Ирина Перегримова
Проект по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста «Учимся думать играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.
В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей.
Публикация «Проект по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста „Учимся думать играя“» размещена в разделах
Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.
Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, а развиваются и представляют собой особые виды деятельности. Актуальность выбранной мною темы заключается в том что, проблема познавательных процессов – одна из наиболее обширных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических познавательных процессов дошкольников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов. Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в детском саду, в школе обычно переходит в разряд неуспевающих.
Объект исследования: дети дошкольного возраста
Предмет исследования: психические познавательные процессы
Цель: изучить влияние занятий с воспитателем на развитие психических познавательных процессов дошкольников.
Гипотеза: Предположим, что включение в процесс кружковых занятий психологических упражнений и заданий в игровой форме будет способствовать существенному повышению уровня развития психических познавательных процессов дошкольников.
Задачи:
1. Развитие психических процессов : внимание, логическое мышление, память, речь, восприятие;
2. Формирование у детей потребности в познании и саморазвитии;
3. Содействие проявлению эмоционально- волевых качеств личности;
4. Развитие коммуникативных навыков;
5. Воспитание самоконтроля, организованности и самодисциплины.
6. Выделить наиболее эффективные условия развития психических познавательных процессов дошкольников в процессе обучения.
В работе используются следующие методы:
• задания на зрительное восприятие;
• упражнения для совершенствования графических навыков письма;
• психодиагностические методики;
• творческие задания;
• логические задания;
Методическое обеспечение: беседы, игры, упражнения, аутоигры, «релаксационные паузы», наглядно-демонстративный материал, дидактические и практические пособия.
Эффективность: Основным показателем эффективности использования проекта является то, что при работе используются различные методы и приемы работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе, удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень. С помощью проведенных занятий у детей совершенствуются познавательные процессы : память, внимание, мышление, воображение, восприятие, графические навыки письма.
Срок реализации: один год обучения. Занятия проводятся 1раз в неделю
Предполагаемый результат:
Дети должны:
1. Проявлять интерес к познанию и самопознанию
2. Устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т. д.)
3. Иметь представление об окружающем по темам (человек, транспорт, посуда, животные и т. д)
4. Проявлять логическое мышление, наглядно-образное, наглядно-действенное
5. Уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений
6. Уметь понимать и передавать свои чувства
7. Уметь строить грамотно- поставленную речь
Список использованной литературы
1. Т. Д. Марцинковская Детская практическая психология. -М. Гардарики, 2000.
2. Л. Ф. Обухова Детская психология : теории, факты, проблемы. М. Тривола, 2000
3. И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий Возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека. - М. : ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002.
4. Л. Ф. Обухова Детская психология : теории, факты, проблемы. М. Тривола, 2000.
5. М. : ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. 18 Похожие рефераты: Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте Психологический анализ игры как ведущей деятельности ребенка в дошкольном возрасте.
6. Симановский А. Развитие творческого воображения М. : «Дрофа», 2001
7. Инхельдер Б Пиаже Ж. Психология ребенка СПб 2003.
8. Дарвиш. О. Б. Возрастная психология. М. : Владос-Пресс, 2004
Месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Создание развивающей среды
Группа №3
Сентябрь «10 слов»; «Узнай предмет по заданным признакам»; «Угадай по описанию»; «Самолеты за облаками»; «Назови мне…»
Графическая работа; «Разложи по местам»
«Найди одинаковые картинки»;
«Сравнение предметов» ; «Классификация»; «Нарисуй фигуру по памяти»
«Собери бусы»; «Нарисуй фигуру по памяти»
«Бывает - не бывает»; «Обобщения»
«Что где находится?»; «Найди пару»; «Назвать слова с заданной буквой» «Возникновение и развитие детской игры. «Развитие эмоционального интеллекта как одно из условий успешной адаптации в школе»
Картотека игр на развитие внимания, воображения.
д/и «Обведи по точкам»
Октябрь «Что я загадала?» «Несуществующее животное"»; «Кем (чем) был раньше?»; «Скажи коротко»; «Исправь ошибку»; «Назови соседей»; «Хорошо – плохо»; «Вспомни по рифме»; «Говори наоборот»; «Оканчивание слов»; «Троечки»; «Разрезные картинки»; «Я – фотоаппарат»; «Пантомима»; «Закончи узор»; «Угадай по описанию»
«Скажи обобщающее слово»; «Самый зоркий»; Графическая работа
«Найди одинаковые вещи»; «Повтори-ка»; «Разрезные картинки» «Возрастные особенности детей 5 – 6 лет. Влияние игры на психическое и личностное развитие детей дошкольного возраста».
Индивидуальные консультации по результатам диагностики уровня познавательного развития «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» д/и «Найди лишний»
Ноябрь «Я – фотоаппарат»; «Пантомима»; «Закончи узор»; «Оканчивание слов» «Назови одним обобщающим словом» «Запомни и нарисуй»; «Вещи вокруг нас»; «Запомни и назови»; «Дорисуй недостающий элемент»; «Камешки на берегу». «Комбинирование»; «Кто наблюдательнее?» Графический диктант «Подбери слово»; «Лодочка» ;«Запомни и нарисуй»; «Да или нет?» Буклет «Играем- память развиваем» д/и «Обобщение»
Группа №2
Декабрь «Назови свое имя и поздоровайся»; «Мяч поймай и быстро ответ давай»; «Узнай фигуры»; «Ухо - нос»; «По порядку»;
«Классификация»;
«Чего не стало»; «Запомни слово»;
Запомни движение»; «Пройди лабиринт»;
Чей круг быстрее соберется»;
«Пирамидки»; «Найди спрятавшихся зверей»; «Что изменилось?»; «Невнимательный садовник»; «Повтори рисунок»; «Запрещенное движение». Семинар-практикум «Развиваемся, играя»
«Игра - основное средство обеспечения гармоничности в эмоциональной сфере»
Картотека игр на развитие мышления.
д/и «Разрезные картинки»
Январь «Отгадай загадки»; «Кто знает больше»; «Волшебный клубочек»; «Где чей портрет»;
«Найди предмет»; «Расскажите по памяти»; «Соберите картинку»; «Сказочная викторина»; «Расставьте точки»; «Чего не стало». Рекомендации родителям для развития психических познавательных процессов д/и «Найди пару»
Февраль «Уменьшилось или прибавилось»; «Картинка помогает слову»; «Составь рисунок из геометрических фигур»; «Повторите за мной»; «Построй конструкцию по памяти»; «Продолжи ряд»; «Угадай голос»; «Расставьте точки»; «Чей круг быстрее соберется»; «Бусы»; «Чего не стало»; «Вспомни фигypы»; «Слушай команду»; «Незнайкины небылицы»; «Что изменилось?»; «Составь рассказ»; «Разрезные картинки»; «Соедини точки по порядку»; «Закрой лишнюю картинку». Памятка «Внимание, мышление» «Развитие и коррекция базовых психических функций : внимание, память, восприятие»
д/и «Часть – целое»
Группа №1
Март «Воздушные шарики»; «Посади морковку»; «Веселые картинки»; «Предметы для гномов»; «Найди домик»; «Карлики и великаны»; «Лабиринт»;
«Лишний предмет»; «Движения по цвету»; «Волшебная котомка»; «Грибочки»; «Найди пару» Картотека игр на развитие памяти.
д/и «Контуры»
Апрель «И в саду, и в огороде»; «Раскрась бусы для куклы»; «Съедобное - не съедобное»; «Кто живет»; «Подбери фигуру»; «Зеркало»; «Загадка»; «Чашечка»; «Большой и малый»; «Чьи малыши»; «Гостинцы для кролика»; «Солнышко и облака»; Консультация «Особенности мышления, восприятия и внимания у дошкольников».
Консультация «Хотим, чтобы рос умным»
или развитие мышления с рождения до школы д/и «Чьи малыши»
Май «Кто что ест»; «Загадка-2»; «Зеваки»; «Угадай и найди»; «Что слышно»; «Ухо-нос». д/и «Подбери фигуру»