Прохоренко Ольга
Проект по речевому развитию «В гостях у сказки» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
по речевому развитию через игровую деятельность
"В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
в разновозрастной (5-7 лет) группе
Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,
думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проект по речевому развитию „В гостях у сказки“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
«Дети перестали читать» - очень часто мы слышим эту фразу. Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают время ребенка, захватывают заповедные уголки его сознания и души. Но книгу нельзя заменить экраном. Книги со сказками вводят ребенка в мир человеческих чувств, радости и страданий, отношений, поступков, характеров. Велика роль сказок в формировании личности и речевом развитии ребенка.
Актуальность.
Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. Активное приобщение детей к языковому богатству русского народа способствует развитию их духовности и в конечном итоге определяет личность ребенка. Данный цикл занятий способствует развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению небольших репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и, заканчивая последующим придумыванием собственных сказок, и их драматизацией. Эта работа способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, творчество.
Цель: Развивать связную монологическую речь старших дошкольников через интеграцию речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития : связную речь, словарь, грамматику, звуковую культуру речи, через разнообразные формы организации занятий.
Задачи:
- Развитие речевой активности детей, активизация и совершенствование словарного
запаса, грамматического строя речи.
- Способствовать формированию коммуникативных способностей детей.
- Воспитывать интерес, эмоциональное восприятие содержания сказок, малых
фольклорных форм.
- Учить придумывать сказки с использованием традиционных приемов
повествования.
- Формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.
Типология проекта : познавательно-творческий.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители
Продолжительность: долгосрочный, ноябрь – 2021- май 2022 г.
Целевая группа: дети разновозрастной (5-7 лет) группы.
Форма проведения работы над проектом : организованная образовательная деятельность и совместная деятельность воспитателя и детей с учетом принципов интеграции образовательных областей.
Этапы проекта :
1. Подготовительный:
- Подбор методической литературы для педагога.
- Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.
- Составление плана работы.
- Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта
2. Выполнение проекта :
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась : в ходе режимных моментов; в процессе организации педагогом различных видов деятельности; в ходе самостоятельной деятельности детей; проведения с детьми бесед; проведения игр-драматизаций; чтения художественной литературы детям (заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок по теме).
Ноябрь
Пересказ сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”.
Учить пересказу с опорой на воображаемый план.
Иллюстрации к сказке.
Игра-драматизация сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”.
Учить детей выразительному исполнению взятой на себя роли, составлять схемы описания героев.
Маски, карточки.
Декабрь:
Рисование «Оживи героев сказки», изготовление книжки-малышки «Зимняя сказка».
Составление рассказов по пословице “По работе и награда”.
Учить составлять структурно правильно оформленный рассказ.
Картинки к высказываниям, фонограмма с народной музыкой.
Придумывание загадок о литературном герое.
Учить при составлении загадок использовать свои знания о внешнем виде животных.
Карточки-заместители, игрушка-козёл.
Январь
Чтение сказки «Морозко» и «Приключения Буратино».
Составление юмористической сказки по серии сюжетных картин.
Развивать умение придумывать разные варианты юмористической концовки сказки.
Четыре сюжетные картины к сказке.
Сочинение частушек.
Познакомить детей с жанровыми особенностями частушек.
Фонограмма народной музыки, музыкальное сопровождение.
Февраль
Рисование «Оживи героев сказки»
Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» (изготовление книжки-малышки)
Март
Консультация для родителей «Значение сказок в жизни ребенка», «Ребенок и книга», «Развитие связной речи детей посредством дидактических игр»
Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского
Подбор раскрасок на тему «Герои русских народных сказок»
Игра-драматизация сказки (пальчиковый, настольный театр) «Зимовье зверей», «Под грибом», «Заюшкина избушка»
Выразительно исполнять взятые на себя роли.
Маски героев сказки, фонограмма народной музыки.
Апрель
Пересказ сказки «Лисичка сестричка и серый волк».
Придумывание загадок о литературном герое.
Игра-драматизация сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
«Салат» из сказок. Познакомить с новым приемом создания сказки «Салата из сказок».
Настольный театр «День рождения Чебурашки».
Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина
Май
Изготовление атрибутов для драматизации сказок
Литературная викторина по сказкам
Игра-драматизация сказки «Колосок»
Драматизация сказки «Теремок»
Инсценирование сказки В. Сутеева «Под грибом»
Заключительный этап:
1. Драматизация сказки «Айболит»»
2. Инсценирование сказки В. Сутеева «Три котенка»
3. Подведение итогов проектной деятельности.
Предполагаемый результат:
• развитие интереса к художественной литературе
• развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков
• совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
• содействие творческому развитию детей
• развитие эмоциональной отзывчивости
• гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Вывод:
Усвоение данной темы проекта построено на эмоционально-чувственном восприятии детей. Сказка занимает важное место в духовном развитии ребёнка. На примере героев сказок дети получают нравственные уроки, учатся сопереживать, находить решение в проблемных ситуациях, т. е. быть социально адаптированными. Используя полученные навыки, дети переходят к творческому процессу: совместно с родителями и педагогами сочиняют сказки, создают к ним иллюстрации, выступают перед слушателями.
Стимулом для творческой деятельности ребенка служит также театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.
Данный проект позволил повысить у детей интерес к произведениям детской художественной литературы, а также сформировать следующие навыки: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, передавать характер героев мимикой, жестами и движениями. Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику речевого развития детей : активизации и расширении словарного запаса, развитие связной речи. Формировались и обогащались коммуникативные навыки общения детей, как друг с другом, так и с родителями.
В процессе работы над проектом все участники получили положительные эмоции от совместной работы.