Ирина Александровна Ашуркина
Проект «Животные жарких стран» для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Животные жарких стран»
Цель: расширение и обобщение представлений детей о животных жарких стран через организацию познавательной исследовательской и продуктивной деятельности.
Ключевой вопрос: Кто они, эти диковинные животные? Чем они нас могут удивить?
Выдвижение гипотез
Что мы знаем о животных жарких стран?
• Животные сами добывают себе еду
• Животные бывают дикими, бывают дрессированными
• Лев – самый большой представитель кошачьих в Африке
• Бегемот живет в воде
• Жираф – самое длинношеее животное
• Слон – самое крупное животное
Кто живет в жарких странах?
Публикация «Проект „Животные жарких стран“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
• Жираф, носорог, бегемот, обезьяна, верблюд, слон, черепаха, кенгуру, страус, крокодил, лев, леопард, зебра.
Что мы хотим узнать о животных?
• Какие животные травоядные, а какие млекопитающие?
• Почему зебра полосатая?
• Зачем жирафу длинная шея?
• Самое тяжелое животные на Земле?
• Почему животные жарких стран не могут жить в северных странах?
• Самый лучший прыгун на Земле?
• Страус – птица или животное?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
• Чтение книг
• Рассматривание иллюстраций
• Посещение зоопарка, цирка
• Просмотр телевизора, программы “Дискавери”; мультфильмов
• Спросить у взрослого
• Найти информацию в интернете
Задачи:
- познакомить с климатическими условиями самого жаркого континента - Африкой, с животными, населяющими ее;
- формировать познавательный интерес к животным жарких стран, их внешнему виду, местообитанию;
- развивать умение отличать животных жарких стран по строению и условиям обитания на планете;
- расширение кругозора ребёнка, его активного словарного запаса.
- развивать любознательность, через познавательно-исследовательскую деятельность, и стремление изучать природу и живых обитателей Земли;
- воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом и творческую саморегуляцию;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Аннотация к проекту.
Проект направлен на расширение кругозора детей. В течение проекта дети познакомятся с расположением Африки на карте мира, на глобусе. Узнают об особенностях природы и о климатических зонах Африканского континента (пустыня, саванна, джунгли). В процессе работы над проектом дети получат более углубленные знания о животных жарких стран, об особенности их строения, передвижения. Научатся рисовать животных и составлять рассказы о них, изготавливать поделки из пластилина, бумаги и других материалов.
Актуальность темы
Одной из наиболее актуальных проблем развития дошкольников является экологическое образование. Дошкольник проявляет активный интерес к природе: животным, растениям, погодным явлениям. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельность мышления – важные задачи работы с детьми дошкольного возраста.
Животные Африки удивительны и разнообразны. Они привлекают ребят своим внешним видом. В процессе общения с детьми было выявлено, что дети мало знают о животных жарких стран, но есть большое желание узнать о них. В связи с этим был разработан проект «Животные жарких стран». В саваннах Африки обитают слоны, львы, жирафы, зебры, носороги, бегемоты. В тропических влажных лесах обитает множество обезьян, птиц, насекомых, змей. Известно, что дети активно познают то, что для них эмоционально значимо. Надеюсь, что организация ОД, бесед, чтение рассказов, просмотр мультфильмов, слайдовых презентаций о них, разучивание стихотворений, игр, загадок рассматривание и чтение энциклопедий, журналов о жизни животных позволит привлечь внимание дошкольников к данной теме, расширить и систематизировать их знания. Они, несомненно, откроют для себя много нового и интересного.
Механизмы реализации (предполагаемые темы бесед воспитательно-образовательной деятельности):
1. НАСЕКОМЫЕ – КТО ОНИ ТАКИЕ? Закрепить знания детей о насекомых, развивать зрительную и слуховую память, активизировать, обогащать словарный запас детей по теме
2. НАСЕКОМЫЕ И ЦВЕТЫ СОЗДАНЫ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА. Иллюстрации насекомых и цветов. Загадки о насекомых. Игра «Насекомые и цветы» с помощью схем и палочек Кюизенера.
3. ОПАСНЫЕ НАСЕКОМЫЕ. Насекомые хищники. Правила поведения при встрече с насекомыми. Показ картинок опасных насекомых.
4. МЕНЯ УКУСИЛО НАСЕКОМОЕ. Пополнение знаний детей о первой помощи.
Перечни игровых упражнений и заданий: Игры-путешествия "Страна насекомых", "Муравей и его друзья", физкультурное развлечение «На лесной полянке», настольные игры: «Лото», «Божьи коровки», «Паучок», "Дары природы", игра-викторина "Мир насекомых", экологическая сказка «Сказка о муравьишке», дидактические игры "Летает - не летает", "Четвертый лишний", "Найди пару", "Сложи картинку", "Хорошо-плохо", "Подбери признак", подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики», игры на звукоподражание, музыкальный досуг "Пчелки -добрые подружки", художественная литература (предварительное чтение): Г. X. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок - пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха».
Содержание индивидуальной и самостоятельной работы: дидактические игры, словесные игр, разучивание скороговорок, дыхательные упражнения по теме проекта; самостоятельная работа в книжном уголке (рассматривание иллюстраций к книгам, рассматривание картин художников-анималистов, рисование по трафаретам, разукрашивание раскрасок «Насекомые», игры по правилам на участке, сюжетно-ролевые и театрализованные игры по теме проекта.
Темы консультаций с родителями: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых», «Шестиногие друзья», «Расскажите детям о насекомых».
Ожидаемые результаты:
- познавательные: ребенок способен объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой; способен к исследованию объектов природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; способен различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика; способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности; способен к составлению описательного или творческого рассказа о насекомых; демонстрирует устойчивый интерес к представителям животного мира — насекомым; имеет простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
- теоретические: будут проведены занятий на экологической тропе, на улице; проведены наблюдений за живой природой; сбор и обобщение материала, показ презентации - фотоотчёт по проделанной работе.
- практические: будут изготовлены дидактические пособия для проведения занятий будет разработан сценарий экологической сказки «Сказка о муравьишке», показана презентация “Наши соседи- насекомые”; изготовлен альбом рисунков «Насекомые на нашем участке»; подготовлены атрибуты для музыкального и физкультурного развлечения, организована выставка рисунков и поделок «Букашечки-таракашечки», разучены стихотворения о насекомых, создан лэпбука «Насекомые».
Выводы по проекту: Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.
По результатам проекта было выявлено, что:
1. Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
2. У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т. д. ;
3. У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
4. На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
5. Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
6. В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание. У них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.
7. Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.