Светлана Квашенко
Проект по патриотическому воспитанию в ДОУ для средней группы на тему «Родина в сердце моем»
▼ Скачать + Заказать документы
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОЕКТА
1. Обоснование идеи проекта
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение, вследствие чего была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.».
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию в ДОУ для средней группы на тему „Родина в сердце моем“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами - это возрождение духовных традиций России. Большой акцент в настоящее время педагоги делают на осознание учащимися таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование чувства патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовно-нравственном развитии личности ученика. Только на основе чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине. Появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Патриотизм - это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека.
Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Объектом проектирования являлся процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет проектирования : развитие чувства патриотизма у детей среднего дошкольного возраста.
Целью проекта являлось развитие чувства патриотизма у детей среднего дошкольного возраста.
Задачами проекта выступали :
1. Формирование положительного отношения к культурному наследию своего народа;
2. Формирование патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему своего родного края, своей страны;
3. Расширение представлений о родном крае и стране;
4. Ознакомление детей с государственной символикой, воспитание чувства уважения к своей семье, взрослым людям, к представителям других народов и их традициям.
5. Активное привлечение родителей в процесс патриотического воспитания.
5. Новизна проекта
Новизна проекта заключается в использовании современных образовательных технологий, разнообразии форм и методов работы; содержании программы, которое соответствует региональным особенностям.
6. Принципы проекта
Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Данный принцип реализуется в руководстве деятельностью, в которой дети через творчество отражают полученные на занятиях, беседах впечатления. Педагог не программирует результат деятельности детей. Детям предлагается только тема работы и вид деятельности.
Принцип развития. Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. Опираясь на исходный природный потенциал, педагог ищет и раскрывает его дарования, стимулирует внутренние духовные силы.
Принцип культурно-деятельностный. Благодаря механизму социального наследования ребёнок с помощью взрослого осваивает достижения культуры
Принцип взаимодействия. Подразумевает взаимную обусловленность, активность всех субъектов воспитательного процесса. В данном контексте имеется в виду взаимодействие систем: ребенок-педагог, родители-ребенок, педагог-родители. Педагогическое взаимодействие должно ориентироваться на стратегию «от ребёнка».
Принцип доверительного сотрудничества Данный принцип давно и продуктивно используется гуманистической практикой воспитания. Результат доверительного сотрудничества: ребенок начинает осознавать свою причастность к совместному делу, социальную востребованность, удовлетворенность от того, что его индивидуальный опыт расширяется.
Принцип взаимного развивающего влияния педагог-ребенок. Обусловливает в процессе общения взаимные изменения - воспитателя и воспитуемого. В педагогической деятельности заложена необходимость саморазвития не только ребёнка, но и педагога.
7. Социальное партнерство.
Таблица 1
План мероприятий по патриотическому воспитанию детей средней группы с участие социальных партнеров
№ Социальный партнер Мероприятия
1 Школа №37
1. Совместная акция «Сохраним зеленый город»
2. Совместная акция «Открытки ветеранам»
2 Прогимназия «Улыбка»
1. Концерт ко Дню Победы
3 Центральная библиотека №1
1. Занятие «По улочкам родного города»
2. Занятие «История семьи»
4 Музей Победы
1. Экскурсия
8. Оценка рисков
В качестве основных рисков, способных повлиять на результаты проекта могут выступать :
- низкая активность родителей и недостаточная сформированность у них представлений о патриотическом воспитании;
- низкий уровень патриотизма детей;
Для отслеживания данных факторов используется следующий диагностический инструментарий:
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание»
Для диагностики сформированности патриотизма используются критерии оценки патриотизма, разработанные в рамках мониторинга патриотического воспитания М. Ю. Новицкой, Н. В. Микляевой.
Критерии сформированности патриотизма
№ Компонент Критерии Оценка результатов
1 Содержательный компонент:
1.1. Овладение детьми доступным их возрасту объемом представлений и понятий об окружающем мире.
1.2. Овладение детьми знаниями об истории страны.
1.3. Овладение детьми знаниями о культуре и традициях народа.
1.4. Овладение детьми знаниями об устройстве общества.
1.5. Овладение детьми знаниями о природе родного края.
0 – 3 балла – низкий уровень
4 – 7 баллов – средний уровень
8 – 10 баллов – высокий уровень
2 Эмоционально-побудительный компонент:
2.1. Переживания положительного эмоционального отношения к усвоенным знаниям, потребность расширить свой опыт.
2.2. Переживание положительного эмоционального отношения к окружающему миру (любви к родному городу, краю, селу, стране).
2.3. Переживание гордости за трудовые успехи людей, живущих в России, желание быть похожими на них.
2.4. Стремление участвовать в общественно полезном труде.
2.5. Уважение к историческому прошлому родной страны.
2.6. Восхищение подвигами людей, защищавших страну.
2.7. Восхищение и интерес к народному творчеству.
2.8. Любовь и уважение к родному языку.
2.9. Любовь и бережное отношение к природе родного края.
0 – 6 баллов – низкий уровень
7 – 12 баллов – средний уровень
13 – 18 баллов – высокий уровень
3 Деятельностный компонент:
3.1. Реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, членам свое семьи, проявление заботы о них, готовность выполнять свои обязанности).
3.2. Бережное отношение к изделиям народных мастеров, вещам, общественному имуществу.
3.3. Умение отразить патриотические представления, умения, чувства и убеждения в творческой деятельности.
3.4. Бережное отношение к родной природе.
3.5. Наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему и проявление патриотизма.
0 – 3 балла – низкий уровень
4 – 7 баллов – средний уровень
8 – 10 баллов – высокий уровень
На основе анализа осуществлялся выбор форм и методов работы.
9. Ожидаемые результаты
- Создание системы работы по патриотическому воспитанию в средней группе.
- Расширение у детей представлений о родном крае, родной стране
- Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
- Установятся партнерские взаимоотношения с другими социальными институтами с целью повышения эффективности деятельности по патриотическому воспитанию детей.
- Обогащение предметно-развивающей среды группы.
10. Ресурсы проекта
Ресурсы:
Методические – методическая литература, публикации, передовой педагогический опыт, дидактические пособия и т. д.
Технические - компьютер, телевизор, магнитофон.
Человеческие – в реализации проекта участвуют два воспитателя группы, родители и представители других организаций (социальных партнеров)
11. Деятельность в рамках проекта (подготовительный этап, основной этап, заключительный этап)
Содержание работы по каждому этапу представлено в таблице.
Таблица 2
Содержание деятельности по патриотическому воспитанию детей 4-5 лет в рамках проекта
№ Этап Цель Содержание
1 Подготовительный 1. Обогащение предметно-развивающей среды в группе
2. Организация взаимодействия с родителями и другими социальными партнерами 1. Изготовление дидактических игр
2. Подготовка альбомов:
- «Моя семья»
- «Мой город»
- «Наша армия родная»
- Тематические альбомы родов войск и боевой техники.
- Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.)
-Наборы открыток «Русский быт».
- Кассеты с записью сказок и патриотических песен.
3. Игровая зона:
- Развивающие игры.
4. Зона костюмирования
- Фуражки, пилотки, бескозырки
- накидки, плащи, воротники.
- ремни, бинокли
- длинные юбки
- платки, шали.
5. Встреча с социальными партнерами, планирование совместной работы.
2 Основной 1. Развитие чувства патриотизма у детей
2. Обогащение представлений о родном крае, городе
3. Развитие нравственных чувств 1. Проведение занятий и разных видов деятельности с детьми в течение года (Приложение 1)
2. Экскурсии
3. Мероприятия совместно с родителями (Приложение 2)
4. Мероприятия совместно с социальными партнерами
3 Заключите- льный 1. Подведение итогов проекта
2. Систематизация и обобщение результатов
3. Планирование дальнейшей работы в средней группе. 1. Представление итогов проекта на родительском собрании
2. Представление опыта на методическом объединении.