Щепцова Евгения
Проект по развитию речи «Учимся играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития речи. Игра развивает речь, а речь организует игру. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает речь, учиться общаться. Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в дошкольном возрасте является основным условием его нормального развития.
Публикация «Проект по развитию речи „Учимся играя“» размещена в разделах
Актуальность
От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой.
Цель: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность
Задачи:
- создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
- подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;
- обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе игровой деятельности.
- привлечь родителей воспитанников к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
Сроки реализации проекта: 2 месяца: октябрь, ноябрь 2019
Участники проекта: дети средней группы "Умняшки" (4 -5 лет).
Тип проекта: познавательный, речевой, игровой, творческий.
Вид проекта: групповой, долгосрочный.
Предметно - развивающая среда: дидактические игры, настольный театр, сюжетные картинки для составление рассказов, подборка НОД по речевому развитию.
Формы и методы: в проекте представлены такие виды игровой деятельности как: дидактические игры, подвижные игры, театрализованные игры, сюжетно – ролевые игры, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика.
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Также в ходе и реализации проектной деятельности использованы следующие формы и методы: НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: загадки, пословицы, поговорки, стихи, речевые пятиминутки. оформление выставки, консультации для родителей.
Ожидаемый результат: при систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Продукт проекта: комплекс методических рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативной компетенции у детей среднего дошкольного возраста. План мероприятий, способствующих развитию речи
Этапы проекта
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Подведение итогов.
Подготовительный этап.
Цель: обеспечить условия для успешной реализации проекта.
Задачи:
составление плана работы, подбор методик;
формирование целей, задач;
создание необходимых условий для реализации проекта;
разработка проекта; подбор и изучение необходимой литературы.
Используемые методики:
Разработка плана педагогом. Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями:
Подбор художественной литературы.
Подбор пособий для работы с детьми.
Выбор форм работы с родителями.
Выбор основных мероприятий.
Показатели результативности:
Основной этап
Цель: выполнить задачи проекта.
Задачи: замотивировать дошкольников к усвоению новых форм и способов общения, расширять словарный запас. Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.
Используемые методики:
Подготовка необходимого оборудования.
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, чистоговорок.
Составление консультаций, памяток, рекомендаций.
Совместные мероприятия с родителями и детьми: Показ детьми для родителей инсценированной сказки "Глупый мышонок".
Формы работы:
Работа с родителями:
Консультация "Сказка в жизни ребенка. "
Консультация "Книга для ребенка".
Формы работы с детьми:
Дидактические игры:
"Подбери пару", "Подскажи словечко", " Кто летает", " Дай действия словам", "Из чего сделано?", "Наоборот", " Четвертый лишний", " Разговор по телефону". "Назови и отгадай", "Где, что лежит", "Назови одним словом", "Скажи наоборот", "Горячо – холодно", "Раздели на группы", "Один - много", " Хорошо - плохо", "Далеко - близко", "Обобщающие понятия", "Назови ласково", "Назови полное имя"
Рассказывание русской народной сказки «Теремок».
Чтение и пересказывание русской народной сказки «Три медведя».
Чтение и пересказывание русской народной сказки «Колобок».
Чтение и пересказывание русской народной сказки «Маша и медведь».
Подвижные игры со словами:
"У медведя во бору", "По ровненькой дорожке", "Мы - веселые ребята", "Воробушки и кот", "Птички в гнёздышках", "Листопад", "День – ночь", "Гуси - лебеди", "Кошка и мыши", "Гори - гори ясно ", "Мышеловка", "Пастух и стадо", "Повар и котята".
Театрализованные игры:
Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»;
Игра-пантомима «Был у зайца огород»;
Игра на мышечное напряжение и расслабление «Деревянные и тряпичные куклы»;
Игра-пантомима «Нос, умойся!» (по стихотворению Э. Мошковской)
Сюжетно-ролевые игры:
"Парикмахерская", "Магазин", "Кафе", "Строители", "Больница", "Семья", "Айболит".
Заключительный этап
Цель: определение результатов проекта. Подведение итогов.
Задачи: составить рекомендации для дальнейшей работы педагогов. Составить отчет о проделанной работе.
Используемые методики:
Выставка творческих работ для родителей
Совместные мероприятия с родителями и детьми: Показ детьми для родителей инсценированной сказки «Теремок на новый лад", «Как звери весну искали»
Формы работы:
Инсценированное детьми сказок: «Теремок на новый лад», «Как звери весну искали».
Вывод
Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной игровой методики и постановки сказочных инсценировок в практической работе с детьми, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Игра и сказка развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.
Список использованной литературы
1. Алябьева Е. А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4 – 7 лет. М. 2011
2. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2011.
4. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.
5. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.
6. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. - М. : Просвещение, 2005.
7. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Программа «От рождения до школы» М. -МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
8. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О. С. -М: ТЦ Сфера, 2011.
9. Сидорчук, Т. А., Хоменко, Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2012.
10. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь. - М: ТЦ Сфера, 2012.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
12. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой М. 2000