скворешни (данное задание позволило ребятам запомнить внешний вид скворца и его окраску, рисовали полюбившихся птичек, сделали коллективную аппликацию «Встречаем птиц».
Для украшения нашего участка к празднику прилета птиц из соленого теста они слепили птичек, раскрасили их красками, смастерили для них гнездышки.
На своей ООД я использовала комбинированный вид работы, который мы продолжали и на улице.
В проекте активное участие принимали и родители моих воспитанников.
Папы сделали несколько скворечников, мамы вместе с детьми из теста вылепили жаворонков в день весеннего равноденствия - 22 марта по старому славянскому обычаю. С русским народным праздником «Жаворонок» я познакомила детей и родителей накануне.
Праздник «Весну ждали, весну звали!» получился у нас веселым, задорным, шумным и красочным!
Угостившись запеченными жаворонками, малыши дружно собрались на прогулку, где их уже ждали папы, чтобы вместе развесить скворечники на березах. Раз праздник птиц на дворе, то и мы решили побыть птичками-невеличками.
Ребятки надели маски с изображением самых разных птиц (папы и мамы постарались)– вот было веселье - угадать кто есть кто!
В музыкальном оформлении нашего весеннего праздника я использовала народную музыку, весенние заклички солнышка, птиц и Весны.
Дети водили хоровод, играли в народные игры, отвечали на вопросы Бабы Яги, которая хотела помешать прилету птиц.
Закончилось наше веселье тем, что ребята развесили на веточках деревьев гнездышки с раскрашенными своими руками птичками.
Как итог проведенных мероприятий, просмотра презентаций, изготовления лэпбуков, с детьми была проведена викторина, как форма закрепления полученных знаний. Ребятам были предложены вопросы, загадки, работа с картинками, проводились речевые игры «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Чем отличается?», «Угадай по описанию», «В чем польза птиц» и др.
После чего всех ребят я поделила на пары и предложила собрать картинку – пазл и назвать полученную птичку и рассказать о ней. Данное задание оказалось не совсем простым для ребят, но помогая друг другу, мы всё - таки справились с поставленной задачей.
Ребята не только слушали и запоминали, но ещё и закрепляли полученные знания на практике.
Считаю, что смена деятельности, а именно теория подтверждённая практикой имеет положительный результат на развитие ребёнка в целом.
С этой целью я предложила детям помочь нашим пернатым друзьям с обустройством гнездышек.
И вот какая, почти стихийная, акция у нас получилась.
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:
АКЦИЯ «Пташки в гнёзда!»
Все перелётные птицы весной возвращаются в родные края.
Они вьют гнёзда и выводят потомство. Ранней весной погода в наших краях не балует нас теплом, Поэтому птицы тщательно утепляют свои гнёзда. А весной во время строительства гнезда с нужным для выстилки материалом плоховато. Поэтому я предложила детям вместе с родителями приготовить специальные «подарки» для птиц. Дети, конечно же, загорелись этой идеей!
Что мы можем дать птицам для утепления гнезда? Это шерсть, паклю, серую вату, перья.
Рассказала, что нельзя брать: пеньку, нитки и т. д. - лучше не давать! Самки охотно пользуются ею, но появившиеся на свет птенцы могут запутаться в волокнах и погибнуть. Не годится и гигроскопическая вата: она ограничивает доступ кислорода.
Родители проявили активность и в этом нашем начинании. К первому апреля – Международному Дню птиц мы собрали достаточно материала для птичьих гнезд.
Преподнести птицам строительный материал лучше в сетках, как мы и сделали. Можно, конечно, и просто так положить, но стоит позаботиться о том, чтобы ваш подарок птицам для дома не унес ветер! Мы сделали это в виде белоснежных птичек. Получилось очень красиво!
Думаете, на этом наша акция помощи птицам закончилась? А вот и нет!
Птицы - наши верные друзья и помощники. И мы, люди, должны охранять и беречь их. Но, к сожалению, часто к опасностям дикой природы добавляются ещё и проблемы, созданные людьми.
Для птиц в период гнездования очень важно, чтобы их не беспокоили. Если спугнуть с гнезда насиживающую птицу, она может надолго его покинуть и даже бросить совсем, и тогда яйца или птенцы погибнут.
Мы с ребятами продолжили нашу акцию под девизом «Внимание! Внимание! У пташек гнездование».
Провели мы ее 22 апреля - в День Земли.
Дети к этому дню подготовили плакат "Земля наш общий дом!", а также листовки, которые они нарисовали вместе с родителями.
Накануне этого дня, ребята раздавали свои листовки всем, кого встретили по дороге в сад и из сада, на прогулке в саду и вечером, гуляя с родителями.
В этот день они призывали взрослых и детей: не шуметь, не сходить с дорожек и троп, не заходить в заросли и не тревожить птиц.
Если соблюдать все эти правила, то они помогут птицам благополучно вырастить потомство и на будущий год снова радовать нас своими звонкими песнями!
И сами мои ребятишки в этот день на прогулке очень старались не шуметь и ходить только по дорожкам.
Результат.
В результате работа получилась объемной, познавательной и продуктивной. Образовательная деятельность, спланированная с учётом интеграции заявленных областей, помогла детям освоить и осмыслить новые знания, полученных в результате проведенных мероприятий. Расширился кругозор и представления детей о птицах и их пользе для природы и человека. Повысился общий уровень знания детей об окружающем мире. Воспитанники продолжили знакомство с русскими народными традициями и обычаями (Праздник Жаворонки). Они стали делиться полученной информацией с взрослыми и другими детьми! Родители с удовольствием взаимодействовали с воспитателями и проявили активность в совместной деятельности с детьми. Дети показали себя активными участниками экологической акции, проявили желание приносить пользу птицам и окружающей природе, ощутили себя важным звеном в общественной жизни, почувствовали важность и нужность своих действий для окружающей природы и других людей.
В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о птицах, что позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативные навыки.
Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка.
Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, приобретали опыт общения.
А что потом? Зачем повторяться! Потом, придет новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.
Хочется отметить, что в процессе продуктивной деятельности мы с детьми и родителями вышли за рамки поставленных в проекте задач. И завершающий этап работы послужит стартом для дальнейшего развития познавательного интереса детей и самостоятельной совместной деятельности детей и взрослых в плане формирования активной гражданской позиции, в том числе и по отношению к окружающей среде.
Наш пример послужил толчком для участия в экологических акциях и других воспитателей с детьми нашего сада.
В апреле старшая группа с воспитателем провела флэшмоб по теме: «Вода – это жизнь!» и передала эстафету другим садам нашего района.
Перспективная работа
Проводить наблюдений за птицами в разные периоды их жизни.
Продолжать расширять знания детей о птицах, их образе жизни и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Создавать и в дальнейшем условия для развития познавательного интереса у детей к окружающей природе.
Воспитывать у детей экологическую грамотность и активную гражданскую позицию.