Евгения Рябова
Проект по развитию элементарных математических представлений у детей первой младшей группы «Математика для маленьких»
▼ Скачать +Заказ
Проект по математическому развитию в группе раннего возраста
Цель: формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру, создание условий для повышения качества математического образования детей в группе.
Задачи:
Публикация «Проект по развитию элементарных математических представлений у детей первой младшей группы „Математика для маленьких“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
1. Развитие познавательной и творческой активности детей.
2. Обеспечение партнерского взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам математического развития детей.
3. Создание предметно-развивающей среды для обогащения и накопления математического опыта детей.
4. Совершенствование профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение мероприятий и с детьми и родителями воспитанников.
5. Взаимодействие с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей.
Тип проекта : познавательно-игровой
Продолжительность: долгосрочный с 19 сентября 2022 года по 18 ноября 2022 года.
Основное направление проекта : Систематизация работы по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе детского сада.
Проблема:
На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одно из центральных мест. Из наблюдений в работе отметила, что дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний и при проведении непосредственно-образовательной деятельности часто отвлекаются, не запоминают или быстро забывают учебный материал. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребёнку в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.
Актуальность проекта :
Поэтому тему работы считаю актуальной и необходимой, т. к. математическое развитие
младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребёнка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретённые знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта :
1. Беседы, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, педагогическая оценка;
2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, показ способа действия;
3. Практические: игровые действия, игровые упражнения художественное творчество, создание игровой ситуации.
Ожидаемый результат:
- расширение математических знаний, умений и представлений при помощи игр и упражнений;
- ребёнок проявляет познавательную активность;
- ребёнок имеет представление о форме, цвете, величине;
- ребёнок умеет дифференцировать понятия «один - много»;
- ребёнок знает основные геометрические фигуры.
Риски и трудности, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта :
- низкая посещаемость занятий в связи с заболеваемостью;
- недостаточно развитая речь воспитанников;
- не завершившийся период адаптации некоторых воспитанников.
Технология проекта - игровая. Игра - важная деятельность, через которую педагог может решить любую образовательную задачу.
Игровая технология должна быть направлена на решение таких задач:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология включает в себя:
игры и упражнения, формирующее умение выделять характерные признаки предметов;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т. д. ;
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребёнка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребёнка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
№ п/п Мероприятие Цели Ответственные
1 этап – подготовительный
1 Сбор информации, материалов для реализации проекта Расширить знания детей о математических представления у детей младшего возраста Воспитатели
Диагностика анкетирование Выяснить у родителей уровень развития математических представлений каждого ребёнка, выявить уровень удовлетворённости родителей работой ДОУ, а также потребности и интересы родителей в вопросах сотрудничества с детским садом. Воспитатели, родители
2 «Круглый стол» с участием родителей и детей Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Составление плана проекта. Воспитатели, родители
3. Разработка конспектов занятий Закреплять с детьми названия геометрических фигур, учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание. Воспитатели
4. Подбор дидактических игр, пальчиковых игр, физкультминуток Расширять знания о геометрических фигурах. Воспитатели
5. Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта Информировать родителей по теме проекта. Воспитатели
6. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий игр. Создать условия для ознакомления с геометрическими фигурами. Воспитатели
2 этап – основной
7. Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Геометрический ключ» Знакомить детей с геометрическими формами - круг, квадрат, треугольник Воспитатели
8. Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Наведём порядок» Систематизировать знания о геометрических формах, умение различать куб и шар, предметы по цвету и величине. Воспитатели
9. Рассказывание сказки «Колобок» с использованием театрализованных элементов Формировать математические представления детей через использование русских народных сказок Воспитатели
10. Продуктивная деятельность. Аппликация на тему «Декоративная тарелочка» Закрепить геометрическую форму круг, учить наклеивать и располагать изображение на круге Воспитатели
11. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Развивать математические представления детей в игровой деятельности Воспитатели, дети
12. Подвижные игры: «Найди свой домик», «Обруч» Закреплять название и формы геометрических фигур с использованием художественно-литературного сопровождения Воспитатели, дети
13. Художественное творчество: выкладывание бус из геометрических фигур Закрепить знание геометрических форм в самостоятельно-художественном творчестве с использованием нетрадиционной технологии Дети
14. Дидактические игры «Подбери фигуру», «Ёжик»,
«Соберём бусы» Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький». Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. Воспитатели, дети
3 этап – итоговый
15. Анализ и обобщение материалов проекта :
- дети имеют первоначальные математические знания, умения и представления;
- дети проявляют познавательную активность;
- дети имеют представления о форме, цвете, величине;
- дети умеют дифференцировать понятия «один - много»;
- дети знают основные геометрические фигуры.
Продукт проекта :
1. Набор дидактических игр в виде лэпбука.
2. Дидактическое пособие «Стирка».
3. Презентация
В результате проделанной работы:
- дети умеют дифференцировать понятия «один - много», «больше - меньше»;
- группировать предметы по размеру, цвету и форме;
- сравнивать предметы по форме и величине;
- знают геометрические предметы по форме;
- в совместной игре дети активно и дружно работают, доводят начатое дело до конца;
- речь детей активизировалась, появился большой интерес к занятиям по математике;
- сформированы первичные математические представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- своими руками созданы дидактические игры, пособия.
Работа по данному проекту велась в сотрудничестве с родителями, которая способствовала повышению их компетентности в вопросах сенсорно-математического воспитания, проявлению заинтересованного отношения к работе педагогов.
Приложение
Анкета для родителей «Математика в саду»
Уважаемые, родители! В целях укрепления сотрудничества и взаимопонимания родителей и воспитателей детского сада, просим ответить Вас на несколько вопросов:
1. Знакомы ли вы с содержанием программы детского сада «Развитие элементарных математических представлений детей раннего возраста»?
2. Может ли ваш ребёнок определить разницу в величине предметов?
3. Знает ли ваш ребёнок основные цвета?
4. Знаком ли ваш ребёнок с понятием «Один - много»?
5. Занимаетесь ли вы дома с ребёнком играми, направленными на развитие математических представлений?
6. Хотите ли вы получать в детском саду информацию об интересных играх, упражнениях для развития математических представлений детей?
Спасибо за участие!
Подвижная игра «Найди свой домик»
Цель: упражнять в беге в разных направлениях; развивать умение называть и различать геометрические фигуры.
Воспитатель кладёт в обручи большие модели геометрических фигур, а маленькие фигуры раздаёт детям.
По сигналу: «Найди своё место», - дети должны построится возле фигуры такой же, как у них в руках. Подгруппа, построившаяся первой, выигрывает. Игра повторяется 4-5 раз.
Усложнение: воспитатель меняет фигуры местами, когда дети бегают по площадке.
Подвижная игра «Обруч»
Цель: закреплять умение классифицировать предметы по 2-4 свойствам.
Содержание. Воспитатель предлагает новую ситуацию в игре с обручами.
Устанавливается правило игры, например фигуры, разложить так, чтобы
внутри красного обруча оказались все красные. Внутри зелёного все
треугольники, внутри чёрного - все большие.
Игру с обручами можно повторять много раз, меняя правила игры.
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Цель: Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материал : Демонстрационный: круг квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами. 5 геометрических лото.
Ход игры: Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Даё т задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») её на начерченную фигуру.
Дидактическая игра «Соберём бусы»
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Вдруг бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
Рассказывание сказки «Колобок» с математическими заданиями
Программное содержание
Образовательные задачи:
- Формировать умение соотносить предметы по форме и цвету;
- развития умения различать контрастные по величине предметы и называть их (большой шарик, маленький шарик)
-совершение предметных действий;
Развивающие задачи :
- развивать умение формировать группы однородных предметов;
- различать количество предметов (один - много);
Воспитательные задачи:
-воспитывать желание трудиться, доброжелательное отношение к животным;
-игрушки (заяц, волк, колобок, лиса);
-елочки, листочки, домики с вкладышами;
-шарик, две корзинки (большая, маленькая).
Ход занятия:
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправляемся в сказку.
А кто ее герои вы узнаете, отгадав загадку:
Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Колобок.
Воспитатель: Правильно, посмотрите какой красивенький!
Как называется сказка, из которой пришел наш Колобок?
Дети: Колобок.
Воспитатель: Вот колобок и укатился от дедушки и бабушки.
Катится, а навстречу ему угадайте кто?
Комочек пуха, длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку?
Дети: Зайка.
Воспитатель: Правильно. И решил наш зайка съесть колобка.
Колобок просит – не ешь меня.
Зайка говорит: Выполни мое задание.
«Закрой окошечки в домиках зайчиков»
Воспитатель: Давайте поможем зайчику.
Посмотрите вот домики разные по цвету, а в домиках есть окошечки, они тоже разные. Это круглое, а это не такое, это квадратное и треугольное. А это вкладыши, ими будем закрывать окошечки, они тоже разные не только по цвету, но и по форме. Этот круглый как шарик, а этот как кубик, а этот треугольник как крыша. Сейчас я вот этим вкладышем закрою окошечко в домике зайки. Зайке будет тепло, а в других домиках вы сами закроете окошечки.
-Воспитатель: Раздает детям вкладыши. Дети закрывают окошечки в домиках зайчиков. Зайчик говорит спасибо, ребята.
Заяц отпустил Колобка.
А тут еще один зверь
По полю рыщет
Телят, ягнят ищет.
Дети: Волк.
Воспитатель: Правильно. Для того, чтоб волк не съел нашего Колобка, давайте выполним его задания.
- Разложите шарики по корзиночкам.
У волка 2 корзинки: Какие они по величине?
Дети: большая и маленькая.
Давайте разложим шарики - большие в большую корзинку, а маленькие в маленькую.
И волк отпустит колобка.
Воспитатель: Арина, какой у тебя шарик по величине?
Арина: большой.
Воспитатель: Макар, а в какую корзину ты его положишь?
Макар: в большую.
Воспитатель: Молодцы. Справились, и покатился Колобок дальше. Ребята отгадайте, а кого сейчас наш колобок встретит?
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мед
А зимой сосет он лапу?
Дети: Мишка.
Воспитатель: Для того, чтоб мишка не съел колобка. Мишка просит сделать с ним зарядку:
Физкультминутка:
Наш мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Лапы в стороны развел,
видно меду не нашел.
Мишка, ну-ка не зевай,
Вместе с нами поиграй.
Лапками хлоп- хлоп,
Ножками топ- топ.
И медведь отпустит колобка.
Воспитатель: Молодцы, и с этим справились.
По тропинке все идут, весело шагают, вот как наши малыши ножки поднимают. Встречают и рассматривают лису.
Посмотрите-ка - какая,
Вся горит как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Игровая ситуация «Соберем листочки в букет»?
Воспитатель: Лисичка не ешь нашего колобка. Мы с ребятами для тебя соберем красивый букет из листьев.
Ребята сколько на полянке у лисички листочков?
Дети: Много.
Воспитатель: Давайте возьмем все по одному листочку.
Сколько у вас в руках листочков?
Дети: один
Воспитатель: Ребята, а сколько листочков в букете?
Дети: Много
Дарят лисичке букет.
Воспитатель: Лисичке очень понравилось, но она просила еще спеть ей песенку Колобка.
Дети поют:
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребем,
На сметане мешен,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, не хитро уйти.
Воспитатель: Молодцы, ребята мы помогли колобку подружиться с жителями леса.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей при сравнении предметов, групп предметов по величине, длине и количеству.
Задачи:
Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.
Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее - короче.
Развивающие :
развивать навык подбора пар предметов по длине;
развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: пять групп игрушек, 2 коробки разной величины, ленты одного цвета разной длины (по 2 штуки на каждого ребенка).
Ход:
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте будем вежливыми и поздороваемся с гостями!
- Я приглашаю вас посетить магазин игрушек. ( на полках разложены игрушки: по одной и по несколько штук). Давайте вспомним, как надо себя вести в магазине? (не брать игрушки с полок без разрешения, не толкаться, слушаться взрослых)
- Ребята, посмотрите и назовите какие игрушки продаются в магазине и сколько их? (по указанию дети «покупают» одну или несколько игрушек).
- Какие игрушки ты купил? Сколько игрушек ты купил?
- Ой, посмотрите, ребята, что у меня есть? (2 коробки одного цвета разной величины) Какого цвета, одинакового? Коробки одинаковые по величине? Покажите, пожалуйста, большую (маленькую) коробку. Давайте разложим наши игрушки по коробкам. В маленькую (большую) коробку положили сколько игрушек?
- Ребята, я предлагаю эту большую коробку с игрушками подарить нашим гостям! Но, как вы думаете, чтобы коробка выглядела подарочной, чего тут не хватает? Хотите узнать? Ну тогда мы отправляемся с вами в волшебную мастерскую! И полетим мы с вами на воздушном шарике, возьмите друг друга за руки и полетели.
Летел, летел, летел, (дети вместе с воспитателем вращаются в кругу)
За веточку задел!
Ш-ш-ш-ш-ш – лопнул! (останавливаются, приседают)
- Не получается у нас с вами долететь до волшебной мастерской! Давайте ещё раз попробуем!
Летел, летел, летел
И на стулья присели мы! (дети присаживаются на стулья за столами)
- Ребята, посмотрите, что лежит у вас на тарелках, что это? Правильно, ленточки! Одинаковые ленточки по цвету, какого цвета? Что можно сказать о длине ленточек? Как можно их сравнить? (наложением, приложением).
Дети сравнивают ленточки способами наложения или приложения, показывая длинную (короткую) ленточку, результаты сравнения обозначают словами длинная – короткая, длиннее – короче.
- Ребята, чтобы коробка выглядела подарочной, давайте перевяжем ее ленточкой. Ой, а эта ленточка мала! Но у меня еще есть ленточка! Ой, а где же она? Может её котик утащил? Давайте поищем котика!
Ходит котик по дорожке, (голова прямо, глазами смотреть из стороны в сторону)
Смотрит котик к нам в окошко. (открыть глаза широко)
Котик серенький, (поморгать глазами)
Хвостик беленький. (закрыть глаза)
- Открывайте глазки, смотрите, вот и ленточка нашлась, котик поиграл и отдал! Какого цвета ленточка? Какой длины ленточка? Как раз для нашей коробки! Ребята, помогите мне перевязать коробку! (дети помогают перевязать коробку и вручают гостям)
Итог занятия.
- Ребята, нам пора возвращаться обратно, берёмся за ручки и полетели!
Понравилось вам играть? Что вам больше всего запомнилось? Мне тоже понравилось играть с вами. Вы очень порадовали меня тем, какие вы дружные, не жадные. И я вам вручаю большую коробку с игрушками! Посмотрите, сколько там игрушек! Много!
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по
формированию элементарных математических представлений у детей первой младшей группы
Тема:«Наведём порядок»
Формы работы: дидактические игры
Виды деятельности: познавательно-исследовательская
Цель накопление сенсорно-двигательного опыта.
Задачи образовательная:Активизировать познавательную и речевую деятельность детей;
- продолжать учить различать количество предметов «один» и «много»;
- формировать представления о свойствах предметов : цвет, форма, величина;
- закреплять умение группировать однородные предметы по цвету (красный, желтый, синий).
Развивающая : Развивать память, мышление, внимание, активный словарный запас;
- развивать моторику рук.
Воспитательная: Воспитывать интерес к познавательной деятельности;
- учить внимательно, слушать воспитателя и выполнять задание;
- воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
интеграция ОО:Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы работы Методы и приемы Материалы и оборудование
Мотивация детей к деятельности Ребята заходят в группу. Видят, что на полу разбросаны колечки от пирамидки.
Воспитатель: Ай-ай-ай, это кто же разбросал игрушки? Кто навёл нам беспорядок?
Ребята видят игрушку котёнка.
Воспитатель: Ребята котик к нам пришёл в гости и раскидал, игрушки?
Котё нок: Да
Воспитатель: Это плохо, котик (воспитатель грозит пальчиком). В нашей группе ребята не раскидывают игрушки. Посмотрите, он загрустил. Игрушка котёнок
Постановка детьми цели предстоящей деятельности Ты понял, что раскидывать это плохо, собери игрушки, а ребята тебе помогут, только пирамидку надо собирать правильно, сначала большие колечки, потом поменьше, меньше и маленькие. Ребята поможем котёнку собрать пирамидку?
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности
Подвижная игра: «Собери пирамидку»
Дети начинают собирать колечки по всей группе. По ходу сбора пирамидки воспитатель уточняет цвет и размер колечек. Когда пирамидку собрали, воспитатель хвалит каждого ребенка. Котёнок благодарит детей за помощь.
Дидактическая игра «Один - много»
Котенок навёл беспорядок и на столе - опрокинул фигурки зверят. Воспитатель просит детей поднять игрушки и расставить аккуратно на столе. Среди фигурок зверей есть одна фигурка ёлочки. Когда все фигурки стоят, воспитатель обращает внимание детей на количество ёлочек и зверят.
Дидактическая игра «Разложим шарики и кубики».
Выставляет 2 коробки. Котёнок разбросал кубики и шарики.
Воспитатель объясняет задание: А теперь вам надо эти шарики и кубики разместить по домикам. У шариков свой домик, кубики лежат в другом домике.
Воспитатель: Ой, ребятки, засиделся наш котик, а давайте поиграем в мячик! Вы согласны?
Дети: да!
Физкультминутка «Мой весёлый звонкий мяч»
Воспитатель: - Какой у котёнка мячик, большой или маленький?
Дети: - маленький.
Воспитатель: а у меня? (большой)- Как мячик прыгает? Вот как он прыгает. Высоко, еще выше!
Воспитатель бросает мячик об пол, говоря при этом:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
-А теперь вы тоже мячиками стали! Вот как много у нас мячиков!
Отдохнули. Ребята садятся на стульчики.
Воспитатель: Смотрите, у котёнка есть еще игрушки - кукольная одежда. Но котик её испачкал, пролил компот. Нужно постирать одежду.
Игра дидактическая «Разложим одежду»
Воспитатель просит детей положить одежду стирать в коробочки - стиральные машинки. На каждой коробочке наклеены кружочки синего, красного и жёлтого цвета. Нужно класть одежду одного цвета в коробочку такого же цвета. Большая пирамидка
Фигурки настольного театра
Шарики, кубики, две корзинки
Мячи разного размера
Одежда фетровая, коробочки
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности Участие в играх, выполнение упражнений
Рефлексия Ребята, котёнку очень понравилось, как вы играли. Вы так много знаете и умеете. Он теперь знает, как наводить порядок. А вам понравилось?