Светлана Полякова
Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Проект
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Учимся, играя»
Автор: Полякова
Светлана Анатольевна,
воспитатель МБДОУ д/с №65
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
• Название проекта «Учимся, играя».
• Тема проекта «Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
• Автор проекта – Полякова С. А.
Публикация «Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических навыков у детей младшего дошкольного возраста, Проект» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
• Участники: дети, родители, специалисты ДОУ, представители учреждений социума.
• Вид проекта – инновационный.
• База проекта – МБДОУ д/с № 65 г. Таганрога.
• Срок реализации: 2012 – 2013 гг.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА :
Проблема: низкий уровень речевого и познавательного развития дошкольников 4 - 5 лет.
Актуальность проблемы:
1. Нормативные требования
• Приказ МО РФ от 23.11.2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования";
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва
"Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"
2. Научно-теоретический аспект
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты, как: К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. В. Виноградов, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. Изучению особенностей усвоения лексики посвящены исследования В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, Н. П. Ивановой, Ю. С. Ляховской, Е. М. Струниной.
Результаты исследований А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Пешковского, Е. Итихеевой, Е. А. Флериной доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Формирование лексико-грамматического строя речи – одна из актуальных задач в развитии речи детей. Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи: первым является этап практического овладения лексико-грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье; на втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра.
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.)
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. «Игра – это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого» (А. С. Спиваковская).
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических
навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности
детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных
словоформ.
3. Состояние практики в средней группе МБДОУ д/с № 65
При начальном проведении диагностического обследования выявлено, что из 27 детей средней группы 12 детей имеют проблемы в общении: владеют простой разговорной речью, их словарный запас включает не очень большое количество слов, в основном это обиходно-разговорная лексика. Грамматический строй речи детей нарушен, они затрудняются в словообразовании и словоизменении, пользуются в основном простыми предложениями. Речь у большинства используется лишь в условиях постоянной помощи взрослых в виде подсказок, вопросов. Речь еще не соответствует возрастной норме.
Цель: формирование у дошкольников лексико-грамматических навыков.
Задачи:
1. Изучить
- теоретический аспект по проблеме познавательно-речевого развития детей 4-5 лет;
- практический опыт педагогов МБДОУ д/с №78 г. Таганрога;
- концептуальные положения программы «Предшкола нового поколения» авт. Р. Г. Чуракова, реализуемой в МБДОУ д/с №78.
2. Выявить
- уровень познавательно-речевого развития детей в своей группе;
- провести сравнительный анализ по итогам реализации проекта.
3. Внедрить инновационный опыт педагогов МБДОУ д/с №78 в свою педагогическую деятельность по проблеме познавательно-речевого развития детей.
Предполагаемый результат
1. Знание теоретических основ по проблеме познавательно-речевого развития детей, готовность применять полученные знания и опыт коллег в ходе реализации проекта по проблеме познавательно-речевого развития детей.
2. Показатели уровня развития детей по проблеме познавательно-речевого развития детей по итогам реализации проекта будут превышать на 10-15 % первоначального уровня.
3. Эффективность внедрения инновационного опыта педагогов МБДОУ д/с №78 по проблеме познавательно-речевого развития детей 4-5 лет будет доказана повышением уровня развития детей.
Механизмы реализации цели и задач проекта
- разработана система НОД и мероприятий по проблеме познавательно-речевого развития детей
- организована кружковая деятельность;
- внедрен инновационный опыт педагогов МБДОУ д/с №78 в педагогическую деятельность по проблеме познавательно-речевого развития детей.
Инновационность
Интеграция разных видов деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА :
I этап- подготовительный
Сроки реализации: сентябрь - октябрь
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы.
Приказ МО РФ от 23.11.2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".
Изучение передового педагогического опыта по проблеме познавательно-речевого развития детей.
Анализ программы «Предшкола нового поколения» и возможностей использования инновационных образовательных технологий. Знание перечисленных документов.
Готовность к применению.
Создание банка данных по проблеме.
2. Изменение развивающей среды по проблеме познавательно-речевого развития детей 4-5 лет. Приобретение пособий: «Методика развития речи у детей дошкольного возраста» О. С. Ушаковой, «Пособие по развитию лексико-грамматического строя у детей 4 – 6 лет» Т. В. Пятница, «Дидактические игры в детском саду» А. К. Бондаренко и др. ; дидактического материала, развивающих игр, приобретение мультимедийного оборудования в ДОУ д/с № 65.
3. Подготовка к участию в муниципальных конкурсах в рамках празднования дня рождения А. П. Чехова.
Участие в августовской педагогической конференции. Участие в конкурсах.
Создание презентации по итогам конкурса.
Создание стендового доклада.
4. Выявление уровня развития детей по проблеме познавательно-речевого развития дошкольников на основе диагностики речевого и познавательного развития Верещагиной Н. В. Протоколы, таблица результатов диагностики.
5. Разработка проекта «Учимся, играя».
Разработка системы занятий.
Разработка консультаций и рекомендаций для родителей
Системы, модели, конспекты занятий.
II этап – основной.
Срок реализации: ноябрь - май
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы.
Приказ МО РФ от 23.11.2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".
Изучение передового педагогического опыта по проблеме познавательно-речевого развития детей.
Анализ программы «Предшкола нового поколения» и возможностей использования инновационных образовательных технологий. Знание перечисленных документов.
Готовность к применению.
Создание банка данных по проблеме.
2. Изменение развивающей среды по проблеме познавательно-речевого развития детей 4-5 лет. Приобретение пособий: «Методика развития речи у детей дошкольного возраста» О. С. Ушаковой, «Пособие по развитию лексико-грамматического строя у детей 4 – 6 лет» Т. В. Пятница, «Дидактические игры в детском саду» А. К. Бондаренко и др. ; дидактического материала, развивающих игр, приобретение мультимедийного оборудования в ДОУ д/с № 65.
3. Подготовка к участию в муниципальных конкурсах в рамках празднования дня рождения А. П. Чехова.
Участие в августовской педагогической конференции. Участие в конкурсах.
Создание презентации по итогам конкурса.
Создание стендового доклада.
Выявление уровня развития детей по проблеме познавательно-речевого развития дошкольников на основе диагностики речевого и познавательного развития Верещагиной Н. В. Протоколы, таблица результатов диагностики.
4. Разработка проекта «Учимся, играя».
Разработка системы занятий.
Разработка консультаций и рекомендаций для родителей
Системы, модели, конспекты занятий
II этап – основной.
Срок реализации: ноябрь - май
Взаимодействие с детьми.
Проведение НОД по темам: «Встречи в лесу», «Веселое путешествие», «Зимующие птицы», «В гости к солнышку», «В зимнем лесу», «В гостях у сказки» и др.
Проведение игр: «Один – много», «Чего не стало?», «Назови ласково», «Закончи предложение», «Какой предмет?» и др.
Участие детей в кружковой деятельности.
Участие детей в праздниках : «Осенний бал», «День матери», «Новогодний огонек», «На нашей улице – весна!»
Взаимодействие с педагогами.
Консультация «Особенности формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста».
Семинар «Использование дидактических игр для закрепления лексико-грамматических категорий».
Круглый стол «Обогащение лексики посредством игровой деятельности»
Взаимодействие с родителями.
Консультация «Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников».
Родительское собрание по теме «Развитие речи дошкольников».
Мастер-класс «Мамочка моя любимая».
Разработка схемы взаимодействия специалистов.
Формирование лексико-грамматического строя речи во время НОД.
Использование дидактических игр и упражнений в совместной деятельности.
Работа кружка «Я – словечко, ты – словечко».
Оформление фотовыставки.
Обмен опытом педагогов по использованию различных технологий по развитию речи дошкольников.
Использование различных форм работы с родителями в дошкольных образовательных учреждениях по развитию речи дошкольников.
Интеграция различных видов деятельности, содержания образовательных областей.
III этап – заключительный.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Выявление уровня познавательно-речевого развития детей на основе диагностики образовательного процесса Верещагиной Н. В. Динамика развития детей
2. Анализ итогов внедрения инновационной технологии. Эффективность внедренной технологии, программы доказано повышением уровня развития детей на 10%
3. Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта. Презентация «Учимся, играя»