Юлия Рытикова
Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики „Ловкие пальчики“» размещена в разделах
Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель проекта : Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность детей;
- Дидактические игры;
- Проведение разных видов пальчиковых гимнастик;
- Работа с пластилином, бумагой, красками;
Ожидаемые результаты:
- Усовершенствована предметно – развивающая среда;
- Положительная динамика развития мелкой моторики детей;
- Уверенность детей при выполнении заданий, а также улучшения их настроения.
Этапы работы:
1 ЭТАП подготовительный (вводно-ознакомительный)
изучение научной и учебной – методической литературы
2 ЭТАП – практический.
3 ЭТАП – заключительный.
Перспективный план работы
месяц направления работы
самообразование дети родители педагоги
09.22г 1. Изучение нормативно-правовой документации.
2. Изучение литературы по теме самообразования.
3. Проведение диагностики детей в группе.
4. Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы) Беседа
Беседа с родителями «Как развита мелкая моторика у вашего ребёнка» Разработка тематических планов
10.22г Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования.
Беседа
Заучивание пальчиковых игр : «Замок», «Капуста»
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики дома»
Семинар-практикум для педагогов «Мелкая моторика в развитии ребёнка»
11.22г
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования. Наблюдение.
ООД
Рисование пальчиками «Осеннее дерево» Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?». Знакомство с опытом работы других воспитателей
12.22г
Работа с методической литературой
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования Беседа.
Пальчиковый театра
к сказке:
«Колобок».
Выставка литературы и наглядного материала для родителей и педагогов по заданной теме Памятка для воспитателей «Мелкая моторика рук с помощью дидактических игр»
01.23г Работа с методической литературой
Повышение знаний, сбор материала Наблюдение
Д/и «Веселые упражнения с карандашами» Создание буклета
«Как
развивать
мелкую моторику рук
у детей 2–3 лет»
02.23г Изучение интернет ресурсов по теме самообразования Беседа
Настольная игра «Мозаика». Представление родителям материала, игр, упражнений, литературы и т. д. по заданной теме. Посещение НОД у воспитателей ДОУ по теме самообразования
03.23г
Изучение литературы по теме самообразования.
Пополнение предметно-развивающей среды современным оборудованием. Беседа
Заучивание пальчиковых игр :
«Весна», «Кап, кап, кап.»
Д/и. «Шнуровка», «Бусы» Изготовление папки-
передвижки
«Пальчиковые
игры
для малышей».
04.23г Работа с методической литературой
Наблюдение
Дидактические игры:
«Поиск предметов в миске с крупой», «Собери бусы»
Оформление информационного стенда для родителей Открытое НОД для педагогов
05.23г Повышение знаний, сбор материала
Работа с методической литературой Беседа
Дидактические игры:
«Пазлы», «Катушка», «Разноцветные резинки»
Памятка «Значение мелкой моторики очень велико»
Список литературы
1. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом
«Литера», 2006.
3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
6. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
7. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
8. Тимофеева Е. Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой
моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007.
9. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : ЭКСМО, 2007.