Рыбакова Екатерина
Проект по сенсорике «Познаем играя» вторая младшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Темочки:
- Игры для детей
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
Всестороннее развитие дошкольников осуществляется на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе.
Именно поэтому большинство дидактических игр в данном направлении рассчитаны именно на детей в возрасте от 3 до 4 лет.
Следует также сказать, что дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей этого возраста. Потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Этим же и обосновывается то, что в ходе дидактической игры можно не только наблюдать за развитием его определенных качеств и умений. Но также и корректировать их и направлять в более правильное русло. Иногда в большей, иногда в меньшей степени.
Итак, актуальна эта тема потому что:
успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов;
дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;
дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей;
дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей дошкольного возраста, потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру.
Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.
Возникает необходимость использования современных педагогических технологий образования, в свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня.
Цель проекта :
Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Исходя из цели выделили для себя следующие задачи:
• Создание предметно-развивающей среды для обогащения и накопления сенсорного опыта детей.
• Использование дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности.
• Применение сенсорных эталонов в практической деятельности детей
• Взаимодействие с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Интеграция областей :
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Формировать представления детей об объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе (мире);
- -Пробудить интерес к дидактическим играм по сенсорике детей дошкольного возраста
- Формировать знания и представления детей о цвете, форме, величине ;
- Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения, мышление);
- Ознакомление детей с дидактическими играми по сенсорике;
- -Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме, величине, цвету.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Обогащать словарный запас детей (словарь существительных, прилагательных);
- Развивать связную речь
- Совершенствовать грамматический строй речи;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Совершенствовать навык
Развивать мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания;
- Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности;
- Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта;
- Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое;
- Воспитывать гуманное, бережное отношение к окружающему миру.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Совершенствование общей координации движений
- Развитие мелкой моторики рук
- Разучивание физкультминутки «Бабочка»
Проблема: Недостаточный уровень знаний детей о форме, величине, цвете.
Вид проекта : Групповой
Тип проекта : познавательно – игровой.
Сроки проекта : среднесрочный (ноябрь 2020г. – декабрь 2020 г.)
Участники проекта :
1. воспитатели;
2. дети II младшей группы;
3. родители.
Предварительная работа:
Сбор информации по сенсорному развитию
Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации в книгах, наглядный материал.
Подбор литературного материала (загадки, потешки, сказки).
Подбор и изготовление дидактических игр
Ожидаемый результат:
• Вовлечение каждого ребенка в исследовательскую деятельность;
• Развитие коммуникативных навыков;
• Пополнение словарного запаса и развитие творческих способностей у детей;
• Приобретение новых знаний.
• Повышение уровня сенсорного развития детей;
Принципы построения проекта.
- Системность
- Учёт возрастных особенностей детей
- Дифференцированный подход
- Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний, постепенного и постоянного усложнения материала
- Поэтапное использование игр
- Гуманное сотрудничество педагога, родителей и детей
- Высокий уровень трудности
Формы организации детской деятельности.
1. Логико-математические игры.
2. Интегрированные игровые занятия.
3. Совместная деятельность педагога и детей.
4. Самостоятельная игровая деятельность
Этапы реализации проекта
I этап подготовительный
1. Постановка цели, задач.
2. Изучение литературы;
II этап практический
II. Разработка проекта
1. Создание необходимых условий для реализации проекта.
2. Планирование проекта.
3. Выбор форм работы с детьми.
4. Выбор основных мероприятий.
5. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.
Содержание работы:
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми;
Подбор и изготовление дидактических игр;
Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»;
Консультации для родителей: ««Сенсорное развитие посредством дидактических игр»»;
Дидактические игры:
«ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ», «ВКЛАДЫШИ», «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МОТОЧКИ», «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ», «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ», «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК», «ЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ», «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ», «ГДЕ КРУГ, А ГДЕ КВАДРАТ», «ПОДБЕРИ ФИГУРУ», «ПРЯТКИ», «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», «СПРЯЧЬ ЛИСТОК», «НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ», «ЗАКЛЕЙ ДЫРКИ», «СДЕЛАЙ, КАК БЫЛО»
Проведение с детьми НОД по сенсорному развитию детей : «Волшебная полянка»;
«Художественно - эстетическое развитие. Лепка» : «Зёрнышки для петушка»
«Художественно - эстетическое развитие. Рисование» : «Лучики для солнышка»
«Ознакомление с художественной литературой» : Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»
III этап итоговый. Внедрение проекта - проведение бесед, опытов, поисково-исследовательской деятельности с детьми.
Реализация:
Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей;
Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
Проведение дидактических игр и игр-занятий;
Исследовательская деятельность детей.
Результаты проекта :
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
Дополнен уголок по сенсорному развитию дидактическими играми и материалами;
Ознакомление с опытом работы педагогов, коллег ( выступление на Совещании педагогов на тему: «Сенсорное воспитание - как часть работы по познанию с младшими дошкольниками.»).
Создание ЛЭП бука «Изучаем цвета», «Цвет, форма, величина».