Наталья Романенкова
Проект «По произведениям Н. Н. Носова» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Формирование
социально-нравственного поведения через ознакомление дошкольников
с произведениями Николая Носова»
Выполнила: воспитатель
МБДОУ детский сад № 3 «Радуга»
высшей квалификационной категории
Романенкова Наталья Николаевна
Воспитатель: Романенкова Н. Н., воспитатель высшей квалификационной категории.
Публикация «Проект „По произведениям Н, Н, Носова“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Вид проекта : групповой, познавательный, среднесрочный (март – апрель 2023 г.)
Участники проекта : воспитатели, дети и родители подготовительной груп-пы № 6 «Капитошка».
Актуальность проекта.
«В рассказах я хотел поставить проблемы: воспитание честности, смелости, чувства товарищества,
воли, настойчивости в достижении цели, осмеяние зависти,
трусости, лживости, хвастовства, грубости» –
писал писатель Н. Носов
Перед педагогами всегда стояла задача эмоционального развития или формирования нравственных качеств личности дошкольников. Важность «социально-эмоционального» или «нравственного» воспитания очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются эмоционально-нравственные основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему.
Большое влияние на развитие детей, в воспитании гуманных чувств, в эмоциональной оценке действительности оказывает художественная литература. Она захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. К тому же, художественное слово намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения.
Ярким примером этому являются произведения Николая Носова. Его творчество заставляет ребёнка задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни. Его рассказы помогают избавиться от дурных свойств характера (рассеянности, лени, трусости, чрезмерного любопытства, грубости, зазнайства и равнодушия). Писатель учит думать не только о себе, но и о товарищах, обладая глубоким пониманием детей, никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения, не выставляет напоказ нравоучительную мысль своего произведения, а стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод. К тому же дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил.
Слушая произведения, дети могут сделать для себя важные выводы: не забывать, что рядом с тобой такие же девочки и мальчики, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить. В этом и есть нравственно–эстетическая сторона произведений писателя. Рассказы Н. Носова - это накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Цель проекта.
Формировать и развивать социально-нравственное поведение детей дошкольного возраста под влиянием произведений Николая Носова.
Задачи проекта :
познакомить с творчеством детского писателя Николая Носова;
учить видеть главное в содержании произведения и давать правильную оценку поведению героев;
развивать речь детей, обогащать и активизировать словарь;
развивать творческие способности детей;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
прививать интерес к книге и потребность в чтении.
Предполагаемый результат:
знают и называют произведения Н. Н. Носова;
проявляют интерес к художественной литературе;
сопоставляют действия литературного героя со своими собственными, делают выводы о своём поведении или поступках;
определяют образы отрицательных и положительных персонажей.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап :
- изучение методической литературы, интернет ресурсов;
- подбор художественной литературы, иллюстраций, книг;
- создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды;
- привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу;
- подбор информации для обогащения опыта родителей;
- подготовка к проведению НОД;
- составление паспорта проекта.
2. Основной этап.
Взаимодействие с детьми:
- беседы «Знакомство с биографией Н. Н. Носова», «Что такое дружба?», «Хорошие и плохие поступки», «Зачем в книжках нужны картинки?»;
- дидактические игры «Угадай героя сказки «Приключения Незнайки и его друзей» (по загадкам); тест-путешествие по приключениям Незнайки; «Из каких рассказов Николая Носова отрывки?»; «Какое что бывает?»; «Ошибка»;
- чтение художественной литературы: «Мишкина каша», «Огурцы», «Заплатка», «Карасик», «На горке», «Живая шляпа», «Огородники», «Затейники», «Фантазеры», «Приключения Незнайки и его друзей», «Федина задача», «Телефон», «Автомобиль», «Замазка» и другие;
- слушание аудио - книги «Незнайка в Солнечном городе»;
- просмотр мультфильмов «Бобик в гостях у Барбоса», «Винтик и Шпунтик - весёлые мастера», «Незнайка на луне»;
- речевое развитие (ЧХЛ) «Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»;
- художественно-эстетическое развитие» (рисование) «Мой любимый сказочный герой», «Путешествие по рассказам Н. Носова», «Нарисуй животного, которого не бывает» (по рассказу «Фантазеры»);
- художественно-эстетическое развитие (лепка) «Незнайка и его друзья»;
- раскраски по рассказам Н. Носова.
Взаимодействие с родителями:
- памятка для родителей «Как предупредить агрессивные тенденции в поведении ребенка»;
- Консультация для родителей «Воспитательная ценность и нравственные устои произведений Н. Н. Носова»;
- семейное чтение дома с детьми рассказов Н. Носова;
- оформление выставки произведений Н. Носова;
- выставка совместного творчества детей и родителей по произведениям Николая Носова.
3. Заключительный этап.
- изготовление лэпбука «Произведения Н. Носова»;
- викторина по произведениям Николая Носова.
Результат проекта.
Дошкольное детство – важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. А произведения Николая Носова интересны, близки и понятны детям. Данный проект должен стать мощным импульсом для развития познавательного интереса к художественной литературе и воспитать желание читать.
Литература – это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Проект по произведениям Н. Носова поможет и в дальнейшем обогащении детской речи, эмоций, сформировать гуманные чувства, дать возможность для размышления и фантазирования.
За время проекта дети познакомились с краткой биографией детского писателя Н. Носова, с новыми произведениями писателя. Ребята пересказывали отрывки из рассказов, обыгрывали поступки героев произведений в играх.