Катя Лиходеева
Проект по театрализованной деятельности по русской народной сказке «Колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач современного образования является воспитание будущего школьника-исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к решению, владеет методами поиска, умеет сам добывать знания, т. е. у него должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. Известно, что предпосылки учебной деятельности формируются в различных видах детской деятельности, таких как игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, а также восприятие художественной литературы. И эта деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решал вопросы проблемного характера. Задумавшись над вопросом «С помощью какого средства можно достичь таких результатов, не забывая об уникальности и самоценности детства?», что таким средством может стать народная сказка. Сказка входит в жизнь ребенка с самого детства и остается с ним на всю жизнь. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки учат детей сопереживать героям, размышлять над их поступками, делать простейшие выводы.
Публикация «Проект по театрализованной деятельности по русской народной сказке „Колобок“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- «Колобок». Проекты
- «Колобок». Театрализация, спектакли, инсценировки
- Темочки
На примере русской народной сказки «Колобок», мы покажем, как формируют у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Сюжет сказки несложен, знаком любому малышу, но стоит внимательно вчитаться в сказку, и окажется, что многое в ней непонятно и неизвестно. С данной целью в старшей группе был реализован проект «Путешествие по сказке «Колобок».
«Сказка ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок».
Цель проекта : формирование предпосылок учебной деятельности посредством народной сказки.
Задачи проекта.
Обучающие:
-формирование целостного мировидения детей старшего дошкольного возраста средствами исследования;
- побуждать детей к самостоятельным попыткам делать выводы и планировать последовательность действий в своих исследованиях.
- формировать предпосылки практических и умственных действий.
Развивающие:
-развивать память, инициативность, любознательность, образное мышление, воображение, фантазию, речь;
- развивать любознательность, желание сравнивать, анализировать, обобщать, проявлять интерес к исследовательской деятельности;
- активизировать исследовательскую деятельность, мыслительные способности детей через различные виды деятельности.
Воспитывающие:
- воспитывать желание у детей к творческой деятельности, вызывать интерес к эстетико-эмоциональному творчеству, содействовать развитию индивидуальных творческих способностей и художественных наклонностей;
-воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Вид проекта : исследовательско-творческий.
Участники проекта : дети старшей группы группы от 5 до 6 лет, педагоги, родители.
Сроки реализации: краткосрочный 2 недели.
Предполагаемый результат:
1
• Рост желаний самостоятельно обследовать предметы и больше узнать о них, используя знакомые и новые способы, активно применяя все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторные действия).
• Раскрытие творческого потенциала личности ребенка, повышение познавательной активности детей (определяется через активность участия, проявления ответственности к поручениям и желание их выполнять).
• Созданы комфортные условия для творческого настроя среди участников проекта и их родителей, в создании образов сказочных героев, в совместной творческой деятельности.
Этапы работы над проектом.
1 этап.
Проблема: Мы с ребятами задумались над тем, всегда ли сказка заканчивается тем, что добро побеждает зло. Короткая, но яркая жизнь всеми любимого Колобка трагически оборвалась при встрече с хитрой лисой. В чем же секрет успеха Колобка! Почему все герои сказки непременно хотят его съесть! Как понять сегодня смысл слов «амбар», «сусек», «пригоршня» или «пряжон»? А что означает само слово «колобок»? Почему Колобка всегда рисуют круглым? Чем объяснить такую форму внешнего вида главного героя сказки? В чём секрет популярности этой русской народной сказки не только у русских, но и у детей других народностей? И как спасти любимого героя?
Детям было предложено исследование сказки с целью выяснить :
1. Что значит слово «колобок»?
2. Значение устаревших слов «амбар», «короб», «сусек» и т. д., имеющихся в тексте сказки «Колобок», но редко употребляемых в современной речи, почти позабытых и непонятных сегодня.
3. Секрет выпечки Колобка – кулинарного изделия из теста, исходя из текста сказки. Сделать свою попытку испечь колобок.
2 этап.
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями: подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми; подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта; оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстрации, литературы; беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.
3 этап.
Мероприятия с детьми.
1. Познавательное развитие.
-Организационная образовательная деятельность : «Путешествие по сказке «Колобок».
- Рассказ воспитателя : «Всегда ли в сказках добро побеждает зло?».
-Дидактическая игра-презентация по сказке «Колобок».
-Дидактическая игра «Собери сказку».
2. Речевое развитие.
-Организационная образовательная деятельность «Как мы испекли Колобка»
3. Социально-коммуникативное развитие.
-Драматизация сказки «Колобок».
-Викторина «Знатоки сказок».
-Коллективное сочинение и показ сказки «Колобок».
4. Художественно-эстетическое развитие.
-Оформление книжек-самоделок.
-Рисование: «Как мы Колобка испекли».
2
5. Физическое развитие.
-Физическая культура по сказке «Колобок»
-Подвижная игра «Жили-были баба с дедом».
-Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили».
Мероприятия с родителями:
-выставка творческих работ детей;
-приобщение к поиску кулинарного рецепта колобка, приготовление совместно с детьми;
-участие в итоговом мероприятии.
Актуальность проекта :
Театр — благодатный и ничем незаменимый источник воспитания ребенка, это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесном. И это будет способствовать развитию маленького человека. Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности : дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы заставляют думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики учат ребенка ясно, четко и понятно изъясняться, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет сочувствовать персонажам. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления, и благодаря этому оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Заключительный этап:
- итоговое интегрированное занятие «Старая сказка КОЛОБОК».
- выставка детского творчества: книжки-самоделки «Колобок»; рисунки «Как мы спасали Колобка».
-презентация проекта на педагогическом совете.
Итог проекта.
• Дети познакомились с русскими народными сказками.
.• Дети были участниками кукольных спектаклей.
• Дети стали чаще прибегать к активной речи как выражению своих чувств и эмоций.
3
Конспект театрализованной деятельности «Колобок и его друзья» для детей старшего дошкольного возраста
Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберётся».
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел :
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешан,
Да в масле пряжён,
На окошке стужён;
Я у дедушки ушёл,
Я у бабушки ушёл,
У тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только заяц его и видел.
Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» — «Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!»
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешан,
Да в масле пряжён,
На окошке стужён;
Я у дедушки ушёл,
Я у бабушки ушёл,
Я у зайца ушёл,
У тебя, волка, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только волк его и видел. Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, лобок! Я тебя съем». — «Где тебе, косолапому, съесть мен
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешан,
Да в масле пряжён,
На окошке стужён;
Я у дедушки ушёл,
Я у бабушки ушёл,
Я у зайца ушёл,
Я у волка ушёл,
У тебя, медведь, не хитро уйти!
И опять укатился; только медведь его и видел. Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел :
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешан,
Да в масле пряжён,
На окошке стужён;
Я у дедушки ушёл,
Я у бабушки ушёл,
Я у зайца ушёл,
Я у волка ушёл,
У медведя ушёл,
У тебя, лиса, и подавно уйду!
«Какая славная песенка! — сказала лиса. — Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой ещё разок погромче». Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню. «Спасибо, колобок! Славная песенка, ещё бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок», — сказала лиса и высунула свой язык; колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса — ам его! — и скушала.
4