Елена Барабашина
Проект по самообразованию «Моя малая Родина — часть Родины большой». Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область
«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»
Проект по теме : «Моя Малая Родина»
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели группы, представители поселка и социальных организаций и учреждений.
Публикация «Проект по самообразованию „Моя малая Родина — часть Родины большой“, Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Актуальность темы: Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения. К концу дошкольного периода ребенок должен усвоить следующее: Малая Родина – является частью нашей Родину большой. Есть свои обычаи и традиции, свои умельцы и талантливые люди, которыми гордится наш поселок.
Каждый город, поселок нашей Родины неповторимы. Детей необходимо знакомить с той обстановкой и содержанием, которые их окружают. Задача взрослых направить их познание в нужное русло.
Цель: Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста осознанного чувства патриотизма и любви к Малой Родине, как части Родины большой.
Задачи:
- Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
- Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Формировать чувства привязанности к своему поселку, детскому саду, своей семье через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.
- Организация активного взаимодействия социальными структурами и организациями поселка.
- Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством средствами эстетического воспитания : музыка, художественное творчество, художественное слово.
- Систематизировать и закреплять знания детей о природе края;
- Воспитать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики России, родного края; познакомить с гербом района.
- Воспитывать чувство патриотизма и гордость за свою страну в целом; представление о героизме
Проект реализуется по трем направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с социальными структурами.
3. Взаимодействие с родителями.
Вид проекта : познавательный, долгосрочный (9 месяцев, групповой).
Основной раздел программы: Нравственно-патриотическое воспитание и познавательное развитие старших дошкольников.
Разделы программы, содержание которых включено в проект : развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, спортивные мероприятия, занятия по ознакомлению с окружающей средой.
Ожидаемый результат: развитие интегративных качеств соответствующих возрасту
- имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе» :
- знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;
- знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
- может рассказать о своем родном поселке, назвать улицу, на которой живет;
- знает, что Малая Родина - часть России. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
- имеет представления о Российской армии, о Дне Победы;
- приобретение детьми социального опыта;
-родители стали единомышленниками педагогов, способными оценить возможности ребенка и вместе с педагогами участвовать в формировании патриотических чувств ребенка.
1. Подготовительный этап
№ Мероприятия Сроки проведения Ответственный
1 Подбор и изучение методической литературы поданной теме 1 неделя сентября Барабашина Е. А.
2 Подбор художественной литературы русских писателей и поэтов и произведений художников 1 неделя сентября Барабашина Е. А.
3 Адаптирование материально-технического оснащения группы в соответствии с ФГОС и возрастом детей 1-2 недели сентября Барабашина Е. А.
4 Постановка цели, разработка содержания образовательно-воспитательного процесса, группировка материала, составления плана работы. 3 неделя сентября Барабашина Е. А.
дети
5 Опрос родителей «Выявление наиболее интересных тем для разработки индивидуальных проектов детей» 3 неделя сентября Барабашина Е. А.
родители, дети
6 Привлечение родителей к участию в проекте. Консультация «Значение проектной деятельности в ДОУ» 3 неделя сентября Барабашина Е. А.
родители
2. Основной этап
№ Мероприятия Сроки проведения Ответственный
1 Беседа «Я живу в поселке Пруды», Рассматривание иллюстраций и фото с изображением нашего поселка, зданий магазинов, детского сада, школы, библиотеки, аптеки, Дома культуры. Поселкообразующие организации- беседа с презентацией. 3 неделя сентября Барабашина Е. А
2 Беседа «Мы православные» Рассматривание иллюстраций и фото с изображением храма нашего поселка 4 неделя сентября Барабашина Е. А
3 Экскурсия в храм «Праздник Рождества Пресвятой Богородицы» 4 неделя сентября Барабашина Е. А
4 Экскурсия «Улица Центральная», дидактическая игра «Дома бывают разные». 1 неделя октября Барабашина Е. А
5 Экскурсия в храм «Покров Пресвятой Богородицы» 2 неделя октября Барабашина Е. А
6 ООД «Ознакомление с картой России» Чтение книги «Мы живем в России» 3 неделя октября Барабашина Е. А
7 Продолжение темы; ООД «Ознакомление с картой Нижегородской области». 4-5неделя октября Барабашина Е. А
8 ООД «Единство России – история возникновения праздника» Беседы: «Кто такие богатыри?», «Кто такой герой?», «Минин и Пожарский – защитники земли русской». Рассказ о защитниках земли русской – Александре Невском (чтение произведений) 1 неделя ноября Барабашина Е. А
9 Экскурсия в храм «Праздник Казанской Божией Матери» 1 неделя ноября Барабашина Е. А
10 Продолжение темы; ООД «Малая Родина – часть Родины большой» Чтение стихотворения Воронько «Лучше нет родного края» 2 неделя ноября Барабашина Е. А
11 Экскурсия «Наша Библиотека - «Хранилище слов»» 3 неделя ноября Барабашина Е. А
Цветкова Т. Л.
12 ООД «Красота родного края»- презентация о базе отдыха «Чистые Пруды» 4 неделя ноября Барабашина Е. А
13 Продолжение темы; чтение стихов русских поэтов о красоте родного края – из материала Т. И. Подрезовой 5 неделя ноября Барабашина Е. А
14 ООД «О многонациональности нашей Родины» Рассматривание иллюстраций и фото с изображением народностей в национальных костюмах. Дид. игра «Наша родина –Россия» 1 неделя декабря Барабашина Е. А
15 Продолжение темы; «О дружбе народов в нашем поселке!» 2 неделя декабря Барабашина Е. А
16 Беседы «Твой любимый праздник», «Как отмечают праздники в твоей семье», «Традиции твоей семьи». Развивать интерес к народным и семейным традициям. Чтение стихов о семье. 3 неделя декабря Барабашина Е. А
17 Экскурсия в храм «Праздник Святителя Николая Чудотворца» 3 неделя декабря Барабашина Е. А
18 ООД «Природа и фауна нашего края (знакомство с Красной книгой)» Мастер- класс «Птичья столовая»+ Конкурс среди семей «Кормушка нашего двора»- проявление заботы и бережного отношения к окружающей природе. 4-5неделя декабря Барабашина Е. А
родители
19 «Рождественский праздник!» - беседы и развлечения на Святочной неделе «Коляда!»- народные праздники 1 -3 неделя января Барабашина Е. А
20 Совместная деятельность с родителями «Веселые каникулы!» -благоустройство зимней площадки для игр 4 неделя января Барабашина Е. А
родители
21 Экскурсия в библиотеку «Народные умельцы» на выставку
В. М. Ненарочной, А. Д. Эльмеметова и Т. Л. Цветковой. 1 неделя февраля Барабашина Е. А Цветкова Т. Л.
22 Цикл занятий по познавательному блоку: «Наша Армия».
2-3 неделя февраля Барабашина Е. А
23 Творческая деятельность детей «Подарок папе» и выставка «Солдаты Армии родной» (фото отцов и дедов) 3 неделя февраля Барабашина Е. А
24 Беседа о народной традиции встречи «Масленицы, как вестницы весны» 4 неделя февраля Барабашина Е. А
25 Экскурсия в библиотеку «Масленица пришла!» Презентация, выставка 4 неделя февраля Барабашина Е. А
Цветкова Т. Л.
26 ООД "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"
Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, стремление помогать ей. Подготовить подарок своими руками 1 неделя марта Барабашина Е. А
27 Беседы о наших спортсменах. Рассматривание иллюстраций и фото с их изображением. 2 неделя марта Барабашина Е. А
28 Подготовка и участие в «Малышиаде» - команда, как представители п. Пруды 2 неделя марта Барабашина Е. А
Арбекова Н. П.
Шарова А. Е.
29 Продолжать формировать представление о государственных символах - флаге, гербе, гимне; подвести к пониманию того, что символы не только обозначают, а и описывают явления. Воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине. Д/и «Узнай наш флаг», «Узнай наш гимн», «Кто в какой стране живет». 3-4 неделя марта Барабашина Е. А
30 Конкурс среди семей воспитанников «Придумай герб родному поселку!» 4-5 неделя марта Барабашина Е. А
родители
31 Индивидуальные беседы по реализации проекта с детьми. «Улица, на которой я живу», «Моя СЕМЬ-Я», «Когда папа, и мама были маленькими» 1 неделя апреля Барабашина Е. А
Родители, дети
32 Ко Дню Космонавтики ООД: «Наши космонавты». Познакомить с космонавтами. Беседы: «Кто такие космонавты», «Планеты солнечной системы», «Голубая планета – Земля», «Семья планет», «Освоение планет». 2-3 неделя апреля Барабашина Е. А
33 Творческая деятельность детей - выставка рисунков о космосе. Воспитывать уважение к этой опасной и трудной профессии, учить детей мечтать. 3 неделя апреля Барабашина Е. А
34 Подготовка к экскурсии возложению цветов к обелиску павших солдат. «Поздравительная открытка к празднику 9 Мая».
4 неделя апреля Барабашина Е. А
35 Чтение рассказов и стихов о войне: «Обрывок провода» и др. Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен: «Смуглянка», «России русые косички», ««Бравые солдаты», «День Победы». 4-5 неделя апреля Барабашина Е. А
36 Экскурсия и возложение цветов к обелиску «Никто не забыт, ничто не забыто». Встреча со старейшим жителем поселка Сусловой В. И. 1-2 неделя мая Барабашина Е. А
37 Беседа: рассказ воспитателя о значимости обучения в школе. Составление рассказов на тему «Дети пошли в школу».
Чтение А. Барто «Первоклассница». Сюжетно-ролевая игра «Школа» 3-4 неделя мая Барабашина Е. А
3. Заключительный этап
№ Мероприятия Сроки проведения Ответственный
1 Обзорное занятие по итогам проекта. «Что значит быть гражданином?» «Как можно прославить свою страну?» 1-2 неделя мая Барабашина Е. А
2 Высаживание сирени на аллею детского сада. Показать детям, что и они в силах благоустроить свой поселок. 3 неделя мая Барабашина Е. А
Родители, дети
3 «Никола летний» (народное название праздника Святителя Николая Чудотворца)- посещение службы, исповедь и причастие детей. 22 мая Барабашина Е. А
4 Тематическая экскурсия в школу на праздничную линейку «Последний звонок» - знакомство со школьными традициями. 25 мая Барабашина Е. А
5 Заключительное занятие – защита детьми индивидуальных и семейных проектов : «Когда мама и папа были маленькими» и «Я вырос!». 4 неделя мая Барабашина Е. А
Родители, дети
6 «Выпускной бал!»- итоговое мероприятие. Постараться,чтобы у детей остались приятные воспоминания о годах, проведенных в детском саду и сформировалось желание нас навещать. 31 мая Сотрудники д/сада, Родители, дети
Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов, форм, организации деятельности обучающихся.
Выбирая «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» я старалась направить детский познавательный интерес к родному краю в нужное русло. Для этого требуются включения в содержание ООД (организованная образовательная деятельность) дошкольников использования имеющихся знаний и умений в новой для них ситуации, для получения новых знаний, и учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы, с возрастанием ребёнка расширяю содержание, усложняю элементы познавательной деятельности и успешного овладения ими детьми.
Использование новых технологий: электронные носители, проекторы, компьютер
Методы и приемы:
Частично-поисковый (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
Метод обследования, наглядности (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории поселка, познавательных фильмов)
Мотивационный (убеждение, поощрение)
Показ воспитателя.
Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения)
“По страницам книг ”, “Спросить у взрослого”, “Обратиться к Интернету”.
Участие детей и их семей в различных конкурсах и соревнованиях: рисунков, поделок, развлечениях.
Рефлексия: На момент завершения реализации данного проекта можно сделать следующие выводы: дети четко уяснили что, такое «Малая родина – часть родины большой» и не путают эти два понятия. Знают границы нашей страны и почему их надо охранять «Чужого не надо, но и свое не отдадим…»
Возросло уважительное отношение к памяти прошлых лет, к современному достоянию поселка. Было заложено основание для трудолюбия и уважения труда и бережливое отношение к его результатам, как своим, так и чужим. Дети узнали и поняли назначение различных организаций поселка. Укрепились в своем понимании веры и любви к Отечеству, гордятся своими святыми, народными героями и узнали о своих талантливых земляках. Дети чаще проявляют бережное и заботливое отношение к окружающему их миру и природе, произошли изменения в личностных качествах детей - стали инициативней, доброжелательней, сдержанней и терпеливей друг к другу. Замкнутые дети легче идут на контакт со сверстниками и взрослыми. Поставленная цель и задачи проекта по теме самообразования, я считаю, были выполнены. Остается надеяться, что родители и школа продолжат начатую работу по нравственно - патриотическому воспитание детей.
Литература:
1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России» Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Москва 2008
2. В. Степанов Учебник для малышей. «Моя Родина – РОССИЯ!» ООО Издательство «Фламинго» 2006
3. В. И. Петрова, Т. Д. Стульчик «Этические беседы с дошкольниками. Издательство «МОЗАИКА- Синтез»2015
4. М. Б. Зацепина «Дни воинской славы» патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Издательство «Мозаика - Синтез»2008.
5. Е. А. Алябьева «Новый детский сад с любовью» «Дни этики в детском саду» Творческий центр. Москва 2011
6. Р. И. Жуковская,Л. А. Пеньковская «Хрестоматия для старшего дошкольного возраста». Издательство «Просвещение»
7. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Е. Вераксы «От рождения до школы»
8. Т. И. Подрезова «Материалы к занятиям по дощкольному воспитанию и развитию» Айрис-пресс. Москва 2006
9. Интернет-ресурс «Социальная сеть работников образования «Наша сеть», «МААМ»