Наталья Лаврищева
Фотоотчет о мероприятиях по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду посредством организации мини-походов
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотизм – это убеждение в том, что твоя
страна лучше других, потому, что ты в ней родился»
Бернард Шоу
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна их самых актуальных задач нашего времени. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к малой Родине и Отечеству.
Публикация «Фотоотчет о мероприятиях по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду посредством организации мини-походов» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Сценарии развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» октябрь 2022
Наиболее идеологически не защищенными оказались дошкольники. В силу своих возрастных особенностей воспитание детей зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность, часто приводит к тому, что ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойного завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, природе… Народные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний» Д. С. Лихачёв
Реализация программы по патриотическому воспитанию в нашей группе осуществляется через экскурсии, целевые прогулки и сезонные мини- походы на берег реки, которые позволяют решить следующие задачи:
1. активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства;
2. формировать гражданственность, чувство любви и гордости к своей малой родине, на основе изучения родного края;
3. развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, живописи, музыки, архитектуры, учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
4. ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье, представляя их семейный опыт по данной проблеме. Так как в настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Изначально в детском саду создали условия – приобрели детские палатки и рюкзаки. При рассматривании данных принадлежностей у детей возникает желание использовать их по назначению. В разговоре с детьми выясняем, что многие уже ходили в походы с родителями. На предложение принести фотографии, не всегда все родители откликаются на просьбу. Но по ходу рассматривания в группе принесенных детьми фотографий, увеличивается количество желающих (дети дома инициативу берут на себя – напоминают родителям, выбирают сами фотографии из семейного альбома, каждому ребенку хочется, чтобы и его фотография была удостоена внимания сверстников. И как результат - организация фотовыставки в приемной.
После решения с детьми, что пойдем в поход на берег реки, в группе начинается самый интересный период – подготовка к походу. Дети живут в атмосфере предчувствия предстоящего похода. Обсуждаем маршрут. Подводим к тому, что необходим план. План рисуем сообща, обговаривая, называя улицы, перекрестки, ориентиры (магазины и другие объекты городского пространства).
Желающие дети перерисовывают план на свой лист бумаги. По пути следования к реке «при необходимости» останавливаемся и прослеживаем путь по карте, каждый ребенок по своей карте. Детям нравится выступать в роли знатоков своего родного города. Кто из детей знает название улицы, с гордостью называет, а кто не знает, старается запомнить путем переспрашивания друг у друга.
Кукла Ариша, сделанная руками воспитателя и живущая в группе помогает детям собраться в поход.
Из имеющихся комплектов одежды, принадлежностей для врача, лесника, парикмахера выбирают необходимое для неё как туриста. Она "учит" с детьми правила поведения в лесу – идти по силам слабейшего: никого не обижать; помогать лесу, собирая сухие ветки, оставлять место привала после себя чище, чем было до нас.
С целью пропаганды и приобщения родителей вместе с детьми рисуем афишу, в каждой афише призыв детей к участию их родителей. В силу своей занятости только некоторые родители принимают участие в походах, но в организационных моментах активны все: поддерживают интересы детей к предыдущему походу.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Замечать красоту и любоваться ею, уметь слушать тишину и музыку леса, реки надо учить детей. В свободном рассматривании окружающей природы даем возможность насладиться чистым воздухом, делая глубокие вдохи и выдохи. Восхищением воспитателя привлекается внимание детей к незамеченному объекту: «Облака, сизокрылые лошадки….» дети подхватывают знакомую им песню и в легком танце кружатся по берегу реки. В ходе рассматривания облаков, оказывается, что они похожи не только на сизокрылую лошадку, а и на бабочку, плавно превращающуюся в блин и т. д. Любое четверостишье, о природе прочитанное воспитателем с выражением только подчеркнет красоту природы.
Заготовленный сценарий включает:
встречу со сказочным героем, который поднимает эмоциональный настрой детей, играя, учит познавать окружающий мир, помогает разделиться детям на две команды, используя знания детей о природе и городе, игры соревнования двух команд:
«Сложи рюкзак» - выбрать из предлагаемых вещей те, которые пригодятся в походе;
«Переправа» – игры-эстафеты;
«Лучшие знатоки» - краеведческие задания и задания по правилам юных туристов;
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свои отношения к окружающему помогает обследование местонахождения детей вместе со сказочным героем, который создаёт моменты таинственности, восхищения с применением приема «жалобная книга природы» :
- Бедная я, бедная! Как же мне плохо! Я так старалась, росла, на солнышке жарилась, соком наливалась, а оказалась никому не нужна, никто не пришел, не собрал моих ягод… Наверное, забыли, что я, земляника, на целый год здоровья даю…
- Что хотите с нами делаете: режьте, варите, маринуйте, только не выдергивайте из земли, не губите грибницы, не вытаптывайте траву, иначе не только вы, но и ваши дети не узнают, как пахнут грибные супы, какие вкусные пироги с грибами…
Переполненные впечатлениями дети благодарят природу за предоставленное им удовольствие насладиться красотой и обещают ещё вернуться в следующий сезон, увидеть её в другом наряде.
После возвращения в детский сад воспитанники делятся своими впечатлениями с сотрудниками, детьми других групп. Вместе с детьми к выставке фотографий и рисунков придумываются интересные названия. Каждый рисунок и фотография неоднократно комментируется детьми, вызывая их чувство гордости к родному краю. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой, своим городом надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Кроме того, тесная связь работы с городским краеведческим музеем и детской библиотекой через серию занятий позволяют более глубоко познакомиться и изучить историю родного города, людей труда, традиции его коренных жителей – шорцев.
Ежемесячные экскурсии, предусмотренные перспективным планом: улицы, городские объекты - хлебозавод, пожарная часть, парикмахерская, магазин, ледовый дворец спорта и др., создают у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ).
Большинству детей впервые открывается возможность оказаться:
• в городском заповеднике «Кузнецкий Алатау», расширить кругозор на основе знакомства с его обитателями, экспонатами;
• в городской пожарной части, испытывая гордость, сидя в кабине машины, примеряя обмундирование, слушая рассказ о героизме пожарника;
• на горнолыжной базе «Восход», увидеть тренировку юных спортсменов, покататься с горы на ледянках.
• под сенью Храма Казанской Божьей Матери, расположенной в живописном местечке, в поселке, на берегу реки, познакомиться с батюшкой-настоятелем, услышать из его уст рассказ о церковных праздниках, правила поведения в Храме, и звон колоколов. Красивейшая, деревянная церковь знакомит с местным зодчеством.
Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования русская культурная традиция вобрала в себя все «разумное, доброе, вечное», что создавалось лучшими людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий.
Проведение народных праздников стало традицией и для нашего детского сада :
• яркие, самобытные Рождественские колядки с ряженьем в народные костюмы, играми-колядованиями, гостинцами, подарками,;
• проводы зимы с народными играми, чучелом, блинами, и др. ;
• праздник Пасхи – катанием крашенных яиц, роспись пасхальных яиц, слушанье аудиозаписи звона церковных колоколов и др. ;
Народное воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество – оно целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин-матерей.