Наталья Тюнеева
Проект по патриотическому воспитанию «Создание мини-музея в детском саду. Мини-музей народной куклы «Куколки из сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию «Создание мини-музея в детском саду» Мини-музей народной куклы «Куколки из сундучка»
Автор: Тюнеева Наталья Васильевна, воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №1 города Шатуры».
Описание работы: предлагаю Вам проект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, направленный на формирование системы ценностей ребенка, на его приобщение к историческому, культурному и природному наследию. Тема проекта : создание мини-музей народной куклы“ Куколки из сундучка”. Проект разработан в рамках инновационной технологии «Музейная педагогика» и на основе парциальной программы художественно-эстетического развития Ирины Александровны Лыковой «Цветные ладошки».
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Создание мини-музея в детском саду, Мини-музей народной куклы „Куколки из сундучка“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Данная методическая разработка будет полезной воспитателям групп старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Проект направлен на приобщение детей к народной культуре, через знакомство c традиционной народной тряпичной куклой.
Пояснительная записка
Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет будущего.
М. В. Ломоносов
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-другому, что-то переоцениваем, что-то открываем для себя заново. К большому сожалению, мы многое успели растерять из того, что годами копили наши предки. Сейчас как никогда наш народ нуждается в том, чтобы восстановить связь времён, вернуть утраченные человеческие ценности. Уважение к своим истокам, почитание достижений предков - основа нравственности и морали, которые в свою очередь являются базой для формирования личности. Раскрытие личности ребенка полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре и в традиции.
Таким образом, в современной действительности в дошкольной педагогике повышается интерес к воспитанию национального самосознания через возрождение народных традиций и соблюдение исторической преемственности поколений. На первый план выходит приобщение дошкольников к национальной культуре, формированию духовно-нравственных качеств личности. Народная традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции. Народная традиция позволяет включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс. Сила народной педагогики - в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. Частью традиций народа является «тряпичная кукла». Сегодня тряпичная кукла - это прежде всего элемент культуры, который необходимо рассматривать как явление историческое. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Хранителями историко-культурного наследия человечества являются музеи. Они дают нам возможность изучить прошлое, задуматься о настоящем и заглянуть в будущее. Музей сегодня все более становится не только культурным, но и образовательным пространством.
Музейная педагогика имеет междисциплинарный характер, она тесно связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, психология, краеведение, предлагая качественно новый уровень освоения культуры и искусства на основе музейного собрания. Музейная педагогика как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности рассматривается как инновационная педагогическая технология.
Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.
Не случайно, музеи называют информационно – коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.
Почему же я выбрала народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры?
Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.
Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе устойчивые образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. Поэтому с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей.
Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Народные традиции, будучи значимыми элементами национальной культуры, помогают ребёнку дошкольного возраста познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и для общества в целом.
Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа. Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение к близким. Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает иную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функции. Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.
Традиционная тряпичная кукла – тот «инструмент», который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка, обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Она проста, но в этой простоте таится великая тайна. Через кукольный мир дети входят в жизнь и постигают её закономерности. Кукла – незримый посредник между миром детства и миром взрослых. Она сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создавших её людей. В них живёт память народа, поэтому современный ребёнок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. В этом главная её ценность.
В настоящее время традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному опыту, универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям и духовным ценностям. Кукла не рождается сама, её создаёт человек, а самые вдохновлённые творцы кукол - это дети.
Тряпичная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жёсткой системы выкроек и лекал. Единый технологический процесс даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет, но не безличны. Этот момент имеет и терапевтическое значение: отсутствие лица даёт возможность ребёнку наделить куклу разными эмоциями и отыграть их. Кроме того, в каждой кукле проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети. Народная кукла отличается большими возможностями, побуждающими ребенка к активной игре, к действию, требует от ребенка живого участия.
Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память.
С педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться как средство для изучения традиционного семейного уклада, народного костюма, годового цикла народных праздников. Рукотворная игрушка способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений, благотворно влияет на формирование психического и физического здоровья. В этом также состоит терапевтическое воздействие куклы.
Таким образом, народная тряпичная кукла :
1) знакомит с удивительным миром славянской культуры;
2) являясь частью традиционной детской культуры, несёт в себе определённые образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве;
3) изготовив куклу, ребёнок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает) т. е. осваивает различные социальные роли;
4) в процессе игры с ней, дошкольник учится общаться, фантазировать, проявлять милосердие, а главное у детей проявляется эмоциональный контакт с куклой;
5) воспитание на основе знакомства с народной куклой, даёт возможность формировать в каждом ребёнке лучшие качества представления о добре, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных умельцев;
6) изготовление куклы не требует жёсткой системы выкроек и лекал, единый технологический процесс всегда даёт индивидуальный результат. Процесс изготовления приносит радость. Отсутствует понятие неудачи, неправильности
7) ребёнок осваивает в процессе изготовления куклы приемы работы с разными материалами; работа с мягким (теплым) материалом даёт ощущение тепла, нежности;
8) в процессе работы развивается мелкая мускулатура пальцев рук, происходит массаж рук (все это влияет на развитие мышления и развитие речи);
9) в процессе занятий по изготовлению кукол у детей развиваются такие качества, как усидчивость, усердие, умение доводить начатое до конца;
10) застенчивый, комплексующий ребёнок в игре часто заменяет себя куклой (то есть кукла выполняет коррекционную функцию);
11) работа над изготовлением человеческих фигурок развивает пространственное воображение и творческие способности (чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное;
12) знакомство со славянской культурой в процессе изготовления кукол детьми дает им представление о народных праздниках, обрядовых действиях наших предков.
Именно сегодня назрела необходимость обратиться к народной культуре : широко используя потенциал народной педагогики, дать знания о традиционной народной кукле, предоставить детям возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, обычаи русского народа, принимать участие в народных праздниках.
Содержание проекта
Цель проекта :
Разработка системы воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной тряпичной куклой, обеспечивающей решение задач по приобщению их к истокам народной культуры через создание мини-музея в группе ДОУ. Внедрение системы в образовательный процесс ДОУ.
Задачи проекта :
1. Формирование представлений детей о народных игрушках и истории их возникновения.
2. Знакомство с разными видами традиционной куклы, технологией изготовления куклы; умение применять накопленные знания и умения в различных видах деятельности.
3. Воспитание у детей уважения к традициям народа нашей страны, стремления хранить и ценить традиционные ценности народа России.
4. Формирование творческого взаимодействия с семьями воспитанников и педагогами ДОУ.
5. Создание атмосферы взаимоподдержки и взаимопомощи, желания делиться опытом работы, вдохновлять на использование инновационных технологий в педагогической деятельности.
Вид проекта :
творческий,
познавательный,
долгосрочный (на пять лет).
Участники проекта :
воспитатель группы,
педагоги ДОУ,
воспитанники старшего дошкольного возраста,
родители и родственники воспитанников.
Условия реализации проекта :
Нормативно-правовое обеспечение
наличие локальных актов, регламентирующих деятельность и образовательный процесс в ДОУ (в рамках ФГОС)
нормативно-правовые документы образовательного учреждения разного уровня
Научно-методическое обеспечение
определение всех этапов реализации проекта,
разработка комплексно-тематического планирования,
разработка календарного плана
разработка системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов,
разработка конспектов разных форма работы по реализации проекта
Информационное обеспечение
организация взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями воспитанников,
изучение методической литературы и пособий
Материально-техническое обеспечение
наличие предметно-развивающей среды (уголок творчества в группе)
оформление мини-музея «Куколки из сундучка»
изготовление экспонатов для музея - кукол.
наличие библиотеки детской литературы по данной тематике
наличие видеотеки с мультфильмами по мотивам русских народных сказок.
Методы:
исследовательские,
практические,
социальный опрос
анализ результатов.
Проект построен на основе главных методических принципов:
Принцип индивидуального подхода,
Принцип доступности,
Принцип систематичности и последовательности
Принцип наглядности
Этапы реализации проекта
1 этап: Организационно-диагностический.
Он включает в себя создание материальной базы, изучение актуальности темы, анализ возможных затруднений, постановка проблем, изучение методической литературы, а также определение целей и задач, прогнозирование возможных результатов.
Основной задачей на данном этапе является разработка диагностических карт и опросников, с целью выявления уровня сформированных знаний и умений у детей, родителей и педагогов по данной теме. Выявление семей, заинтересованных в вопросе приобщения детей к народной культуре посредством изготовления традиционных кукол на базе детского сада. Определение готовности родителей к сотрудничеству.
На этом этапе разрабатывается тематическое и перспективное планирование, документация музея (паспорт, приложения).
2 этап: Теоретический.
Здесь планируется огромная работа по обработке материала для его тщательного изучения: изучение истории возникновения народных кукол, основных их особенностей, видов кукол, их значимость, принадлежность, технология изготовления. Сбор информации для дальнейших разработок: мастер-классов, конспектов занятий и т. д.
3 этап: Практический.
Сюда входит создание наглядных и методических пособий, изготовление образцов и экспонатов-кукол для музея, оформление экспонатов и уголка в группе, где будет располагаться музей, освещение информации по реализации проекта.
4 этап Реализация воспитательно-образовательной деятельности :
1) Работа с детьми
Это направление предполагает осуществление работы с детьми: создание для них оптимальных условий для их саморазвития и самореализации, развитие их эмоционально-ценностного отношения к истории нашего народа, его культуре, умение отражать полученные впечатления, умения и знания в продуктивной деятельности. Формирование у детей устойчивого интереса к посещению народного музея (понимание значимости этого учреждения для сохранения исторического и культурного наследия). Возможность детей попробовать себя в качестве экскурсоводов.
2) Работа с родителями
Необходим для создания благоприятного психологического климата, сердечного доброжелательного отношения двух сторон: педагог-семья, привлечения родителей к реализации проекта и участию в ряде совместных мероприятий. Он направлен на установление связи каждой семьи с культурой народа, сохранения семейных традиций и зарождение новых.
3) Работа с педагогами дошкольного учреждения
Работа по обмену опытом. Сюда входит проведение мастер-классов для педагогов, различные консультации, выступления на пед. советах, оформление информационных стендов и т. д.
Прогнозируемые результаты
1. Система воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной тряпичной куклой.
2. Мини-музей «Куколки из сундучка» в группе детского сада, созданный силами воспитателя и совместного творчества родителей и воспитанников.
3. Сформированные у детей представления о многообразии народных игрушек, расширение их кругозора, усовершенствованные навыки ручной работы.
4. Использование детьми полученных знаний, результатов своей работы в самостоятельной деятельности и играх.
5. Улучшение творческого взаимодействия с семьями воспитанников. Сплочение семьи в результате совместной деятельности (родители-ребенок).
6. Установление более тесных взаимоотношений между родителями и воспитателями детского сада.
7. Повышение уровня самооценки и самоуважения воспитанников, уровня уверенности и компетентности.
Перспективы продвижения проекта.
1. Пополнение мини-музея новыми экспонатами.
2. Знакомство с музеем народной куклы детей всего детского сада, а также новых воспитанников старших групп и их родителей.
3. Проведение мастер-классов по изготовлению народной тряпичной куклы для всех желающих : детей, родителей, педагогов.
4. Планирование сотрудничества с другими творческими организациями. Участие в различных мероприятиях и выставках городского уровня.
5. Публикации на сайтах.
Заключение
В научной педагогической литературе последних лет авторами обращается внимание на возможность использования тряпичных кукол в образовательно-воспитательной работе, как средства для поддержания интереса, активизации деятельности детей, в коррекционной работе на занятиях в детском саду, что способствует развитию речевых навыков, вариативности мышления; активизирует память, мыслительные операции; снижает утомляемость; позволяет дольше сохранять внимание, концентрировать целенаправленность деятельности детей; активизирует познавательный интерес детей к изучаемому материалу; позволяет максимально раскрыть личностный потенциал каждого ребенка; положительно влияет на комплексное развитие личности в целом.
Тряпичные куклы являются ярким демонстрационным и дидактическим материалом. Способствуют формированию творческой активности детей, развитию эстетического вкуса. В совокупности применения рукотворных кукол с малыми фольклорными формами у детей наблюдается комплексное развитие познавательно-речевой активности.
Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен большой потенциал нравственного и духовного развития. Тряпичная кукла благотворно влияет на воспитание духовно-нравственных качеств личности, способствует развитию коммуникативных способностей; дает возможность самовыражению и самопознанию. В этом основная ценность традиционной культуры.
Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми,воспитание детей в национальных традициях.
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа, содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять, восстановить связь с прошлым донести до детей то, что они являются носителями русской культуры, воспитывать в национальных традициях, патриотами.