Калинина Оксана
Проект по сенсорному развитию «Познаём мир играя» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование проекта : «Познаем мир играя»
«Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста»
Вид проекта : групповой, познавательный, игровой, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный (июнь-август)
Возрастная группа : первая младшая группа
Публикация «Проект по сенсорному развитию „Познаём мир играя“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Участники проекта : дети первой младшей группы,
воспитатель Калинина О. В.
Актуальность проекта :
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Значение сенсорного воспитания трудно переоценить, ведь оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни : предметов, их свойств и качеств.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта : обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта :
• Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
• Формировать сенсорные представления детей раннего возраста о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
• Обогащать знания детей способам обследования предметов.
• Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
Этапы реализации проекта :
1 этап — подготовительный этап
Задачи этапа:
• Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.
• Разработка содержания проекта «Познаём мир играя»
• Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
• Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
2 этап — основной
Задачи этапа:
• Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр.
• Подбор дидактических игр, игр с элементами экспериментирования, практических заданий, стихов, загадок.
• Обогащение развивающей среды
• Подбор и изготовление дидактических игр
• Подбор и изготовление наглядных пособий
• Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию
• Проведение индивидуальной работы с детьми
3 этап: — итоговый
Задачи этапа:
• Анализ результатов проекта
• Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию
• Создание презентации проекта по сенсорному развитию
• Анализ полученных результатов, выводы.
План реализации проекта
Содержание работы с детьми
Д. и. «Соберем игрушку» (пирамидка). Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.
Д. и. «Веселые матрешки»
Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Д. и. «Соберем пирамидку»
Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.
Д. и. «У кого какое платье» Учить выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона.
Д. и. «Найди такую же фигуру»
Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Д. и. «Помоги матрешке найти свои игрушки». Учить детей группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Д. и. «Грибы на поляне».
Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один и много.
Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех. Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине.
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
Размещение грибов четырёх цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета. Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
Выкладывание из мозаики. Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки».
Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать
Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком).
Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями.
Д. и. «Сделаем матрешке бусы». Закрепить умение чередовать предметы по цвету.
Д. и. «Башенки для гномиков».
Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
Игра «большие и маленькие» учить ребенка чередовать предметы по величине
Д. и. «Где Мишка?»
Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.
Игра : «Что там?» Учить устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки
Дидактическая игра «Собери квадрат»
формировать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, учить составлять фигуру из частей.
Д. игра : «Узкая и широкая дорожка» Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределять постройки по поверхности.
Д. и. «Поручения».
Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
Разрезные картинки.
Развивать сенсорные способности детей : умение по части восстанавливать целое.
Д. игра «Чудесный мешочек». Учить детей узнавать предметы по характерным признакам, нахождение знакомых предметов на ощупь.
Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей». Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.
Д. и. «Посади бабочку на цветок».
Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету.
Ожидаемые результаты проекта :
• Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
• У детей группы сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
• Совершенствование умений детей обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
• Предметно-развивающая среда обогащена дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.