Елена Мыльникова
Проект по речевому развитию во второй младшей группе «Пальчиками играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по речевому развитию во 2 младшей группе «Пальчиками играем - речь развиваем»
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Участники проекта: дети, воспитатели
Публикация «Проект по речевому развитию во второй младшей группе „Пальчиками играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Вид проекта: игровой
Сроки реализации: сентябрь - декабрь.
Тип проекта: среднесрочный
Проблема
К 3 годам уровень речевого развития детей нашей группы недостаточен. Многие дети не разговаривали. Одной из причин тому является то, что родители мало разговаривают с детьми из-за своей занятости. Дети больше смотрят телевизор. Они мало делают что-то своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.
Актуальность работы
по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка. Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения.
Именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.
Важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Цель: развивать речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, используя разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук
Задачи:
Для воспитателя: Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей. Создать подборку методической литературы по теме. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами.
Для детей:
Активизация речи детей, развитие пальцевой моторики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
-формировать практические умения и навыки в продуктивной и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста
- укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- развивать познавательные и психические процессы: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
- повышать уровень речевого развития детей
Формы работы:
- пальчиковые игры;
- игры-экспериментирования с предметами и материалами;
-самомассаж рук.
- игры с предметами,
- разного вида шнуровки,
- пальчиковый театр,
Ожидаемый результат:
Для детей:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- кисти рук детей приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений;
- у детей будут сформированы навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями
План реализации проекта
1 этап – подготовительный:
Определение цели и задач проекта.
Изучение литературы по теме.
Подбор методической литературы.
Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)
Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.
2 этап – основной исследовательский:
1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук:
массаж тыльной стороны кистей рук;
массаж ладони;
массаж пальцев рук
растирание, поглаживание, пощипывание, постукивание
кистей рук и каждого пальчика отдельно.
2. Пальчиковые игры: «Семья», «Капуста», «Дружба»….
3. Игры на манипуляцию с предметами. «Светофор, «Веселая гусеница», «машина», «Кораблик» «Счеты», «Лабиринт», игры со счетными палочками
4. Игры-шнуровки, мозаика, вкладыши.
5. Продуктивная деятельность (нетрадиционные техники) «Узоры на подносе» (ватными палочками, пальчиками, лепка, аппликация из пластилина
6. Упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок. упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания потешек, сказок;
7. Пальчиковый театр,
8. Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, бумага)
9. Игры с крупой
3 этап – заключительный:
Выставка «Игры для развития мелкой моторики рук»
Выступление на итоговом педагогическом совете с результатами работы по теме проекта (презентация).
Результативность:
В ходе реализации совместного проекта «С пальчиками играем – речь развиваем» достигнуты определённые результаты:
1. Создана предметно – развивающая среда для развития мелкой моторики;
2. Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. Большинство детей достигло необходимого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания
3. Разучены с детьми пальчиковые игры
Вывод:
Проект дал положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Заключение:
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Литература
1. 1. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М. :ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.
2. О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс
3. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова
4. Гаврилова пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
5. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
6. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008
Интерактивные ресурсы
http://www.boltun-spb.ru – Логопедический сайт для заботливых родителей.
http://proigrushku.ru – Детские игрушки и развивающие игры