Татьяна Алексеева
Проект по ПДД в средней группе «Дети на дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети на дороге»
Проект по ознакомлению детей 4-5 лет с правилами дорожного движения
Подготовили и провели воспитатели:
Алексеева Т. С.
Волкова С. С.
Участники: воспитатели, дети и родители группы №9 и №10
ГБДОУ №117
Выборгского р-на
Санкт-Петербурга
Актуальность:
Публикация «Проект по ПДД в средней группе „Дети на дороге“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
На начало 2015-2016 учебного года на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области зарегистрировано 362 дорожно-транспортных происшествия с участием детей, в которых 3 ребенка погибли, 376 детей получили травмы различной степени тяжести.
• Уже в раннем возрасте ребенок становится участником дорожного движения. Он осваивает роль пешехода, пассажира, велосипедиста сначала вместе со взрослыми, а затем включается в этот процесс самостоятельно.
• Современный технократический мир предъявляет к ребенку высокие требования. И одно из таких требований – разумное поведение на улице, в различных ситуациях дорожного движения.
• Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что у детей дошкольного возраста существует значительный разрыв между теоретическими знаниями и практическим опытом.
• Долгие и интересные истории о том, как вести себя на улице, какие правила дорожного движения надо выполнять не выработают устойчивый алгоритм поведения. Только практический сенсомоторный опыт детей способствует прочному закреплению полученных знаний.
• Именно поэтому главная роль отводится игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Цель проекта:
Формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
Образовательные:
• - познакомить детей с понятием улица, ее основными частями, односторонним и двусторонним движением, домашним адресом;
• - познакомить с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;
• - продолжать знакомить детей с видами транспорта и транспортными средствами различного назначения;
• - учить называть и различать виды общественного городского транспорта, знакомить с дорожными знаками, обозначающими его остановки.
Развивающие:
• Вызвать интерес к теме изучения ПДД; развивать инициативу и творческое начало в различных играх по теме;
• - развивать внимательность, память, мышление, способы ориентировки в пространстве, наблюдательность, а также познавательный интерес;
• - обогащать словарный запас детей;
• - расширять кругозор детей.
Воспитательные:
• - воспитывать уважение к правилам дорожного движения, а также желание детей выполнять, без помощи взрослых, правила безопасного перемещения по улицам;
• - прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте.
На начало проекта детям была предложена идея стать пешеходами. В ходе различных игровых ситуаций-исследований (на специально оборудованной площадке на территории ДОУ, в сюжетно-ролевых играх, играх с машинками, конструировании и т. д.) выяснилось незнание, и невыполнение детьми многих правил городской жизни, невнимательное отношение детей, будучи пешеходами к происходящему на улице и дороге, неосознанность наличия опасностей на городских улицах.
Вместе с этим был проведен опрос родителей по данной теме. В результате было выяснено, что дети не знают домашний адрес. Правила дорожного движения стараются соблюдать все, но пока не уделяют должного внимания на прививание навыков и верного отношения к соблюдению данных правил у детей, считая их «еще маленькими»! И очень часто перекладывают образовательные задачи на детский сад.
Проведя исследование проблемы мы пришли к общему заключению:
Положительная эффективность по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
Были разработаны этапы проекта.
I этап – подготовительный.
Определить актуальность темы, заинтересовать детей, исследовать знания детей по теме проекта, провести опрос родителей, обозначить цель и задачи, подобрать нужную методическую литературу и пособия для детей, определить предполагаемые результаты проекта.
Мероприятия:
• Проведение методической работы (составление перспективного плана, подбор литературы, аудио- и видеоматериалов, иллюстрированного материала по теме);
• консультация для родителей «Внимание: ребёнок и улица»;
• опрос родителей о знаниях детей на заданную тему, возможности в помощи создания и пополнения уголка группы по правилам дорожного движения;
• игры – исследования с детьми «Маленькие пешеходы», «Я - водитель», «Городская поездка»;
• тематические беседы с детьми «Внимание улица!», «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»;
• в пополнении предметно-развивающей среды задействованы все участники проекта;
II этап – практический (Система мероприятий):
Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей, целевые прогулки родителей с детьми.
Изготовление пособий, оформление развивающей среды группы, создание макетов домов в которых живут дети, прилегающих дворов и улиц. Индивидуальные беседы с родителями.
Была организованна работа с детьми через
Непосредственно-образовательную деятельность:
• Проводились беседы: по картинам из серии «Улица полна неожиданностей», «Знаки дорожные помни всегда», «Транспорт на улицах города», «Правила для пассажиров»; и другие.
• Чтение художественной литературы: Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. «Перекресток», сказки С. Михалкова «Бездельник светофор» и другие.
•. Отгадывание загадок: Игра «Загадай загадку, положи отгадку»
•. Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т. д.
• Музыкальные игры: «Звуки города»
• хороводные игры-разминки типа: «Машины» Я. Пишумова
через Игровую деятельность:
• Детям была предложена прогулка с родителями «Что я видел на перекрёстке», которую они с радостью, после обсуждали в группе.
Были проведены:
• Дидактические и обучающие игры, такие как: «Азбука дорожного движения», «Угадай знак», «Будь внимательным», «Виды перекрестков», «Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Читаем загадку – находим отгадку», «Найди половинку», «Найди ошибку» и т. д.
• Различные Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и автомобили», «Водители», «Светофор», «Ловкий пешеход», «Кто быстрей», «Дорожное - не дорожное» и др.
• Пальчиковые игры «Шофер», «Велосипедист» и др.
• Ситуационно-имитационное моделирование и Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по городу» и др.
• Конструирование из конструктора ЛЕГО и набора «Строитель»: «Волшебный город», «Придумай сказку», «Мой двор» и др.
• а также Игры-эксперименты: «Что будет если….»(«машины будут ездить, где хотят», «отменить правила дорожного движения» и пр.) Разыгрывание ситуаций с использованием макетов «Наша улица» и «Перекресток»
через Продуктивную деятельность:
• рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города», «Специальный транспорт», «Машины нашего города», с элементами обрывной аппликации «В городе зима»;
• лепку: «Веселый светофор», «Любимая машинка», «Постовой»;
• аппликацию: «Дорожный знак», «Шумный перекресток», «Моя улица».
• конструирование из бумаги «Транспорт», «Перекресток», «Сложи из геометрических фигур: машинку, дом, улицу и т. д.»;
• изготовление дорожных знаков детьми, использование их в макете «Улицы города»
Также организованна работа с родителями:
• пополнение групповой библиотеки и развивающей среды на заданную тему;
• подбор иллюстраций и картинок на заданную тему;
• просмотр дома с детьми видеоматериалов на тему ПДД;
• размещение информации в родительском уголке: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это нужно знать», и др.
• Совместный, детско-родительский творческий конкурс: «Мой любимый дом» (изготовление макетов домов и дороги с детьми);
• Изготовление макета перекрестка с электронными светофорами.
III этап - Заключительный:
Организация выставки-конкурса продуктов художественной деятельности изготовленных совместно родителями с детьми. Исследование знаний детей на заключительном этапе проекта.
• Представление макетов совместного творчества: «Улицы города» и «Перекресток».
• Выставка детско-родительских работ «Мы примерные пешеходы»
Предполагаемые результаты:
• - Условия для организации деятельности в ДОУ по охране и безопасности жизни ребенка будут оценены положительно и педагогическим коллективом и родителями;
• - Разработанный краткосрочный план работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения будет успешно выполнен.
• - Итоги педагогической диагностики в конце проведения проекта будут положительными (у большинства детей появится и/или будет формироваться правильное понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и здоровья. С детьми, показавшими другие результаты освоения материала, будет проведена индивидуальная работа по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями.)
В ходе проведения проекта выдвинутая ранее гипотеза относительно динамики эффективности формирования навыков и умений поведения на улице у детей среднего возраста полностью подтверждается. Именно благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению этой информации в различные виды деятельности детей достигнута прямо пропорциональная положительная динамика.
Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детьми закреплялись теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.