Лиана Байрамова
Проект по речевому развитию детей в старшей группе «Говорушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Вид проекта : долгосрочный
Срок реализации проекта :
Возраст детей : 5-6 лет
Участники проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, родители.
Актуальность обусловлена тем, что развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Публикация «Проект по речевому развитию детей в старшей группе „Говорушки“» размещена в разделах
Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно в дошкольном детстве ребенок особенно чувствителен к усвоению речи.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.
Именно поэтому актуальность выбранной темы неоспорима.
Цель и задачи проекта
Цель – развитие речи детей посредством художественной литературы.
Задачи:
1. развивать умение свободно общаться с детьми и со взрослыми;
2. развивать умение вступать в диалог, выразительности речи, способствовать речевому общению детей;
3. создавать атмосферу эмоционального комфорта, повысить настрой детей;
4. развивать воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику;
5. развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, доброжелательное отношение к сверстникам.
6. воспитывать любознательность, познавательную активность;
7. формировать положительные нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помочь; самостоятельность, инициативность, ответственность;
8. воспитывать интерес к творчеству, усидчивость, взаимопомощь.
Основные педагогические условия:
- опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий;
- особое внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Поддержание детской инициативы в процессе разыгрывания сказки и в придумывании собственных сюжетов.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Методы и приемы: практические; игры; наглядные; словесные: беседы, художественное слово; игры-драматизации; проблемно-поисковые вопросы; сюрпризный момент; Консультации родителям ; наблюдение; изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;
Этапы реализации проекта
1 этап. Предварительный мониторинг детей старшего дошкольного возраста, изучение литературы, беседы с родителями. Обогащение предметно - развивающей среды - подготовка демонстрационного материала, ребусов, загадок, кроссвордов, пазлов, лабиринтов, игр с содержанием творческих заданий.
Взаимодействие с родителями: разработка и подборка консультаций, методических рекомендаций по теме проекта.
Работа с воспитанниками:
Массаж лица и губ
Артикуляционная гимнастика
Чистоговорки на звуки : а, о, и
Игры на развитие словаря : «Какой? Какая? Какое?», «Назови ласково»
Игры на развитие ЗКР : «Замени звук», «Какого звука не хватает?»
Игры на развитие связной речи : «Найди картинке место», «Хорошо - плохо», «Где начало рассказа?»
Игры на развитие речевого дыхания : «Отгадай, что за фрукт», «Отгадай, что за овощ»
Логоритмические упражнения: «Осень», «Осенью», «Помидор», «Капустка», «Репка», «Ягоды»
Взаимодействие с музыкальным руководителем:
3 этап - заключительный
Подведение итогов работы по проекту.
Итоговое занятие «Путешествие в город правильной речи»
Цель: закрепление и расширение знаний у детей о гласных звуках и буквах.
Создание презентации для родителей проекта.
Цель: повышение уровня знаний родителей о новых педагогических технологиях.
Оценка результатов и отчетность.
Продукт проекта : презентация проекта, обогащение предметно - развивающей среды методическими материалами.
Тематическое планирование
1 неделя: «День знаний»
Взаимодействие с детьми.
Оформить совместно с детьми центр речевого развития
Изготовить и внести дидактические игры по речевому развитию «Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»
Беседа «День знаний»
Игра «Что нам надо в школу»
Чтение загадок, поговорок
Рассматривание тем. альбома «Школьные принадлежности»
Взаимодействие с родителями.
1. Привлечь родителей к пополнению уголков «Речевого развития» и «Книги», новыми играми, книгами
2. Родительское собрание на тему: «Мы читающая семья»
2 неделя
Дид. игры «Кто откуда?», «Скажи наоборот»
Беседы «Чему мы научились», «Как мы говорим? Наша речь»
Рассказывание по картине «Я большой»
Игры на развитие ЗКР : «Замени звук», «Какого звука не хватает?»
Игры на развитие связной речи : «Найди картинке место», «Хорошо - плохо», «Где начало рассказа?»
Игры на развитие речевого дыхания : «Отгадай, что за фрукт», «Отгадай, что за овощ»
Логоритмические упражнения: «Осень», «Осенью», «Помидор», «Капустка», «Репка», «Ягоды»
3 неделя
Чтение стихов по теме, заучивание стихов, Пальчиковые игры
Составление рассказов по теме «Я люблю свою семью за.»
Игра «Составь предложение»
Д/и «Моя родня»
4 неделя
Чтение стихов о спорте, пословиц о здоровье и спорте,
Подвижные народные игры
Рассматривание иллюстраций с видами спорта
Слушание аудиозаписи песен о спорте
Рассказывание по сюжетным картинкам «Что мы знаем о спорте?»
Планируемые результаты
- Ребенок проводит правильный звуковой анализ слов; составляет рассказ по схеме;
- Ребенок свободно общается с детьми и со взрослыми; легко вступать в диалог;
- Развивается воображение, внимание, мышление, память,
- Ребенок проявляет доброжелательное отношение к сверстникам.
- У детей воспитывается любознательность, познавательная активность; положительные нравственные качества: доброта, отзывчивость, самостоятельность, ответственность, усидчивость и взаимопомощь.
Список литературы
1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2006.
2. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет. – М. : Изд-во «Ювента», 2012.
3. Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно : Учеб. -метод. пособие по развитию речи детей 3–7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. – СПб. : ИД “Литера”, 2013.
5. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М., 2005.
6. Светлова И. Е. Звук / Ил. А. Проскурякова. – М. : Изд-во Эксмо, 2015.
7. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 2004г.