Татьяна Латухина
Проект по пожарной безопасности «Жизнь без пожаров»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Латухина Татьяна Ивановна.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный.
Участники проекта: дети-дошкольники смешанной группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта: мы проживаем в сельской местности, где с наступлением холодов люди топят печки, котлы. У детей есть доступ к огню, спичкам, зажигалкам. Родители оставляют такие предметы в доступном для детей месте, не уделяя безопасному поведению в быту должного внимания, а ведь причиной пожаров в большинстве случаев является "человеческий фактор" и детская шалость в том числе.
Публикация «Проект по пожарной безопасности „Жизнь без пожаров“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты
- Темочки
При возникновении пожара дети не могут принять правильное поведенческое решение, т. к. они просто не грамотны в этом вопросе, у них нет навыков безопасного поведения.
Мы- взрослые должны заботиться о здоровье детей, не допускать получения травм, гибели маленьких граждан в пожароопасных ситуациях.
Проблема: в ходе беседы с родителями выяснилось, что в семьях безопасному поведению детей не уделяют должного внимания, в некоторых случаях "ликбез" по данному вопросу сходится на слове "нельзя" без дальнейших разъяснений для ребенка. Поэтому у детей нет ясного представления о причинах пожара, его последствиях, правилах поведения в случае его возникновения.
Цель проекта: обогащение представлений детей о пожаре: его возникновении, правил поведения при пожаре, подведение детей к осознанию того, что спички, зажигалки- это не детские игрушки.
Задачи проекта: сформировать у детей картину пожара; закрепить знания о правилах пожарной безопасности, понятия "опасность", "задымление", "пожарный", "предупреждение пожара", "средства тушения"; пополнить словарный запас; при рассматривании картинок развить у детей творческие способности при составлении рассказов; придать всем мероприятиям художественно-эстетического направления эмоциональную окраску; развить у детей желание быть сильным, ловким, сосредоточенным, чтобы в случае опасности принять правильное решение.
Ожидаемые результаты:
-создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;
-овладение детьми навыков правильных действий в случае пожара;
-повышение заинтересованности родителей в формировании у детей безопасного поведения в быту.
Этапы реализации проекта:
-подготовительный;
-этап планирования;
-презентационный;
-итоги.
Деятельность по реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
1.1. Изучение и создание информационной базы по проекту: анализ предметно-развивающей среды; подбор стихов, рассказов о пожаре.
1.2. Определение источника информации: библиотека, интернет.
1.3. Подбор иллюстраций по теме.
1.4. Составление планов бесед, экскурсий.
1.5. Ознакомление всех участников с идеей проекта, мотивация детей, родителей, работников к предстоящей деятельности.
2. Этап планирования.
При планировании работы по проекту используем методику трех вопросов:
-Что мы знаем?
-Что мы хотим узнать?
-С помощью чего мы это узнаем?
Содержание практической деятельности:
2.1. Выработать с детьми алгоритм действий:
-Что делать сначала?
-Кто будет делать?
-Что будем делать потом?
2.2. Подключение родителей к планированию работы: проведение с детьми бесед о пожарах, рассматривание иллюстраций, отображающих работу пожарных, в книгах, журналах.
2.3. Посещение библиотеки, как источника информации о пожарах.
3. Презентационный этап.
3.1. Создание предметно-развивающей среды: изготовление атрибутов, костюмов к играм: аппликация "Наградной знак пожарного"; аппликация "Пожарная машина"; лепка "Пожарная лестница", "Номер 01"; рассматривание и изучение игрушки "Пожарная машина".
3.2. Наполнение содержанием жизни ребенка:
-проведение бесед о причинах возникновения пожара, правилах поведения на пожаре, о сохранении своей жизни в опасных ситуациях, о том, кто придет на помощь в случае беды;
-чтение художественной литературы о пожаре:
М. Кривич "Где работает огонь?", К. Чуковский "Путаница", Б. Жидков "Дым", С. Михалков "Дядя Степа", С. Маршак "Пожар", К. Кончаловская "Наша древняя столица", М. Погарский "Пожарная машина";
-отражение полученных впечатлений в рисунках, лепке, аппликациях (Приложение 1);
-разучивание песни "Гимн юных пожарных".
3.3. Работа по обогащению игрового опыта ребенка:
-дидактические игры "Огонь добрый-огонь злой", "01", "Утро пословиц и поговорок";
-двигательная деятельность: командные эстафеты "Пожарный" и "На машине по кочкам";
-двигательная разминка "Пожарная машина".
3.4. Выпуск стенгазеты "Жизнь без пожара" (Приложение 2);
3.5. Музыкальное развлечение "Лисичка со спичками" (Приложение 3).
4. Итоги.
Проект позволил:
-сформировать у детей ясную картину пожара (источники его возникновения, способы предупреждения пожара, правила поведения при пожаре);
-пополнить словарный запас;
-осознать родителям важность этой темы;
-обозначить понимание того, что зачастую причиной пожара является халатность, оставление детей без присмотра.
Приложения.
Приложение 1.
Кончаловская Н. П. Наша древняя столица: Картины из прошлого Москвы. В книге в поэтической форме представлены важнейшие события в жизни Москвы, одним из которых был пожар:
Сорок лет земель московских
Не топтал татарский конь,
Но у старых стен кремлевских
Был опасный враг- огонь.
Раз в засушливое лето
Загорелось что-то где-то,
И пополз огонь бедой
В слободу за слободой.
Тын за тыном, дом за домом
По лачугам, по хоромам-
До Кремля огонь добрался,
По дворцам разбушевался.
Велика Москва была-
Сгорела вся до тла.
М. Погорский "Пожарная машина"
Пожарная машина проснулась по тревоге,
Пожарная машина помчалась по дороге,
Туда, где плачут дети,
Туда, где дым и жар,
И раздувает ветер пожар, пожар, пожар.
Аппликация "Нагрудный знак пожарного"
Приложение 2.
Стенгазета "Жизнь без пожара".
В целях закрепления полученных знаний детьми сначала были нарисованы случаи возникновения пожара (оставление утюга, затопленной печи без присмотра, сушка белья над газовой плитой, сжигание листвы, спички, затем были отображены представления детей о жизни без пожара (катание на машине, посещение детского сада, проведение праздников, наблюдение за радугой, зимние игры).
Приложение 3.
Музыкальное развлечение "Лисичка со спичками" (материал из Петербургского научно-практического журнала "Дошкольная педагогика")
В зал входит Лисичка с перебинтованной лапкой и заклеенной щекой.
Ведущий:
Что с тобой стряслось Лисичка?
Лисичка:
Я нашла на кухне спички,
Села в дальний уголок.
Был со мной еще дружок-
Серый маленький Волчок.
Мы решили посмотреть,
Как огонь будет гореть.
Стали спички зажигать
И тихонько наблюдать.
Осторожность мы забыли-
На пол спички уронили.
Загорелся сразу пол,
А потом и вспыхнул стол!
Мы с Волчонком испугались,
И, конечно, растерялись.
Что же делать? Как нам быть?
Чем огонь нужно тушить?
Мы пожарных бы позвали,
Только номера не знали.
Тут Волчок и говорит:
"Да пускай огонь горит!
Когда мебели не станет,
Он гореть и перестанет!"
Спрятались мы с ним под кресло,
Там бояться стали вместе.
А огонь все полыхает,
Он растет, не утихает!
Лезет дым в глаза и в нос!
Что же делать?- вот вопрос!
Ведущий:
Да, действительно загадка.
Вы поможете, ребятки?
И подскажете, наверно,
Что же сделано неверно?
Мини-беседа по содержанию рассказа Лисички
План беседы:
1. Какие недопустимые ошибки были в действиях Лисички и Волчонка?
-взяли спички без разрешения взрослых;
-зажигали дома спички одна;
-не позвали на помощь взрослых;
-спрятались в укромное место.
2. Чем можно потушить огонь?
-водой;
-песком или землей;
-накрыть плотной тканью;
-затоптать.
3. Как Лисичка и Волчок должны были поступить?
-покинуть дом;
-позвать на помощь взрослых;
-позвонить "01" и сообщить о пожаре, назвав фамилию, имя и домашний адрес.
Ведущий обращается к Лисичке:
Ну, а что было потом?
Уцелел ваш с мамой дом?
И где находится дружок-
Серый маленький Волчок?
Лисичка:
А что было потом,
Про Волчка, сгоревший дом
Пусть расскажет дядя Миша,
Я его шаги уж слышу.
В зал входит Медведь с большим нагрудным знаком "Пожарный".
Дядя Миша:
Здравствуйте, я очень рад,
Что пришел к вам в детский сад.
И надеюсь, этот случай
Многому вас всех научит!
В тот день по лесу я гулял,
Ягоды там собирал.
Вдруг, смотрю, Лисичкин дом,
Весь охваченный огнем!
"01" я позвонил,
О пожаре сообщил.
Ведь в любое время суток
Они готовы за минуту
К нам на помощь поспешить
И пожары затушить!
Ну а сам- скорее в дом!
Стал искать Лисичку в нем.
Все вокруг в огне, в дыму.
Где Лисичка? Не пойму!
Вдруг увидел, что под креслом
Плакали, прижавшись вместе,
И Лисичка, и дружок-
Серый маленький Волчок!
Дом конечно же сгорел,
Но хоть каждый уцелел!
А пока в Лесной больнице
Будет наш Волчок лечится.
Я надеюсь, что Лисичка
Не возьмет в игрушки спички!
Лисичка:
Дом сгорел- уже не важно.
Главное, что должен каждый
Твердо знать и помнить ясно:
Играть со спичками опасно!
Да, огонь нам помогает:
Освещает, согревает.
Но старайтесь не забыть,
Что и злым он может быть.
Дядя Миша:
И с тех пор я стал пожарным,
Службу я несу исправно.
У нас отличная дружина,
Очень мощные машины.
Мы дежурим круглый год,
Чтоб спокойно спал народ!