Юлия Татаркина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты-будущее всего Отечества»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта
Воспитатель 1 категории :
Татаркина Юлия Витальевна
Пед. стаж в МАДОУ «Умничка №96» : 5 лет
г. Набережные Челны
2015 г
Технологическая карта проекта :
Творческое название проекта :
«Маленькие патриоты – будущее всего Отечества»
Тип проекта : тематический
Возраст детей: Старший дошкольный возраст.
Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели групп, музыкальный руководитель.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников „Маленькие патриоты-будущее всего Отечества“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Срок реализации проекта : Долгосрочный, с сентября по май
…«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»…
Л. С. Лихачев
Актуальность:
Родина, Отечество. … В корнях этих великих слов заложены близкие каждому образы: матери и отца, словом родители, те, кто дают жизнь новому, ни чего не знавшему существу и находятся рядом, закладывая в нём истоки будущей личности.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, тогда когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма, включающее в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, а также толерантное отношение к другим людям. Ключевую роль в формирование патриотических чувств играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности ребё нка и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. Так с малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Для того, чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, нам взрослым необходимо научить его любить своих родителей, а им в свою очередь окружить заботой, любовью и вниманием.
Научить любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок
Научим его так любить – значит, сумеем воспитать гражданина, которому можно доверить страну.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Проект «Маленькие патриоты – будущее всего Отечества» включает в себя 18 тематических блоков. Каждый блок рассчитан на 2 недели итогом, которого
является сплочённая деятельность с родителями, в результате которой проходят совместные мероприятия, такие как праздники, экскурсии, а также выполнения домашнего задания: беседы с детьми, участие в мини – проектах праздниках, выставках, изготовления стенгазет и костюмов и т. д.
Завершающим звеном данного проекта является проведение праздника для детей и родителей: «Наша Родина – Россия». На итоговом мероприятии активными участниками будут не только дети, но и родители, взявшие на себя роль «Творческой группы»
Идея проекта :
Установить взаимные доверительные отношения между педагогами и родителями по формированию патриотических качеств личности ребёнка в разных видах деятельности.
Активизировать и обогатить воспитательные умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Цель проекта :
1. Формирование патриотических качеств личности ребёнка через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
2. Воспитание гражданина и патриота своей страны, любящего свою семью, родной дом, близких ему людей.
Задачи:
Создать благоприятные условия для успешной реализации проекта.
Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Разработать систему перспективного планирования мероприятий.
Формировать в сознании взрослых и детей патриотические ценности : любовь к своей семье, родному дому.
Обогатить знания детей о своей семье. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, терминами родственных отношений, развивать связную речь детей.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Возрождать нравственные традиции в современной семье.
Формы работы:
С детьми:
Беседы;
Занятия;
Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
Выставки детских работ;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок;
Творческая речевая активность;
Утренники, развлечения, конкурсы;
Экскурсии, посещение музея, выставок
проведение подвижных игр; игр – драматизаций;
проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр;
чтение художественной литературы;
сочинение рассказов и сказок о семье;
создание мини-проектов совместно с родителями.
С родителями:
Анкетирование;
Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;
Дни открытых дверей;
Экскурсии, посещение музея, выставок
Фотоконкурсы
Праздники;
Семейные мини – проекты
Подготовка к внедрению проекта.
1. Изучить методическую, художественную и детскую литературу;
2. Подобрать иллюстративный материал;
3. Провести подборку музыкальных композиций по теме проекта;
4. Организовать ООД по теме проекта;
5. Анкетирование родителей. Опрос детей.
6. Вовлечение родителей в совместную деятельность в рамках проекта «Маленькие патриоты – будущее всего Отечества»
Система и последовательность работы по проекту :
1. «Имя - великое сокровище»; «Именины – праздник каждый год»
2. «Дом, в котором я живу»; «Семейный круг»
3. «Мой любимый детский сад»; «День матери»
4. «Мы помощники»; «Все профессии нужны – все профессии важны»
5. «Новый год – семейный праздник»; «Папа, мама, я – спортивная семья»
6. «Зимние забавы»; «Мой папа Защитник Отечества»;
7. «Мама – первое слово» ; «Встреча с прошлым»
8. «Наша Родина – Россия»; «Мой город Набережные Челны – Великий Автоград»
9. «Великий День Победы»; «Без труда ни куда»
Предполагаемый результат:
1. Дети пополнят знания по разделам проекта.
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно- нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Заключение
В настоящее время проект актуален и особенно труден, он требует большого такта и терпения, так как в молодых современных семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и значительными, и зачастую вызывают лишь недоумение. При внедрении проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций могут возникнуть проблема не желание со стороны родителей быть его участником, поэтому главным условием проекта является добровольное участие, но также стоит помнить, что компетентность педагога должна быть на высшем уровне при внедрении проекта и участие всех его запланированных лиц. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов и родителей воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации. Именно дошкольный возраст - благоприятный период воспитания : патриотизма, любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа. Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Используемая литература:
1. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»
2. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»
3. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»
4. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
5. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»
6. «Мой родной дом» Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
7. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»
8. Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном упреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий»
Интернет-ресурс:
1.https:// solnet/ru Детский портал «Солнышко».
2. nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников