Валиева Айгуль Тимергалиевна
Проект по сюжетно-ролевой игре «Семья» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Проект по сюжетно-ролевой игре «Семья» во второй младшей группе»
Введение Актуальность темы: В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни. Проведя небольшое тестирование, можно определить, что не все дети знают о своей собственной семье :
• как зовут родителей (не разделяют понятия «мама» и «имя мамы»,
• кем работают их родители и бабушки с дедушками,
• мало кто из детей знает родственные связи,
• не понимают, кто кому кем приходится,
Публикация «Проект по сюжетно-ролевой игре „Семья“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Проекты
- Семья. Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
• кто старший в семье, кто младший Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому, семейным традициям. Цель проекта :
Формирование у детей первоначальных представлений о семье, о её членах, о роде их деятельности; обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры. Вид проекта : краткосрочный, творческий. По количеству участников: групповой. Участники проекта : дети, воспитатели, родители. Задачи проекта : - Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность); - Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»; - Учить называть членов своей семьи, устанавливать родственные связи; - Вызвать интерес к собственному имени; - Воспитывать у ребёнка доброжелательное отношение, уважение к своим родителям, желание помогать им. - Расширить кругозор о роде деятельности родителей, а так же ближайших родственников. - Развивать коммуникативные навыки детей. Гипотеза проекта. Если дети будут играть в сюжетно-ролевые игры, то разовьется личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Планируемые результаты. Для детей. Знание детьми информации о своей семье; понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека; умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье; проявление заботы и уважения ко всем членам семьи. Для родителей: повышение интереса родителей к деятельности детей в детском саду; создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверитель- ных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
3
Основная часть. Этапы реализации проекта.
1.1 Подготовительный этап.
Работа с детьми.
1)Проведение беседы на тему «Моя семья»
Цель деятельности педагога: формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья; вызвать у детей радость от созданного ими изображения; формировать навык аккуратной работы.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто же это пришёл к нам в гости? (Входит ёжик)
Ё жик: Здравствуйте, ребята! Я принёс вам письмо, тут написан ваш адрес. Вот возьмите. (Передаёт воспитателю)
Воспитатель: Здравствуй, ёжик! Большое тебе спасибо, проходи, будь наше гостем.
Ё жик: Некогда мне, у меня ещё много дел. В следующий раз обязательно останусь у вас, ребята!
Все: До свиданье, ёжик. Приходи к нам ещё.
2. Загадки. Беседа о членах семьи.
Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим, что же за письмо принёс нам ёжик. Ребята, да тут загадки. А вот послушайте загадку:
Излучает она свет,
От улыбки ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная…
Дети: Мамочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
(Выставляет на фланелеграф картинку с изображением мамы).
Беседа (опрос 2-3 детей) :
- Как зовут твою маму?
- Кто ты для мамы?
- Как мама называет тебя ласково?
Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:
Угадайте, кто же это?
Добрый, сильный, ловкий, смелый.
Жду ответа я, ребята,
Молодцы! Конечно…
4
Дети: Папа.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
(Выставляет картинку с изображением папы).
Беседа (опрос 2-3 детей) :
- Как зовут твоего папу?
- Кто ты для папы?
Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:
Всё хозяйство: лебеда,
Да хохлатка Рябушка,
Но ватрушками всегда
Нас накормит…
Дети: Бабушка.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!
(Выставляет картинку с изображением бабушки).
Беседа (опрос 2-3 детей) :
- Кто ты для бабушки?
Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка:
Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый…
Дети: Дедушка.
Воспитатель: Да, ребятки, правильно!
(Выставляет картинку с изображением дедушки).
Беседа (опрос 2-3 детей) :
- Кто ты для дедушки?
Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.
(Выставляет картинку с изображением всей семьи).
А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке.
3. Пальчиковая гимнастика «Семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
А этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.
2) Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья». Цель: формирование у детей представления о семье. 3) Рассматривание иллюстраций профессий.
5
Цель: знакомство с профессиями родителей. 4) Составление творческого рассказа на тему «Как я помогаю дома». Цель: воспитывать чувство любви и уважения к маме. 5) Чтение: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь» обр. М. Булатова, Е. Благинина «Посидим в тишине». Работа с родителями. 1) Консультация на тему «Роль сюжетных игр в познавательном развитии ребенка». Цель: просвещение родителей по данному вопросу. 2)Сделать фотоальбом на тему «Моя семья», «Счастливые моменты в моей семье», «Кем работают мои родители». 3)Изготовление атрибутов к игре : хлеб, пироги – из соленого теста; яичница, сосиски, колбаса, пицца, мясная и овощная нарезка – из бросового материала. Сбор коробочек, фантиков из конфет, баночек и бутылочек от йогурта. 1.2 Основной этап 1) Дидактичекая игра «Кто главный?». Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье. Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок. Ход игры. Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать : кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые. 2) Песенки-потешки «Наша Маша маленька», «Ладушки-ладушки». 3) Разучивание пальчиковой игры «Моя семья» 4) Показ игровых действий, создание ситуации «Мама и дочка». Методика проведения. Педагог подходит к кукле и ведет с ней диалог (от имени мамы и дочки, стараясь заинтересовать детей.
Мама. Дочка, тебе пора вставать, уже утро.
Дочка. Мамочка, доброе утро. Я проснулась, а где моя одежда?
Мама. Вот майка, вот платье. Одевайся. Я приготовлю завтрак.
Дочка. Я оделась и тебе помогу порезать хлеб. Поставлю посуду. Вот тарелки, ложки, чашки.
Мама. Молодец, ты моя помощница. А у меня и каша готова. Положу тебе и себе кашки. Будем завтракать.
Дочка. Каша вкусная, рассыпчатая, горячая.
Мама. Есть чай. Какой ты будешь – малиновый или вишневый?
Дочка. Малиновый. Он очень полезный.
6
Мама. Пей, дочка, пей, моя дорогая. Дочка. Спасибо, мамочка! Примечание. Далее воспитатель оставляет куклу для самостоятельной игры. 4) Показ игровых действий, создание ситуации «Папа – хороший хозяин». Методика проведения. Дети играют в дочки-матери, но не принимают в игру мальчиков.
Воспитатель (обращается к девочке-маме). Мама, я твоя старшая дочка. А ты моя мама? Мама, дай мне, пожалуйста, поесть. (Мама кормит дочку.) Мама, у нас сломался кран. Вода льется. Что делать? Мастера нельзя вызвать – сегодня выходной день. А где наш папа? Может, он починит кран? (Показывает на стоящего рядом мальчика.) Папа, помоги нам. (Если мальчик охотно вовлекается в игру, то он и становится папой. Если нет, то воспитатель привлекает другого мальчика.) А, ты не папа? А кто? Летчик? Тогда извини. А нам нужен папа. Вот наш папа. (Другому мальчику.) Папа, пойдем, почини, пожалуйста, кран. Ты умеешь? (Маме.) Мама, у папы есть слесарный набор: гаечный ключ, болты, насадки. Сейчас папа починит кран. Папа, ты чинишь? Что это у тебя? Вот и починил. Молодец, быстро справился. Пойду спрошу сестренку. Лиза, у нас больше ничего не сломалось? Сломался стул. Лиза, ты знаешь, какой у нас папа молодец, он все может починить. Попроси его, и он починит. Папа, а мой братик тоже будущий мужчина, и он будет у тебя учиться. Сережа, иди помоги папе стул отремонтировать.
Вот молодцы. Настоящие мастера. Мама, что ты скажешь? Мастеров надо покормить. Они заслужили. 1.3 Заключительный этап. Проведение сюжетно-ролевой игры «Моя семья». Беседа воспитателя с детьми. - Скажи с кем вы живете дома? Ответы детей (мамой, бабушкой, братиком и. т. д.) - Хорошо. А у кого дома есть животные собачка или кошка? -А какая Настя у вас мама? Опрос всех детей, (красивая, заботливая, трудолюбивая) А -какой ваш папа? (сильный, большой, умный) -А бабушки, у вас какие (добрые, ласковые, печет пироги, приносят подарки) -А у вас есть дедушка? Какой он? (Все умеет добрый, гуляет со мной, похож на папу) - Ребята, а кто хочет быть мамой, папой, дедушкой, бабушкой. -А вот когда дома кто-то заболеет: бабушка или маленькие детишки. Кто их лечить? -Правильно врач всех лечит,чтобы все были здоровы. Кто будет врачем? -А сейчас давайте выбирать одежду кому, что нужно. (если ребенок неправильно выбрал и одел одежду обращаю внимание, что бабушка старенькая, что бы согреть ноги юбку надо одеть длинную). Если дети все сделали правильно, хвалю. Предлагаю бабушке сесть в кресло (даю корзиночку с клубком и спицами, дедушке сесть на диван и читать газеты, врачу предлагаю посмотреть и выбрать из коробки предметы, которые нужны для лечения. Папа уходит на работу,он работает шофером на автобусе. (Строим автобус из стульев, берем руль и едим.) Мама гладит белье готовит обед. Спрашиваю: "Для кого
7
готовит обед? Кого хочет накормить? (что бы все были сыты) В чем готовишь суп? Чем еще будешь кормить? (пожарю картошку, котлетки) На чем будешь жарить? (на сковородке). Чем еще будешь угощать? (чаем, компотом). -Ой, кто - то плачет?. Это дочка плачет. Бабушка качает куклу и поет ей песенку. Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.
"Ав-ав-ав"-лает собачка. Как зовут собачку? Что с ней случилось? -Болит лапка. Дедушка собирается с собачкой к врачу. Подходит к автобусу. Едет. Остановка-больница. Дедушка выходит, идет к врачу. -Здравствуйте! -Что у вас болит? -Лапка у собачки. -Сейчас поможем, забинтуем, и лапка пройдет. - Спасибо доктор! Садится в автобус, едет домой. -Ложится на диван, собачку кладет на подушку. Дзинь-дзинь, звенит телефон у доктора. -Алло! Что случилось у вас?. Сейчас приеду. Собирает чемоданчик и едет к кукле Маше. Измеряет температуру, дает микстуру. Шофер чинит машину, достает инструменты, заправляет бензином. Дедушка чинит ширму, достает молоток. Мама с бабушкой накрывают на стол. Приглашают дедушку, папа приходит с работы. Мама накладывает, убирает посуду со стола. Бабушка разливает чай. Поев, говорят. -Спасибо! А сейчас мы встанем в круг и приготовим ладошку. Пальчиковая гимнастика. Этот пальчик-дедушка Этот пальчик-бабушка Этот пальчик-папочка Этот пальчик-мамочка А этот пальчик-я Вот и вся моя семья Крепкая и дружная Как кулачок.
8
Заключение.
Выводы по реализации проекта :
• Существенное расширение игровых приемов, способов использования игрового оборудования и предметов-заместителей;
• Качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;
• Самостоятельное инициирование игры, совмещение нескольких сюжетов, творческое развитие игровой ситуации;
• Успешное включение детей в игру и обыгрываемый выход из игры; стремление к реализации игрового замысла;
• Активная позиция детей по «реалистичности» исполнения роли всеми участниками игры; трансляция «должного» для этой роли поведения игрока;
• Значительно возросший интерес воспитанников к сюжетно-ролевой игре;
• Очевидный воспитательный эффект: повышение культуры поведения, взаимоотношений; развитие наблюдательности; внимания к окружающей действительности; уважение к результатам чужого и собственного;
• Формирование чувства сопричастности к родному дому, семье;
• Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи;
• Работа с родителями играет существенную роль в реализации проекта, происходит обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.