Альбина Мубаракова
Проект по профориентации «Все профессии нужны, все профессии важны»
▼ Скачать + Заказать документы
https://mubarakova83.wixsite.com/mysite/proekt-po-proforientacii
Проект по профориентации "Все профессии нужны, все профессии важны"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Светлячок» города Мамадыш»
Публикация «Проект по профориентации „Все профессии нужны, все профессии важны“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Проект по профориентации
Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Автор: воспитатель Мубаракова Альбина Мансуровна
Мамадыш - 2019
Содержание:
I. Введение ….3
II. Основная часть ….…3
1. Актуальность проекта….…. 3
2. План реализации проекта….8
III. Заключение….…. 11
IV. Список использованной литературы….14
«…Детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть,. быть капитаном, врачом и т. д.»
А. Г. Асмолов
I. Введение
Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 5-7 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, пожарного, продавца, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.
II. Основная часть
1. Актуальность
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.
Потому так важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия.
Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и т. д. Поэтому рассказ отца или матери об особенностях своей профессии приносит огромную пользу, вызывая живой интерес.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Все профессии нужны, все профессии важны» (профессии родителей).
Цель проекта : расширять и систематизировать знания детей о мире профессий на примере профессий родителей; обобщить знания детей о профессиях их родителей в процессе совместной и самостоятельной деятельности; помочь накопить детям определенный социальный опыт.
Задачи:
Речевое развитие:
1. Обогащать словарь путем введения новых понятий «профессия», «профессионал», «семья», названий профессий;
2. Расширять общий кругозор;
3. Развивать связную речь.
Познавательное развитие:
1. Расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
2. Пробуждать у детей любознательность и интерес к деятельности своих родителей.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Развивать коммуникативные навыки;
2. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
3. Создавать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей;
4. Способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
5. Воспитывать уважение и благодарность к людям труда, желание выполнять любое поручение добросовестно и ответственно.
Художественно – эстетическое развитие:
1. Приобщать детей к разным видам творческих профессий (на примере профессий своих родителей);
2. Познакомить с произведениями художественной литературой по теме проекта, работами людей творческих профессий.
Методы и приемы:
• Наблюдения;
• Познавательные беседы;
• Экскурсии;
• Чтение художественной литературы;
• Продуктивная деятельность.
Формы проекта
1. Специально организованная деятельность
- диалог;
- ситуативный разговор;
- речевая ситуация;
- игровая обучающая ситуация: ситуации – иллюстрации, ситуации - упражнения, ситуации- проблемы;
- составление и отгадывание загадок;
- игры (сюжетные, с правилами, игры – соревнования, подвижные игры, дидактические игры;
- обсуждение: мультфильмов, произведений художественной литературы, иллюстрированных энциклопедий;
- разучивание стихотворений;
- оформление выставок детского творчества;
- создание фотогазеты, встреча с людьми разных профессий, наблюдения за трудом взрослых.
2. Самостоятельная деятельность детей в центрах развития.
3. Взаимодействие с семьей: организация совместных мероприятий, наглядная агитация по вопросам ознакомления с современными профессиями, вовлечение родителей в данный проект.
Новизна проекта : ранняя профориентация детей.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 месяц).
Тип проекта : познавательный, творческо-информационный.
Участники проекта : дети старше-подготовительной группы, воспитатели и родители.
Возраст детей: 5-7 лет.
Ожидаемые результаты.
Для детей:
1. Дети знают профессии своих родителей и активно употребляют в речи слова, связанные с их профессиями;
2. Имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
3. Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
Для педагога:
1. Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта;
2. Сформированность у воспитанников знаний о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей, их назначении, особенностях, значимости их труда;
3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
Для родителей:
Активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Способы контроля результатов:
- анкетирование родителей;
- диагностика уровня знаний детьми профессий;
- наблюдение за играми детей;
Участники проекта : дети старше-подготовительной группы, воспитатели и родители.
Исследование уровня знаний детей о профессиях
На основе требований программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой я выдвинула следующие критерии и уровни знаний детей о профессиях :
1. Знание названий профессий родителей.
2. Знание названий трудовых операций и инструментов.
3. Знание общественного значения труда родителей.
В качестве методик использовался опрос и беседа с привлечением наглядных средств (картинок).
Характеристика оценки ответов детей:
- Ребенок дает правильный ответ. Имеет четкое
представление о должностных обязанностях своих родителей; орудиях
труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах. 2 ребенка – 9 %
- Ребенок дает неточный ответ, не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата. 18 детей – 82%
- Ребенок дает неправильный ответ. Затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда. 2 ребенка – 9%
План реализации проекта
Этапы Сроки Мероприятия, задачи этапов проекта
I этап
(подготови-тельный)
В течение недели до начало проекта. Сбор информации и материала о разных профессиях.
Подобрать иллюстрации, фотографии, демонстрационный, дидактический материал.
Подобрать художественную литературу (стихи, рассказы, загадки, пословицы, песни).
Подобрать материалы и игрушки для сюжетно-ролевых игр.
Привлечь к проекту родителей, довести до сведения важность этой проблемы, вовлечь в реализацию проекта.
II этап
(основной)
Первая,
вторая, третья неделя Реализация основных мероприятий.
1. Воспитатель – дети
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
«Подскажи словечко», «Угадай, кто это?»,
«Кто больше расскажет о профессии», «Что мы делаем, не скажем», «Назови профессию», «Что, кому нужно для работы», «Угадай профессию по трудовым действиям», «Что расскажет предмет».
Словесные игры: «Если весело живется, делай так», «Назови соседей», «Угадай профессию».
Настольные игры: «Кому что нужно для работы?», разрезные картинки «Профессии».
Разучивание стихов, пословиц и поговорок на темы: «Профессии людей».
Сюжетно-ролевые игры: «Стройка», «Столовая», «Больница», «Парикмахерская», «Школа», «Читальный зал библиотеки».
Познавательное развитие:
ОД: «Путешествие в мир профессий» (старшая подгруппа).
Беседы: «Что такое профессия?», «Как произошли профессии?», «Труд мужской и женский», «Героические профессии». Беседа о профессиях родителей.
Наблюдение за работой сотрудников детского сада: - Экскурсия на кухню детского сада: «Профессия – повар», - Экскурсия в медицинский кабинет: «Профессия – врач».
- Экскурсия в прачечную детского сада: «Профессия – Машинист по стирке белья».
Просмотр мультфильмов: «Кем быть?», «Почта», «Крот садовник», «Айболит», «Дядя Стёпа милиционер», «Незнайка учится», «Первый урок».
Речевое развитие:
Составление рассказов о профессиях родителей с использованием мнемотаблиц («Профессия моих родителей»).
Чтение художественной литературы: «Сказка о пропавших профессиях», «Кем быть?» В. Маяковский;
«Дядя Стёпа» С. Михалков; «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Профессии моих родителей» (совместное с родителями).
Раскраски по теме «Профессии».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Если нравится тебе, то делай так»; «Море волнуется» (со словами «Задуманную профессию – покажи», «Пожарные на учении», «Почтальон». Игры – эстафеты.
Воспитатель – родители
Анкета для родителей «Профессия моего ребёнка».
Консультация для родителей «Обязанности детей дома».
Привлечение к оформлению фотогазеты «Профессии наших родителей».
Помощь в составление с детьми рассказов «Профессия моих родителей».
III этап
(заключи-тельный) Четвертая неделя Воспитатель – родители – дети
1. Создание фотогазеты «Профессии наших родителей».
2. Разработка и создание лепбука «Очень интересные разные профессии».
3. Выступление на родительском собрании о проделанной работе с презентацией.
III. Заключение
Результаты проекта
Педагог удовлетворен проведенной работой и результатами проекта :
• Собран и систематизирован весь материал по теме проекта;
• У дошкольников появился интерес к данной теме;
• Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии родителей.
• У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Результаты диагностического исследования уровня знаний детей по теме проекта
Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач».
Цель: познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией.
Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар»
Цель: познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде.
Экскурсия в прачечную детского сада: «Профессия –
Машинист по стирке белья»
Цель: познакомить детей с профессией машиниста по стирке белья; расширить и закрепить знания о труде машиниста по стирке белья.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин. Профессия - продавец»
Цель: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Цель: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; воспитывать культуру поведения в общественных местах; уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу; учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
Сюжетно-ролевая игра «Строители»
Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Разработка и создание лепбука «Очень интересные разные профессии».
Цель: расширение, закрепление знаний детей о разных профессиях.
Создание фотогазеты «Профессии наших родителей»
Цель: знакомство детей с разнообразием профессий родителей, привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей.
IV. Список использованной литературы
1. Конвенция о правах ребенка: конвенция ООН. – М. : РИОР, 2010. – 24 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под/ред. Н. Е. Вераксы; Т. С. Комаровой; М. А. Васильевой. М, 2014.
4. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа (5-6 лет). - Издательство: Мозаика-Синтез, 2017. – 80с.
5. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 96с.
6. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64с.
7. Алябьева Е. А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7лет. М. : ТЦ Сфера, 2018. – 128с.
8. Интернет ресурсы:
Международный образовательный портал – https://www.maam.ru
Социальная сеть работников образования - https://nsportal.ru
Ведущий образовательный портал России «Инфоурок» - https://infourok.ru