Наталья Перевезенцева
Проект по развитию речи «Сказка в гости к нам спешит» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию речи на тему: «Сказка в гости к нам спешит» Старшая группа.
Подготовила:
воспитатель МБДО детского сад № 7 Перевезенцева Н. П.
Старшая группа группа №1
Название проекта: «Сказка в гости к нам спешит»
Тип проекта: Обучающий, творческий, игровой.
Участники проекта: Дети старшей группы. Воспитатели. Родители.
Продолжительность проекта: Долгосрочный – учебный год.
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Проблема: К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
Актуальность проблемы: Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Цель: обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.
Задачи:
Для детей:
• Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно).
• Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
• Закрепить и расширить знания детей о сказках;
• Развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
• Формирование грамматического строя речи.
• Расширение словарного запаса, активизация словаря.
• Развитие связной монологической и диалогической речи.
Для педагогов:
• Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности.
• Оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске ее решения.
• Продолжать формировать книжный уголок.
• Создавать условия для деятельности детей, способствующей освоению ребёнком миром сказок и приключений.
Для родителей:
• Привлечь внимание родителей к данной проблеме и участию в проекте.
• Принять участие в изготовлении шапочек для театрализованных игр.
• Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
Гипотеза проекта: При условии выполнения плана работы по проекту, то в большей степени возможно развитие познавательной активности у детей, речевой деятельности, расширение словарного запаса, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.
Предполагаемый результат:
• Повысится интерес детей к литературным произведениям.
• Развитие творческой активности детей, освоение детьми различных видов творчества.
• Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической и монологической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
• Улучшение звуковой культуры речи.
• Формирование коммуникативных способностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.
• Пополнение библиотеки книгами.
• Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях).
Методы проекта: Наглядные, словесные, практические, игровые.
1 этап – Подготовительный:
• Выдвижение гипотезы;
• Определение цели и задач проекта;
• Изучение необходимой литературы;
• Подбор методической литературы;
• Разработка тематического плана для реализации проекта;
2 этап – Деятельностный:
Реализация плана проекта с детьми и родителями.
3 этап – Завершающий:
• Презентация проекта.
Со сказками все дружат,
И сказки дружат с каждым
Они необходимы,
Как солнышка привет
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А может быть и нет.
Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.
Мероприятия:
Сентябрь
Дидактические игры: «Расскажи сказку-1», «Закончи предложение», «Подбери рифму», «Кто знает, пусть продолжает».
Чтение худ. литературы: Сказка «Три медведя», сказка «Рукавичка», сказка «Лисичка со скалочкой», сказка «Хвосты», сказка «Мышка-Вострохвостик», рассказ Н. Носова «На горке», «Живая шляпа», «Мишкина каша», рассказы и сказки В. Осевой., «Случай с Евсейкой» - М. Горький,
Театрализованные игры: Игра – инсценировка по русской народной сказке
«Три медведя».
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Исследователи».
Октябрь
Дидактические игры: «Расскажи сказку-2», «Так бывает или нет» «Чудесный мешочек», «Сказочное домино».
Чтение худ. литературы: Сказка «Петух да собака», сказка «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», рассказы Н. Носова, рассказы В. Бианки, рассказы и сказки Л. Толстого, сказки и стихи К. Чуковского, «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк, «Царевна – лягушка» (обр. Булатова).
Театрализованные игры: Игра – инсценировка по русской народной сказке «Петух да собака».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Почта».
Ноябрь
Дидактические игры: «Поиграем в сказку», «Наоборот», «Фантазеры», «Чей хвостик».
Чтение худ. литературы: Сказка «Волк и семеро козлят», сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сказка «Хаврошечка», С. Михалков «Праздник непослушания», сказки Братьев Грим, «Хлебный колос» - А. Ремизов, «Финист – ясный сокол» - р. н. сказка, «Доверчивый ежик» - С. Козлов.
Театрализованные игры: Игра – драматизация «Волк и семеро козлят»
Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Театр».
Декабрь
Дидактические игры: «Из какой сказки?», «Слова, ребусы, загадки», «Узнай сказку (по отрывку)», «Обложки любимых книг», «Викторина».
Чтение худ. литературы: Сказка «Лисичка сестричка и волк», Н. Носов «Незнайка и его друзья», сказки Г. Х. Андерсена, «Двенадцать месяцев» (пер. С. Маршака, «Серебрянное копытце» - П. Бажов, «Цветик – семицветик» - В. Катаев.
Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Лисичка-сестричка и волк».
Сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Зоопарк».
Январь
Дидактические игры: «Узнай сказку по иллюстрации», «Логические домики», «Зайка и мишка», «Подбери нужное по смыслу слово».
Чтение худ. литературы: Сказка «Заюшкина избушка», «Волшебник изумрудного города» (главы) – А. Волков, «Собачкины огорчения» - Б. Захадер, Г, Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».
Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Заюшкина избушка».
Сюжетно-ролевые игры: «Интервью», «Химчистка».
Февраль
Дидактические игры: «Отгадай-ка», «Цепочка слов», «Поем вместе», «Исправь ошибки».
Чтение худ. литературы: Сказка «Теремок», Б. Заходер. «Серая звездочка»,
А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче л о прекрасной царевне Лебеди», Н. Телешов. «Крупеничка», Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков», Л. Пантелеев. «Буква „ы"».
Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Теремок».
Сюжетно-ролевые игры: «Российская Армия», «Азбука дорожного движения».
Март
Дидактические игры: «Знаешь ли ты?», «Что мы слышим?», «Кто больше заметит небылиц?», «Сценарий».
Чтение худ. литературы: сказка «Крылатый, мохнатый да масленый», А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел»,
Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Волк и семеро козлят на новый лад».
Сюжетно-ролевые игры: «Цирк», «Служба спасения».
Апрель
Дидактические игры: «Узнай героя сказки по описанию», «Неоконченный рассказ», «Составь рассказ».
Чтение худ. литературы: Сказка «Три поросенка», сказка «Айога», сказка Джони Родари «Большая морковка», сказка «Три дочери», сказка А. Милна «Вини- Пух и все-все-все».
Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Три поросенка».
Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Исследователи космоса».
Май
Дидактические игры: «Назови героев сказки», «Кто, где живет?», «Назови сказку по главному герою».
Чтение худ. литературы: «Сказка про глупого мышонка», рассказ Е. Пермяка «Самое страшное», «Тайна третьей планеты» - К. Булычев, Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы, Р. Киплинг. «Слоненок».
Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Сказка про глупого мышонка»
Сюжетно-ролевые игры: «Кафе», «Скорая помощь, поликлиника, больница».
Выводы:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; слушали сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах. Повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
В самостоятельной игровой деятельности дети разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки, либо меняли окончание известных сказок. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. У детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной.
Родители приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Повысился уровень общей осведомленности по вопросам домашнего чтения. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат.
• Реализация данного проекта позволила привить детям любовь к чтению художественной литературы, расширить словарный запас, улучшить звуковую культуру речи, речь стала более грамотной и связанной.
• Дети проявили заинтересованность данной темой.
• В результате проведенной работы с родителями повысился
процент заинтересованности данной темой, в следствии чего
они стали активными участниками проекта.
Литература:
1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : Т Ц «Сфера», 2001
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М. : ТЦ Сфера, 2003 г.
3. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
4. Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб. : «Паритет» 2007г.
5. Поляк Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2012г.
7. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
8. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество - дети».- М. : АРКТИ, 2004.