Елена Кузнецова
Проект «Развитие речи у дошкольников посредством приобщения к художественной литературе и театрализованной деятельности»
Тема:«Развитие связной речи у дошкольников через приобщение к художественной литературе и театрализованной деятельности»
«В гостях у сказки»
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!»
В. Сухомлинский
Авторы проекта :
Кузнецова Елена Валентиновна
/ Актуальность
Публикация «Проект „Развитие речи у дошкольников посредством приобщения к художественной литературе и театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.
Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является, создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Проблема
У детей недостаточно развита связная речь, словарный запас слов беден и однообразен. Речь невыразительная.
Гипотеза:
Если использовать систематически в совместной деятельности детей и воспитателя показ постановок сказок, спектаклей, чтение художественной литературы, то речь ребенка улучшится.
Паспорт проекта
• Тип проекта : долгосрочный, практический, творческий.
• Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
• Продолжительность проекта : ноябрь 2020 г. – май 2021г.
Цель проекта :
Развитие речи у младших дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Методические задачи:
• учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
• формировать грамматический, лексический строй речи;
• развивать выразительную, интонационную стороны речи;
• пополнять литературный запас детей за счет инсценировки, драматизации сказок, рассказов, потешек и пословиц;
• воспитывать чуткость к художественному слову, зачитывать отрывки с наиболее яркими описаниями;
• развивать мелкую моторику рук;
• формировать умение воплощать услышанное в инсценировках.
Этапы проведения проекта
I. Подготовительный этап.
• Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома».
• Создание книжного уголка в соответствии с возрастом.
• Создание театрального уголка (Настольный театр, плоскостной на фланелеграфе, куклы би-ба-бо, пальчиковой театр).
• Подбор иллюстраций к сказкам.
• Подбор стихотворений, потешек для заучивания.
• Подбор подвижных игр для подражательных действий.
• Подготовка атрибутов для игровых занятий.
• Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках проекта.
II. Основной этап.
Совместная деятельность педагога и детей
• Беседа «Бережное отношение к книгам».
• Просмотр видео, фотоматериалов.
• Слушание аудио-сказок
• Чтение русских народных сказок «Курочка ряба», «Волк и Семеро Козлят», «Маша и Медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка» и другие.
• Рассматривание иллюстраций к сказкам.
• Выставка книг «Сказки о животных»
• Выставка книг «Сказки К. И. Чуковского»
• Выставка книг «Сказки С. Я. Маршака»
• Дид. упр. «Расскажи сказку по картинкам»
• Беседа «Кто рисует иллюстрации к сказкам?»
• Беседы по содержанию сказок
• Голосовые упражнения
• Организация игр-драматизаций по сказкам
• Игровые упражнения «Покажи животное, какое я назову», «Угадай животное»
• Заучивание и рассказывание детьми потешек и стихотворений
• Игры детей с фигурами настольного театра, плоскостными на магнитной доске.
• Лото «Сказочные животные»
• Дид. упражнения «Назови сказку по картинке»
• Подвижные игры «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Воробушки и автомобиль», «Зайка беленький сидит», «Кот и Мыши», «Вышла курочка гулять» и другие.
• Оформление дидактического материала.
• Рисование и аппликация по теме проекта.
• Конструирование с крупным строительным материалом по теме.
• Проведение развлечений.
Работа с родителями
• Изготовление игрушек и поделок к Новому году (родители совместно с детьми)
• Составление буклета для родителей «Художественная литература для домашнего чтения»
• Изготовление масок для драматизации сказок.
• Выставка рисунков «Герои сказок К. И. Чуковского»
• Консультации «Развитие речи детей через театрализованную деятельность», «Развитие речевого творчества посредством театральной деятельности», «Как использовать разные виды театра», «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики».
• Помощь в подборе костюмов и изготовлении декораций к итоговому мероприятию.
III.Заключительный этап
• Итоговое мероприятие - драматизация сказки
• Подведение итогов.
• Презентация проекта.
Ожидаемый результат
• Активное участие ребенка в играх – инсценировках, драматизациях, в театрализованных играх, в пальчиковых играх.
• Стремление ребенка сопровождать речью свои действия, умение общаться в театрализованных играх.
• Проявление эмоциональной отзывчивости на доступные возрасту литературно – художественные произведения, песенки, потешки.
• Первичное освоение режиссерской театрализованной игры : настольного театра, театра игрушек, плоскостного, пальчикового.