Татьяна Лемешенко
Проект по развитию речи в подготовительной к школе группе «Думаем, творим — красиво говорим»
▼ Скачать + Заказать документы
«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска».
В. Шаталов
Актуальность:
по наблюдениям, в ходе проведения занятий выявилось, что речь детей старшего дошкольного возраста характеризуется лаконичностью, является сухой, односложной, лишённой образности и яркости, недостаточно богат словарный запас. Поэтому была поставлена цель - развивать речь детей. Поскольку в работе с детьми необходимо максимально использовать все известные приёмы и методы, в том числе и современные методы обучения, было решено в работу с детьми по развитию речи внести инновационный приём - составление синквейна. Преимущество синквейна в том, что его можно включать в содержание работы, не нарушая при этом основной структуры занятия.
Публикация «Проект по развитию речи в подготовительной к школе группе „Думаем, творим — красиво говорим“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Тип проекта : долгосрочный, групповой, инновационный, творческий.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группе.
педагоги, родители.
Цель проекта : развитие связной речи детей.
Задачи проекта :
для детей:
Познакомить детей с новой творческой формой работы – составление синквейна.
Обогащение словарного запаса.
Развитие культуры речи.
Развитие гибкого нестандартного мышления.
для педагогов:
Систематизировать и обогащать словарный запас детей 7 года жизни по изучаемым лексическим темам.
Активизировать познавательную деятельность.
Развивать грамматически правильную фразовую речь, наглядно – образное мышление, внимание, воображение детей.
Разработать наглядный алгоритм составления синквейна.
Воспитывать у детей желание изучать родной язык, прививать
любовь к поэтическому искусству.
для родителей:
Познакомиться с данной технологией, её значением на формирование у детей всех компонентов речи.
Повысить уровень знаний и практических умений детей по данному вопросу с использованием печатных источников, телевидения и интернета.
Научиться составлять синквейн.
Ожидаемые результаты:
дети должны научиться самостоятельно составлять синквейны и выразительно рассказывать их; обогатить словарный запас; научить детей анализировать, выделять главную мысль.
Этапы реализации проекта
1 этап.
Подготовительный этап
создание необходимых условий для реализации проекта;
составление плана работы;
изучение методической литературы;
подбор дидактического и методического материала по теме проекта;
2 этап.
Основной (практический) - реализация проекта
проведение образовательной деятельности ;
знакомство с понятием «синквейн»;
обучение составлению синквейна;
использование готовых наглядных графических моделей («Ёлочка», «Девочка и лесенка», «Пирамида»);
Дидактические игры и упражнения:
- «Кто больше подберет слов к существительному (признаки предмета или живого существа, действия предмета или живого существа)»,
- «Подбери слово» (синоним,
- «Выбери подходящее слово» (синоним из предложенных, признаки, действия,
- «Отгадай загадку» (назвать несколько признаков предмета и предложить угадать, что это; то же самое с действиями предмета,
- «Придумай загадку» (подбор признаков предмета, действий предмета,
- «Закончи предложение»,
- «Магазин» (чтобы купить предмет, надо его описать,
- «Допиши синквейн» (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части и совершенствование готового синквейна,
- «Исправь ошибку», «Поправь меня» (коррекция готового синквейна,
- «Определи тему готового синквейна».
рисование детьми графических моделей синквейна;
игра-соревнование между командами «Кто больше придумает синквейнов»;
составление синквейнов по группам на заданную тему;
( Лексические темы: Осень. Признаки осени. Деревья осенью. Огород – овощи. Сад. Фрукты. Лес. Грибы. Ягоды. Одежда. Обувь. Игрушки. Посуда. Зима. Зимующие птицы. Домашние животные зимой. Новый год. Мебель. Части мебели. Грузовой и пассажирский транспорт. Профессии на транспорте. Детский сад. Профессии. Наша армия. Весна. Комнатные растения. Наш город. Космос и т. д.) Возможно изменение тематики в зависимости от интересов детей.
памятки для родителей по составлению синквейна;
изготовление папки-передвижки для родителей «Синквейн-что это такое».
Рисование иллюстраций к синквейнам.
Литературные «чтения» по придуманным синквейнам совместно с родителями с использованием музыкального сопровождения.
3 этап. Заключительный. Подведение итогов.
Изготовление творческого продукта – сборника синквейнов, иллюстрированного детьми.
Список литературы:
Ознакомление с природой. О. А. Соломенникова.
Развитие речи. В. В. Гербова.
Экологическое воспитание дошкольников.
Юный эколог. С. Н. Николаева
Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.
Интернет ресурсы
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD#cite_ref-0