Морозова Ольга
Проект по пожарной безопасности в старшей группе «Мы дружим с огнем»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №5 «Золотой петушок»
Проект по пожарной безопасности
«Мы дружим с огнем»
Подготовила :Морозова О. С.
Воспитатель старшей группы
2022 г.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект по пожарной безопасности в старшей группе „Мы дружим с огнем“» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни.
Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, * общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Дети - наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, должна исходить от всех без исключения взрослых. Заинтересованность каждого ребенка обеспечивает результат столь важной в наше время работы по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности и привитию им навыков правильных действий в случае пожара.
Цель:
формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в
экстремальных ситуациях.
Задачи:
1. Сформировать у детей представления о причинах возникновения пожаров; объяснять, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.
2. Познакомить с правилами поведения во время пожара.
3. Выучить важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес, телефон); учить набирать номер МЧС, пожарной службы; формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации.
4. Продолжать знакомить детей с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных.
5. Воспитывать ответственное поведение.
Принципы реализации проекта :
- Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
- Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
- Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Субъекты проекта :
- Воспитатели.
- Дети 4-5 лет.
- Родители.
Классификация проекта : краткосрочный (1 неделя, познавательно-исследовательский, групповой
Ожидаемый результат:
Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
Профилактика панического страха перед огнём.
Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Создание уголка пожарной безопасности в группе.
Перспективное планирование недели пожарной безопасности
Тема Задачи Форма проведения
День первый Работа с родителями Вовлечь родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс по формированию целостного представления у дошкольников пожарной безопасности. Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды» Анкетирование родителей по теме проекта.
День второй «Что такое огонь?» Формировать чувство повышенной опасности, исходящей от огня Беседа с детьми «Эта спичка - невеличка». Дидактическая игра «Огнеопасные предметы». Лото осторожностей. Чтение произведения К. И. Чуковского «Путаница», С. Михалков «Спички», «Лампочки»
НОД «Спички - не игрушка, огонь - не забава
День третий
«Полезный
Огонь»
Понимать необходимость соблюдения правил пожарной безо-пасности НОД «Огонь - наш друг», аппликация «Пожарная машина»,
Рассматривание и беседа по демонстрационным плакатам «Правипожарной безопасносит»
День
Четвёртый
«Опасный огонь»
Знать свойства и качества предметов с точки зрения их Дидактическая игра «Причины пожаров». Раскрашивание рисунков «Огонь-опасно».
Опыты со свечой
пожарной опасности. Знать свойства огня. Уметь правильно обращаться с огнем
Формировать определенное отношение к предметам - повышенным источникам пожарной опасности
День пятый «Правила пожарной безопасности»
Уметь ориентироваться в пространстве, знать первые действия при пожаре Знать порядок действий при пожаре Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности
Интегрированное занятие «Мы спешим на помощь»
Сюжетно-ролевая игра «Мы-пожарные»
Реализация проекта.
В ходе реализации проекта с детьми мы узнали, что такое огонь?. Провели беседу «Эта спичка-невиличка», познакомились с произведениями: К. И. Чуковского «Путаница», С. Михалкова, «Спички», «Лампочка», изучили огнеопасные предметы.
Затем мы познакомились «Как огонь может быть полезным для человека». Провели занятие «Огонь-наш друг», где узнали как огонь помогает человеку в жизни. Вместе с ребятами сделали аппликацию «Пожарная машина», закрепив знания о специальном транспорте пожарного. Рассмотрели демонстрационный плакат по правилам пожарной безопасности, чтобы помочь детям запомнить правила поведения в опасных ситуациях.
Следующим этапом нашего проекта стала тема «Опасный огонь». Провели дидактическую игру «Причины пожаров», раскрашивали рисунки «Огонь- опасно», провели опыты со свечой, объяснив какую опасность таит в себе пожар и от чего он возникает.
На заключительном этапе проекта играли с детьми в сюжетно-ролевую игру «Мы-пожарные», расширив представления детей о гуманной направленности профессии пожарных, их необходимости в чрезвычайных ситуациях. Провели интегрированное занятие «Мы спешим на помощь», закрепив с детьми правила пожарной безопасности в быту и на улице.
Для решения поставленных задач по обучению детей правилам пожарной безопасности велась совместная работа с родителями (законными представителями) :
-Консультация для родителей «Правила пожарной безопасности»
-Презентация проекта по противопожарной безопасности «Мы дружим с огнем»
-Анкета для родителей по данной теме.
- родительское собрание онлайн «Пожарная безопасность».
В ходе проведенной работы у детей сформированы правила пожарной безопасности :
1. представления о полезных и опасных сторонах огня, о мерах предосторожности, о способах безопасного поведения;
2. желание научиться находить правильные решения в опасных ситуациях;
3. знания о необходимости заботливого отношения к себе, к людям, к миру. 4. правила «Нельзя! :
- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;
- разжигать без взрослых огонь, включить газовые и электрические приборы;
- класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.
Реализовав проект, в нашей группе созданы условия по воспитанию и обучению дошкольников правилам пожарной безопасности.
Были изготовлены:
- макет «Спички-это опасно»,
-макет «МЧС России», пожарные машины;
- макет «Пожарная машина тушит огонь».
- макет «Пожарный щит»
- дидактические игры «Лото безопасности», «Опасные предметы», «Что пригодится при тушении пожара»;
- папка-передвижка «Правила безопасного поведения дома»
Приобретены:
- обучающие плакаты «Правила пожарной безопасности»
- Художественная литература «Один дома», «Спецмашины»
С помощью родителей приобретено:
- набор для сюжетно-ролевой игры «Пожарные»;
- костюм и каски пожарного.
Приложение 1.
Анкета для родителей.
Вопрос Ответ
1. Ф. И. О.
2. Оставляете ли вы своего ребёнка одного? Если да, то чем он в это время занимается?
3. Доступны ли в вашем доме для ребёнка спички, электроприборы? Где они хранятся?
4. Использует ли ваш ребёнок спички, испорченные приборы в самостоятельной деятельности?
5. Какую работу проводите по профилактике пожарной безопасности?
б. Какую работу, по вашему мнению, должен проводить детский сад?
День второй
«Что такое огонь?»
1. Беседа с детьми «Эта спичка - невеличка».
2. Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».
3. Чтение произведения К. И. Чуковского «Путаница».
4. НОД «Спички - не игрушка, огонь - не забава»
БЕСЕДА "ЭТА СПИЧКА - НЕВЕЛИЧКА"
Цель: Рассказать детям, для чего люди используют спички, разъяснить их опасность. Помочь понять, что спички для детей не игрушка. Через чтение произведений и рассматривание иллюстраций показать,
какой вред приносит неосторожное обращение с огнём.
Пособия: коробок со спичками, картинка с изображением пожара.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, вы видели когда-нибудь пожар?
В последнее время участились пожары, и мы с вами видели, какую опасность для людей они представляют. Мы знаем, что огонь приносит бедствия, он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные поля.
Воспитатель - От чего происходят пожары?
1реб. - От искры, от молнии, от не затушенной сигареты, от брошенной горящей спички.
Воспитатель - Давайте рассмотрим эту картинку. Что вы на ней видите?
2реб. - Здесь изображён пожар. Пылает лес.
Воспитатель - А по каким причинам мог загореться лес?
3реб. – Здесь играли дети со спичками.
Помните, мы с вами рассматривали дерево, которое пострадало от огня. Дети играли около дерева и решили зажечь тополиный пух. Пух очень красиво и заманчиво горел, детям это нравилось и они не заметили, как загорелась трава и от неё дерево. Потом они испугались и убежали. Когда взрослые заметили огонь, дерево уже пострадало.
Воспитатель - Почему убежали дети? Как в этом случае им нужно было поступить?
4реб. - Надо было сразу позвонить в пожарную охрану.
Воспитатель - А номер вы знаете?
5реб. - 01
Воспитатель - пожар был бы затушен, не причинив, дереву большого вреда.
2. Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.
Игровая задача: Объяснить, почему выбрали именно эти предметы.
Игровые действия: разложить карточки на две группы.
Вариант игры.
Детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.
НОД. Тема: «Огонь — наш друг».
Цель: рассказать об открытии человеком огня; как огонь дошёл до наших дней, как он помогает человеку; дать элементарные сведения об электричестве и электроприборах, о правилах обращения с
огнём.
Воспитывать осторожное отношение к огню.
Ход занятия:
Дети, в каждом доме есть огнь. Где его можно взять? (спички, зажигалки, электрические лампочки и т. д.) Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.
Д/ и: «Какой бывает огонь?».
Ребята, а как вы думаете, огонь всегда был? (Ответ детей).
Нет, человек научился добывать огонь.
Давным-давно люди пользовались только тем, что давала природа. Люди жили в пещерах, где было
холодно, сыро и темно.
Однажды от молнии загорелось дерево. Смелый человек догадался взять ветку и отнести её в пещеру. В пещере стало тепло, светло и уютно. Люди научились готовить пищу, греть воду. Но не всегда горел этот огонь. Он погас.
Что нужно класть в кос тёр, чтобы он горел? (палки, ветки, дрова, листья и т. д.)
• Игра «Причины пожаров».
Цель: Закрепить знание основных причин пожара. Развивать мышление.
Раз, два, три, четыре.
У кого пожар в (квартире)
Дыма столб поднялся вдруг,
Кто не выключил (утюг)
Красный отблеск побежал
Кто со спичками (играл)
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над (газом)
Столб огня чердак объял
Кто там спичками (играл)
Побежал огонь во двор
Это к то там жёг (костёр)
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жёг (листву)
Кто бросал в траву при этом Незнакомые (предметы).
Дым увидел не зевай
И пожарных (вызывай)
Помни каждый гражданин,
Этот номер (0 1).
Памятка для родителей: «Жизнь без опасности!»
Человек пользуется огнем с незапамятных времен, превратив его в своего верного помощника. В настоящее время трудно назвать область человеческой деятельности, в которой бы не использовался огонь: он согревает, освещает, защищает, кормит.
Но у огня есть и другое - страшное лицо! Когда огонь вырывается из - под контроля, он может превратиться в настоящее бедствие - ПОЖАР.
Пожар опасен не только открытым огнем, но и высокой температурой, ядовитым дымом, угарным газом, обрушением конструкций (потолков, перекрытий, стен).
Всем нам нужно научиться обращаться с огнем и твердо знать случаи, когда пользоваться им нельзя ни при каких обстоятельствах. Твердо знать, что надо делать, чтобы не допустить пожар, и что делать, чтобы спастись самому и помочь другим.
Меры пожарной безопасности в быту :
1. Не оставляйте детей без присмотра!
2. Не курите - причина каждого восьмого пожара - неосторожность при курении.
3. Не пользуйтесь сами открытым огнем. Не сжигайте мусор рядом с постройками. А при сухой и ветреной погоде вообще не разводите костры и не топите печи! Никогда не бросайте в костер старые игрушки, пленку, обрезки линолеума, резину, пластик и другой мусор. Если вы увидите, что в открытый огонь дети кидают различны мусор- не будьте равнодушными наблюдателями - остановите их!
4. Костры разводят на площадях, окопанных со всех сторон землей. Если костер уже не нужен, тщательно засыпьте его землей или залейте водой до полного прекращения тления.
5. Не пользуйтесь бездумно петардами, фейерверками и другой пиротехнической продукцией и не давайте ее в руки детям. Задумайтесь, сопоставим ли восторг от устроенных салютов, с риском стать инвалидом или погибнуть.
6. Не устраивайте развлечения и эксперименты с электроприборами.
7. Не пользуйтесь самодельными электроприборами и неисправной электропроводкой. Не разрешайте детям самостоятельно пользоваться электроприборами (без вашего присмотра, Каждый пятый пожар происходит из-за их неисправности, неправильной эксплуатации.
8. Уходя из дома, выключайте электроприборы!
9. Не ставьте электрические светильники вблизи сгораемых материалов, не применяйте бумажные абажуры.
10. Не включайте в одну электророзетку сразу несколько электроприборов!
11. Соблюдайте правила пользования газовыми баллонами и плитами. Если, войдя в квартиру, вы почувствовали запах газа, ни в коем случае не включайте свет и не зажигайте спички - может произойти взрыв. Откройте окна и двери, перекройте газ и вызовите газовую службу – 04.
12. Не держите в квартире, подъезде, гараже горючие жидкости, баллоны с газом. Соблюдайте правила эксплуатации и пожарной безопасности.
13. Соблюдайте правила пожарной безопасности на участках, прилегающих к вашему жилому дому!