Оксана Владимировна Разаренова
Проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Волшебный квадрат»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проект, направленный на организацию деятельности детей старшего возраста по речевому развитию» на тему: «Волшебный квадрат».
Содержание
1. Актуальность проблемы…3
2. Цель проекта…. 4
3. Задачи проекта…5
4. Механизм реализации проекта (содержание мероприятий по этапам реализации) …5
Подготовительный этап. 5
Основной этап. 5
Заключительный этап. 6
5. Результаты проекта…6
Публикация «Проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста „Волшебный квадрат“» размещена в разделах
6. Оценка результатов проекта …8
7. Устойчивость проекта…9
8. Распространение результатов…. 11
9. Функции сотрудников проекта…11
10. Ресурсы проекта…. 11
11. Календарный план – график…12
Актуальность проблемы
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы - не исключение, уровень развития их речи требует повышенного внимания. У многих детей не развита связная речь. В общении зачастую присутствует множество проблем:
- односложная речь, состоящая только из простых предложений;
- неумение построить грамматически правильное распространенное предложение;
- бедный словарный запас;
- неспособность доступно и грамотно формулировать вопросы, строить краткие или развернутые ответы;
- неумение строить диалог на предложенную тему в сюжетном или описательном рассказе;
- неспособность пересказать историю своими словами.
В требованиях ФГОС в пункте 2.6. речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Моя задача — научить дошкольников последовательно, правильно выражать свои мысли. Дети должны уметь рассказывать о разных ситуациях из окружающей действительности с помощью связной и богатой речи.
Чтобы достигнуть эффективных результатов, я решила использовать нетрадиционный метод работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи – мнемотаблицы.
Мнемотаблица - это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки в квадратах и их количество в схеме - модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. В мнемотаблице можно изображать практически всё. В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для разучивания стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, пальчиковых игр, а так же для составления описательных рассказов по любой лексической теме, рассказыванию сказок. Опираясь на таблицы, дети легко запоминают текст и передают его содержание.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Гипотеза исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблиц будет эффективным при создании следующих педагогических условий:
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- развитие связной речи проходит во всех видах деятельности;
- наглядный материал (мнемотаблицы) должен быть интересен ребенку (яркий, красочный) и соответствовать предъявляемой теме.
Цель проекта : развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через применение мнемотаблиц.
Задачи проекта :
1. Подготовить материал для работы с детьми в ходе реализации проекта.
2. Применять мнемотаблицы в непосредственной образовательной деятельности детей.
3. Обучить родителей работе с мнемотаблицами дома с детьми.
Механизм реализации проекта (содержание мероприятий по этапам реализации).
Подготовительный этап:
1. Изучение литературного материала.
Цель: отбор информации и методического материала.
Участники: педагог.
2. Консультирование родителей логопедом «Роль мнемотаблиц в речевом развитии детей».
Цель: информирование родителей.
Участники: логопед, родители.
3. Создание картотеки мнемотаблиц по формированию связной речи.
Цель: создание оптимальных условий для совместной и самостоятельной речевой деятельности детей.
Участники: педагог, родители.
Основной этап
1. Внесение корректив в перспективное планирование.
Цель: построение дальнейшей работы с детьми.
Участники: педагог, родители.
2. Анкетирование родителей.
Цель: сбор информации о компетентности родителей в вопросах о работе с мнемотаблицами.
Участники: педагог, родители.
3. Оформление стенда для родителей.
Цель: получение полезной информации в работе с детьми.
Участники: педагог, родители.
4. Мастер - класс «Волшебный квадрат».
Цель: получения опыта работы с мнемотаблицами.
Участники: педагог, родители.
5. Создание альбома мнемотаблиц на лексическую тему «Осень».
Цель: применение для индивидуальной и самостоятельной деятельности.
6. Организация НОД с использованием мнемотаблиц.
Цель: развитие связной речи у детей.
7. Проведение фотовыставки.
Цель: представление родителям деятельность детей на фото.
8. Проведение конкурса для родителей.
Цель: принятие участие родителей по разработке мнемотаблиц.
Заключительный этап:
1. Анкетирование родителей.
Цель: сравнение результов работы родителей с мнемотаблицами дома.
2. Анализ деятельности по проекту.
Цель: диагностирование эффективности данного проекта.
3. Родительское собрание.
Цель: представление видеоматериала деятельности детей.
4. Выступление на педагогическом совете.
Цель: представление опыта коллегам.
Результаты проекта
Содержание деятельности Результаты
Количественные Качественные
Изучение и обор литературного материала Отобрано 5 книг Литература с помощью которой планируется работа с детьми
Консультация для родителей от логопеда 1 консультация Родители получат информацию работы с детьми по мнемотаблицам.
Создание картотеки мнемотаблиц Создали 2 папки Методическое пособие для деятельности детей
Внесение корректив в перспективное планирование На основе перспективного планирования строится работа с детьми Формируются речевые навыки
Анкетирование родителей Опрошено 20 родителей Результаты помогут в дальнейшей работе
Оформление стенда для родителей Вывешено 5 материалов Знакомит родителей с информацией
Мастер – класс Участвовали 20 родителей Родители получат опыт работы по разработке мнемотаблиц
Создание альбома мнемотаблиц Разработали 17 мнемотаблиц Альбом для работы с детьми
Организация НОД с использованием мнемотаблиц Проведено 4 занятия Формируются связная речь посредством мнемотаблиц
Проведение фотовыставки Участвовали 8 детей Фотографии деятельности детей
Проведение конкурса для родителей и детей, выставка Участвовали 17 родителей Мнемотаблицы
Анализ деятельности по проекту Обследовано 15 детей Результаты диагностики помогут в планировании деятельности детей
Родительское собрание Присутствовали 13 родителей Родители получат раздаточный материал по разработке мнемотаблиц в домашних условиях
Выступление на педагогическом совете Присутствовали 8 человек Передать опыт коллегам
Оценка результатов проекта
Содержание деятельности Параметры оценки
Количественные Качественные
Изучение и обор литературного материала 5 книг Информация
Консультация для родителей от логопеда 2 консультации Информация
Создание картотеки мнемотаблиц 2 папки Мнемотаблицы
Внесение корректив в перспективное планирование 1 лист Планирование
Анкетирование родителей 20 родителей Диагностика
Оформление стенда для родителей 5 листов Информация
Мастер – класс 20 родителей Мнемотаблицы
Создание альбома мнемотаблиц 17 мнемотаблиц Альбом
Организация НОД с использованием мнемотаблиц 4 НОД Конспект НОД
Видео съёмка
Проведение фотовыставки 8 детей Фотографии
Проведение конкурса для родителей и детей, выставка 17 родителей Выставка мнемотаблиц
Анализ деятельности по проекту 15 детей Диагностика
Родительское собрание 13 родителей Фотографии
Доклад
Материал
Выступление на педагогическом совете 8 человек Доклад
Устойчивость проекта
1. Проект будет согласован с руководством СП детского сада «Зоренька» и родительским комитетом, заинтересованным в проведении проекта.
2. Заложены все средства в наличии.
3. Для повышения уровня речевой активности детей было принято решение разработать проект по организации сотрудничества СП и семьи в вопросах развития речи детей. Поставила задачу родителям, что развитие речи детей не должно идти стихийно. Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами речевого развития. Ведь семья, по - прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей. Поэтому считаю, что актуальность данного проекта заключается в том, что в развивающую работу по развитию речи детей были вовлечены родители воспитанников. Их осознанное включение в совместный с педагогами детского сада образовательный проект позволил значительно повысить уровень речевого развития детей.
4. Итогом стало выделение особенностей связной речи у детей старшего возраста.
- дети умеют логично выстраивать предложения, но у некоторых детей еще нарушается последовательность слов;
- дети умеют устанавливать логично – смысловые отношения между предметами, изображенными на картинках;
-при пересказе устанавливают причинно – следственные связи и достаточно хорошо составляют предложения;
- практические отсутствуют грамматические ошибки;
- самостоятельно составляют рассказ – описание.
Цель нашего исследования: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через применение мнемотаблиц была достигнута, так как были решены все поставленные задачи.
А именно:
- подготовили материал для работы с детьми в ходе реализации проекта;
- применили мнемотаблицы в непосредственной образовательной деятельности детей;
- обучили родителей работе с мнемотаблицами дома с детьми.
А также проведён сравнительный анализ по выявлению особенностей связной речи детей дошкольного возраста.
Проанализированы результаты работы по выявлению особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Дан количественный и качественный анализ полученных данных.
Разработана картотека мнемотаблиц по лексическим темам, работа будет продолжаться, опыт будет передаваться другим группам, педагогам.
Таким образом, мы убедились, что тема актуальна, задачи выполнены, цель достигнута.
Распространение результатов
Исполнители проекта : педагог.
Соисполнители проекта : логопед.
Функции сотрудников проекта
Педагог – отбирает материал, создаёт картотеку, вносит коррективы в перспективный план, проводит опрос родителей, оформляет стенд, проводит мастер – класс, разрабатывает мнемотаблицы, подготавливает раздаточный материал, создаёт альбом с мнемотаблицами, организовывает деятельность с детьми, снимает видео съёмку, пишет объявление, распечатывает материалы, организовывает фотовыставку, конкурс для родителей, проводит родительское собрание, показывает видео о деятельности воспитанников, готовит доклад, выступает перед коллегами, разрабатывает презентацию, показывает педагогам, делится опытом.
Логопед – отбирает материал, даёт информацию для родителей.
Родители – принимают участие в осуществлении проекта, участвуют в диагностике, мастер – классе, конкурсе, создают мнемотаблицы, знакомятся с информацией на стенде, смотрят фотографии детей, посещают родительское собрание, смотрят видео деятельность детей в работе с мнемотаблицами.
Ресурсы проекта
Информационные: литература, методические разработки, интернет ресурсы, сайты.
Технические: компьютер, принтер, ксерокс, видеокамера.