Екатерина Курманова
Проект по развитию речи «В сказки играем и речь развиваем» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«В сказки играем и речь развиваем»
в средней группе
Июль - 2024
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» В. А. Сухомлинский.
Темочки:
- Игры для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Проблема: развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Актуальность проблемы: в условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Цель: развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Создание условий для игровой деятельности детей.
- Формирование грамматического строя речи.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие связной речи.
Развивающие :
-Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
-Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
-Развитие совместного творчества родителей и детей.
Воспитательные:
-Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества.
-Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
-Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.
Предполагаемый результат: при работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Методы проекта : наглядные, словесные, практические, игровые.
Основные формы реализации проекта : образовательная деятельность, беседы, экскурсии, игры, работа с родителями.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Срок реализации: краткосрочный
Вид проекта : групповой
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по данной теме.
-Занятия по речевому развитию, сказки «Лиса, заяц и петух», «Заюшкина избушка».
- Выставка книг о сказках. - Чтение художественной литературы по данной теме. Беседы с детьми о прочитанных сказках.
- Театральная деятельность «Театр на ложках» по сказке «Теремок». - Театр в масках по сказке «Зимовье зверей». -Инсценировка и драматизация сказок «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Три медведя».
- Аппликация с элементами конструирования «Терем-теремок». - Рисование силуэтное «Лисичка – сестричка
- Лепка «Петушок-золотой гребешок» из подручных материалов. - Просмотр презентации «По сказкам
Игровая деятельность.
-Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки» «Сказка за сказкой».
- Настольно - печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки». - Разучивание пальчиковых игр «Рукавичка», «Колобок», «Теремок».
Работа с родителями:
- Папка передвижка для родителей «Народные сказки в системе воспитания дошкольников».
- Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности.
- Развитие совместного творчества педагога, родителей и детей.
Ожидаемые результаты:
1. Оснащение развивающей среды в группе.
- Подбор сюжетных картинок, художественной литературы по данной теме. - Оформление книжного уголка, вставка книг по данной теме.
-Театрализованная деятельность.
2. Формирование умения воспринимать книги не только как развлечение, но и как источник знаний.
3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
4. Активное участие родителей в реализации проекта. 5. Развитие интереса у детей к чтению сказок. 6. Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
Этапы проекта
I этап - подготовительный.
II этап - совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
III этап - заключительный (результат).
Этапы проекта
Содержание работы
I Подготовительный этап
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Создание развивающей среды, театрального уголка, обновление и оформление книжного уголка в группе. Подбор развивающих игр, литературного и иллюстративного материала.
II Основной этап
Беседы с детьми о сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Загадки по сказкам. Расширение знаний детей о русских народных сказках. Учить рассказывать сказки, пересказывать по ролям. Закрепить знания детей о русских народных сказках через загадки.
Занятие по речевому развитию сказка «Лиса, заяц и петух».
Выставка книг «Сказки» Ознакомление с русской народной сказкой «Лиса, заяц и петух». Развитие умения внимательно слушать сказку. Дать представление о многообразии оформления книг. Учить узнавать сказку по иллюстрациям.
Рисование силуэтное «Лисичка - сестричка» Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Зимовье зверей»
«Какие разные слова» (речевые игры) Учить рисовать лису, передовая ее строение конусообразными овалами разной величины (туловище, хвост, голова).
Обогащать игровой опыт; формировать интерес к театрализованным играм; развивать творчество, умение импровизировать, эмоциональную сферу.
Дети в словесных играх упражняются в согласовании существительного с прилагательным, существительного с числительным, упражняются в употреблении существительных в разных падежах, в образовании антонимов.
Занятие по речевому развитию сказка «Заюшкина избушка»
Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки» Закрепить умение детей узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам и вопросам.
формировать умение пересказывать знакомую
сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание.
Театральная деятельность «Театр на ложках» по сказке «Теремок» Раскрытие и развитие творческих способностей детей, закрепление навыков драматизации.
Стимулировать эмоциональное восприятие сказки, вызвать интерес к русской народной сказке «Теремок»; учить детей создавать образы животных с помощью выразительных средств.
Работа с книгой «Веселые загадки»
Разучивание пальчиковых игр «Рукавичка», «Колобок», «Теремок». Развивать познавательные способности детей с помощью заданий, игр и загадок, формировать умение выполнять задания по картинкам, закрепить знание о русских народных сказках.
Дети учатся составлять загадки — описания по мнемотаблице, отгадывать их, происходит обогащение и активизация словаря по теме: «Овощи - фрукты»
Совершенствование мелкой моторики, закрепление знания содержания сказок, развитие речи и образного мышления.
Инсценировка и драматизация сказок «Лисичка - сестричка и серый волк»
«Наши пальчики и руки помогают говорить» Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, оценивать характеры и поступки героев.
Дети развивают мелкую и общую моторику, координацию движений в сочетании с речью.
Подведение итогов работы над проектом
У детей развился интерес к русским народным сказкам; развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей; содействие творческому развитию детей.
Воспитание чувства дружбы, доброты в коллективе.
Дети получили эмоциональный отклик от своей работы.
Появсился интерес к книжному уголку, к книгам по разделу «Сказки».
Родители были заинтересованы темой и стали активными участниками воспитательно - образовательного процесса.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех занятиях и заданиях, которые им предлагали; любят слушать сказки в исполнении взрослого; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; повысилась речевая активность.