Ольга Карнаухова
Проект по познавательно-исследовательской деятельности. Песочная терапия для малышей
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Песочная терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста".
Самая лучшая игрушка для детей-
кучка песка!»
К. Д. Ушинский.
Принцип терапии с песком был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком, как методика консультирования была в первые использована в работе в 1929году. Песочная терапия для детей была создана психологом и педиатром Маргарет Левенфельд. Именно она разрешала деткам игры с песком прямо у себя в кабинете на полу. Правда, чуть позже для удобства пользования ребёнком песочницу подняли на более высокий уровень.
Публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности, Песочная терапия для малышей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Песочная терапия
- Проекты
- Темочки
Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это является уникальным средством в развитии ребенка.
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла?
Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее. Живее и объемнее, чем песочная игра.
Наименование проекта:
«Песочная терапия»
Как средство развития мелкой моторики рук
у детей младшего дошкольного возраста.
Составитель проекта:
Воспитатель: Карнаухова Ольга Александровна.
Вид проекта:
Познавательно – исследовательский.
Цель проекта:
Развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно- исследовательской деятельности и игре.
Задачи проекта:
Формировать представления об окружающем мире и о свойствах неживой природы – песка;
Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности;
Обогащение тактильного опыта у детей;
Развитие любознательности в процессе наблюдений и практического экспериментирования с объектами;
Учить детей делать выводы на основе экспериментов;
Научить свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания и чувства через песочную терапию;
Развивать коммуникативные способности.
воспитывать аккуратность и бережное отношение к природным ресурсам.
Тип проекта: средне-срочный;
Участники проекта: воспитатели, дети, родители группы 2 мл. гр. «Ладушки» ;
Ожидаемый результат:
- Развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
- научить детей прислушиваться к себе, проговаривая свои ощущения;
- способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти, воображения.
-Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии друг с другом.
Работа с родителями:
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
-Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
-Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
-Обогащение предметно-развивающей среды.
Работа с детьми представлена следующими формами:
-Организованная образовательная деятельность с детьми;
-Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
-Самостоятельная игровая деятельность детей;
Условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению НОД.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
4. Я использую следующие виды работы в педагогической песочнице:
– конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– создание картин на песке и “песочного мира”;
– игры с песком;
– создание песочных композиций и “секретов”.
Этапы реализации проекта.
1 этап:
Подготовительный: (накопление знаний, предварительная работа с детьми и родителями, изучение литературы и подбор материала, выявление знаний детей о предметах неживой природы (о песке).
2 этап:
Основной, исследовательский : (практическое экспериментирование:
свойства песка: сухой – мокрый, сыпется – лепится, взаимодействует с водой ; беседы, консультации, нод, игры с песком.
3 этап:
Заключительный: (обобщение результатов работы, «продукты» проекта, презентация проекта.
Актуальность проекта.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект ребенка».
Формы работы с родителями:
-Консультации ;
-Индивидуальные беседы с родителями;
- Родительские собрания;
- Анкетирование родителей ;
- Привлечение родителей к реализации проекта;
-Совместная деятельность родителей и детей;
-Наглядная информация.
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ:
Музыка;
Коммуникация;
Художественное творчество;
Социализация;
Здоровье;
Познание;
СТРУКТУРА Непосредственно-образовательной деятельности.
Вводная часть нод:
Особое приветствие;
Ритуал вхождения в песочный мир;
Правила работы с песком.
Основная часть нод:
Формулирование темы нод;
Упражнения на развитие тактильно-
кинестетической чувствительности;
Проведение познавательно-исследовательской игры.
Заключительная часть нод:
Подведение итогов нод;
Упражнение на релаксацию;
Рефлексия. Ритуал «выхода» из песочного мира.
Песочная терапия –это одна из тех техник которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, расширить его мировозрение, развивает способность осознавать свои желанья и возможности.
Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой
Игрушек маленький набор
Возьмём в игру… Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
(Т. Грабенко)
МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо).
2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно или прокварцевать.
3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах).
В песочной терапии обычно применяют следующие группы фигурок фигурок:
Человеческие персонажи;
Здания (дома, замки);
Животные;
Машины;
Растения;
Постройки (мосты, ограды, ворота);
Природный материал (ракушки, веточки, камни и т. д.);
Символические предметы (сундуки с сокровищами, драгоценности);
Сказочные герои (добрые и злые);
Подводный ми, предметы и сувениры;
Домашняя утварь;
Буквы, цифры, геометрические фигуры, формочки разной величины.
Во время проведения НОД с использованием песокотерапии применяются такие формы работы с детьми:
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.) .
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка») .
Все игры и упражнения необходимо объединить общим сказочно-игровым сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки».
В результате использования песочной терапии у детей:
повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
усиливается самостоятельность ребенка;
развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;
более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление, а так же речь и моторика.
Знакомство с песочной страной и ее обитателями.
На первом этапе ознакомления детей с песочной страной и ее обитателями я знакомлю детей с ритуалом вхождения в песочную сказку и правилами поведения при игре с песком. В этом мне помогает Песочный человечек.
Ритуал вхождения в песочную сказку:
- Я вас слушал, я вас слышал,
Вы такие молодцы!
Вы — волшебники-творцы.
Я открою вам секреты,
Только знать надо при этом
Правила моей страны.
Очень все они просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
- да!
Значит, можно начинать?
- да!
Повторяйте все за мной!
Здесь нельзя кусаться, драться!
Можно строить и творить:
горы, реки и моря- чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать, ничего не разорять!
Это мирная страна.
Дети поняли меня!
-ДА!
Кто же такой Песочный человечек и откуда он к нам пришел?
Песочный человек, Сеятель, Песочный человечек (англ. Sandman, нем. Sandmnnchen) — фольклорный персонаж, традиционный для современной Западной Европы. Согласно поверьям, сыплет заигравшимся допоздна детям в глаза волшебный песок, заставляя их засыпать. Образ Песочного человека носит положительную окраску — это доброе существо, успокаивающее шалунов и навевающее добрые сны.
Заключение.
Игры с песком действительно дают возможность развивать мелкую моторику рук детей. Используя песок, как природный материал мы можем создавать необходимые условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. И высказывания И. М. Сеченова о том, что движения руки человека возникают как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, имеют прямое доказательство этому.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Знакомство с песком;
Подготовка материала;
Цветной песок изготавливаем своими руками;
Кинетический песок. Что это такое?;
Кинетический песок своими руками;
Игра с песком, понятия сухой песок и мокрый;
Упражнение «Необыкновенные следы», «Прыгают зайцы и идут медвежата»;
Упражнение «Дорожка для зверей» пальчиками и инструментами с зубчиками;
Игра «песочные человечки»;
«Просееваем песок через сито, наполняем емкость через воронку»;
Выкладываем узоры на оргстекле с подсветкой;
Рисуем на песке;
Упражнение «Найди игрушку»;
Отпечатки мячом разной фактуры;
«Упражнение «Мельница»;
Свободная игровая деятельность детей;
Совместные игры родителей и детей;
Работа с родителями.
Анкетирование,наглядная информация,
Мастер класс с педагогами.