Марина Федоренко
Проект по пожарной безопасности «Осторожно, огонь!» для детей старшей группы
Проект по пожарной безопасности
«Осторожно, огонь!»
для детей старшей группы
Цель проекта – формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и укрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в МБДОУ. Активизация работы с родителями для детей подготовительной группы по изучению и закреплению правил пожарной безопасности, формирование готовности родителей к сотрудничеству с МБДОУ.
Публикация «Проект по пожарной безопасности „Осторожно, огонь!“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
ЗАДАЧИ
1. Обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности. Совершенствовать учебно-исследовательскую деятельность дошкольников.
2. Выработать систему воспитательно образовательной работы по пожарной безопасности, разнообразить формы и методы обучения по этому направлению. Способствовать созданию методического и предметного обеспечения образовательного процесса.
3. С помощью разнообразных методов и приемов активизировать работу с родителями детей подготовительной группы по изучению и закреплению правил пожарной безопасности, формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.
4. Координировать усилия ДОУ, семьи и спецслужб для создания оптимальных условий безопасной жизнедеятельности дошкольников. Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
Проект предполагает работу в три этапа:
Этапы проекта :
1. подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
АКТУАЛЬНОСТЬ: по данным органов пожарной охраны каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, из них – дошкольники. Чем это можно объяснить? Во-первых, еще недостаточно внимание в МБДОУ ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности, во-вторых, родители мало обучают навыкам правильного поведения в быту. Актуальность проекта вызвана еще тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников процесса. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать, как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.
Вид проекта - информационно-практический.
Участники - дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели МБДОУ.
Время реализации проекта : учебный 2019-2020 учебный год.
Этапы реализации проекта
На 1 подготовительном этапе:
Анкетирование родителей. Диагностика знаний детей по пожарной безопасности. Приобретение и изготовление наглядного и дидактического материала по пожарной безопасности. Разработка перспективного планирования. Подборка атрибутов, подбор тематических видеофильмов, пополнение предметно – игровой развивающей среды, приобретение пособий.
На 2 основном этапе
Специально организованные занятия согласно перспективного плана (приложение № 1). Ознакомление с правилами пожарной безопасности через произведения художественной литературы (приложение № 2). Исследовательская детская деятельность (опыты, практические упражнения). Игровая деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятельные игры). Экскурсия в пожарную часть. Встречи с интересными людьми профессии «пожарный». Игры-драматизации, развлечения, спортивные досуги. Организация тематических конкурсов поделок и рисунков. Родительский час «Обучение детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности». Выпуск буклета для родителей «Правила пожарной безопасности». Информация в родительском уголке «Из истории пожарной службы», «Огонь друг – огонь враг». Посещение в библиотеке выставки книг и иллюстраций «Все об огне и о пожарах».
На 3 заключительном этапе
Проведение итоговой диагностики знаний и умений детей по правилам пожарной безопасности. Выставка детских работ (поделок, рисунков «Осторожно, огонь!»)
Процесс обучения детей основам пожарной безопасности в ДОУ будет наиболее эффективным, если:
• Использовать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей : принципы, инструкции, технологии;
• Реализовать педагогические условия (планирование воспитательно – образовательного процесса, использование интерактивных средств, форм, методов обучения, учет доступности, системности предусмотренных мероприятий, наглядно – дидактической оснащенности);
• Осуществлять педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей по основам пожарной безопасности.
Содержание темы реализуется через разнообразные виды деятельности:
• Система теоретических, практических занятий, направленных на формирование основ пожарной безопасности, ценностей здорового образа жизни, экологической культуры.
• Беседы, основанные на опыте детей.
• Дидактические игры
• Сюжетно – ролевые игры
• Игры – драматизации
• Игровые ситуации, связанные с пожарной тематикой
• Викторины
• Конкурсы
• Чтение художественной литературы
• Продуктивную деятельность: изо деятельность, аппликация, конструирование
• Составление творческих рассказов на противопожарную тему
• Спортивные развлечения
Детям необходимо представить следующее:
• Опасность пожара – от чего ожидать беды, что грозит самому, окружающим, природе, животному миру.
• Причина – от чего случилась или произошла беда, что способствовало реализации опасности.
• Последствия – какая беда, потеря здоровья и другие нежелательные явления могут произойти.
Проводя такую работу, необходимо учитывать возрастные особенности каждого ребенка. На восприятие материала влияет не только его «интересность», но и сама личность воспитателя, манера его речи, поведение, настроение. Рассказывая дошкольникам об опасности пожара, воспитателю очень важно выбрать интонацию, тактику. Нельзя на занятии выложить детям тревожные цифры и страшные факты. Поскольку дети отличаются повышенной восприимчивостью и внушаемостью, у них легко могут развиться невротические состояния, последствия которых будут проявляться даже во взрослой жизни. Психологи считают: чем серьёзнее тема обсуждения, тем спокойнее должен быть тон воспитателя
Ожидаемые результаты:
• У детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем.
• Умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными.
• Умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.
• Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.
• У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровье сберегающего поведения.
/
Интеграция образовательных областей
в процессе формирования у дошкольников основ пожарной безопасности
«Безопасность»
Формирование представлений о пожароопасных ситуациях и способах поведения в них.
«Познание»
Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, тренинги, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на противопожарную тематику, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время пожара в помещении, на улице, в природе, упражнения на ориентировку в пространстве (создание и чтение схем, маршрутов) .
«Коммуникация»
Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ пожарной безопасности через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.
«Социализация»
Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры.
«Чтение художественной литературы»
Слушание и обсуждение художественных произведений, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.
«Здоровье»
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.
«Физическая культура»
Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения в пожароопасных ситуациях.
«Музыка»
Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.
«Труд»
Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей.
«Художественное творчество»
Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование)
План работы по формированию знаний по пожарной безопасности
Сентябрь
Тема: «Огонь- друг, огонь - враг» (занятие).
Программные задачи: Показать значение огня в жизни человека, дать представление о причинах возникновения пожара, познакомить с правилами поведения во время пожара, развивать способность адекватно реагировать в экстремальных ситуациях
Октябрь
Тема: Экскурсия по детскому саду.
Программные задачи: Ознакомить с уголком пожарной безопасности, планом эвакуации, с условными схемами, расширить знания о противопожарной работе в детском саду. Расширить словарный запас (схемы, эвакуация, огнетушитель, пожарный рукав)
Ноябрь
Тема: Занятие по развитию речи. Чтение стихотворения С. Маршака «Пожар».
Программные задачи: Закрепить знания о возникновении пожара, его опасности, систематизировать знания детей о бытовых причинах возникновения пожаров.
Декабрь
Тема: Экскурсия в пожарную часть. Ознакомление с пожарной техникой, со спецификой профессии пожарного.
Программные задачи: Закрепить знания о профессии пожарного и правилах поведения во время пожара. Воспитывать интерес и уважение к труду пожарного
Январь
Тема: Сюжетно-ролевая игра «Пожарные».
Программные задачи: Совершенствовать и расширять игровые умения. Закрепить знания о профессии пожарного. Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности.
Февраль
Тема: Занятие «Большая беда от маленькой спички».
Программные задачи: Совершенствовать знания о пожарной безопасности, умение находить и называть предметы, необходимые для тушения пожара.
Март
Тема: Викторина «Береги свой дом от пожара».
Программные задачи: Закрепить знания об опасных предметах, от которых может возникнуть пожар. Совершенствовать навыки правильного поведения. Воспитывать уважение к профессии пожарного.
Апрель
Тема: Комплексное занятие «Пожарная безопасность в природе».
Программные задачи: Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Май
Тема: Спортивный праздник «Юный пожарный».
Программные задачи: Закрепить знания о пожарной безопасности : правила обращения с огнем в быту и на природе. Закрепить умение вести себя в экстремальных ситуациях. Обобщить знания о профессии пожарных.