галина щербаченко
Проект по оздоровлению детей «Дыхание — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
"ДЫШИ ПРАВИЛЬНО"
В настоящее время проблема здоровья детей достаточно актуальна, это связано с высокой тенденцией ухудшения здоровья детей. Мало кто знает, что если правильно дышать, то будешь меньше болеть; будешь правильно и красиво говорить; и вообще чувствовать себя хорошо. Поэтому я считаю, что очень важно научить ребенка правильно дышать. Актуальность проекта состоит в том, что правильное дыхание – залог нашего здоровья.
Публикация «Проект по оздоровлению детей „Дыхание — это жизнь“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта научиться детей правильно дышать.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
1. Образовательные задачи:
- расширение и систематизация знаний детей о дыхательной системе и ее значении для человека;
- формирование основных принципов правильного дыхания;
2. Развивающие задачи:
- развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность;
- развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- узнать, как дышит человек;
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к своему организму.
Тип проекта : творческий, краткосрочный.
Вид проекта : групповой.
Ожидаемые результаты:
- внедрение в практику работы с детьми дыхательной гимнастики;
- формирование у детей «правильных» дыхательных привычек;
- расширение кругозора детей;
- получение новых знаний;
- пополнение словарного запаса;
- приобретение детьми обобщенных способов исследования объектов;
- развитие логического мышления детей в процессе установления связей и отношений между системами объектов и явлений.
Объект исследования: дыхательная система человека и здоровье детей.
Предмет исследования: правила дыхания.
Методы исследования:
1. Анализ литературу по данному вопросу.
2. Систематизация полученных теоретических и практических знаний.
3. Исследование, наблюдение, проверка опытным путем.
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный.
На данном этапе дети знакомились с понятием «дыхательная система», с правилами дыхания. Необходимо создать фундамент для формирования правильного дыхания на основе сохраненных функциональных систем детского организма. Опираясь на имеющиеся у ребенка навыки дыхания, корректировать его дыхание.
Беседа: «Виды и правила дыхания».
Мы постоянно дышим, мы не можем не дышать. Легкие являются одним из главных органов дыхания. Легкие, как и сердце должны работать постоянно. Наши легкие похожи на два воздушных шарика, которые при вдохе наполняются воздухом, а при выдохе – уменьшаются, «сдуваются».
Интересно, как все таки мы дышим… При вдохе воздух попадает в нос. Нос работает как фильтр и печка. Из носа по трубочке, - трахеи, воздух попадает в легкие. В легких есть множество кровеносных сосудов, которые всасывают весь кислород и разносят его по нашему организму. Затем легкие выдыхают уже использованный воздух.
Дыхание является главнейшим источником жизни. При рождении у ребенка закладывается правильный механизм дыхания, но он постепенно утрачивается.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Медленный выдох помогает расслабиться, справиться с волнением и раздражением. Дыхание очень важно для развития речевого аппарата дошкольника. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Классификация дыхательных упражнений :
- статические дыхательные упражнения;
- динамические дыхательные упражнения;
- специальные дыхательные упражнения : локализованные, звуковые, дренажные положения.
Вида дыхания :
1. верхнее (ключичное) – наполняется лишь верхняя часть легких;
Дыхание такого рода, раздвигая верхние ребра, поднимает ключицы и плечи, при этом дыхательные мышцы живота и диафрагма несколько закрепощены. Если человек пользуется таким типом дыхания, то он дышит не рационально, так как верхняя часть легких по своему объему самая наименьшая, а весь остальной объем легких не используется.
2. среднее (грудное) – легкие наполняются на половину;
При таком дыхании средние ребра значительно раздвигаются, грудь расширяется и воздух активно всасывается в верхнюю часть легких. Дыхательные мышцы живота и диафрагмы уже менее напряжены и немного участвуют в дыхании. При этом дыхании вентиляция происходит лучше, но все же нижняя часть легких не используется.
3. нижнее (диафрагмальное) – легкие полностью наполняются воздухом.
Наиболее эффективная форма дыхания. При этом типе дыхания происходит глубокий вдох, а выдох производится в состоянии полного мышечного расслабления. Выполняется такое дыхание за счет работы диафрагмы.
Беседа: «Дыхательная система».
Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Поэтому в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.
Необходимо проводить гимнастику для развития речевого дыхания. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произношения слов.
Правила речевого выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос, «набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчком;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха через нос;
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Дыхательная гимнастика представляет собой специально разработанные упражнения для развития дыхательной системы и направлена на укрепление здоровья и улучшение общего физического состояния ребенка. В основе этой гимнастики лежит правильное и систематическое выполнение определенных упражнений.
2. Основной этап.
На данном этапе шло закрепление полученных знаний. Дети знакомились и учились выполнять различные дыхательные упражнения, которые необходимы для развития правильного дыхания, развития речевого дыхания и укрепления организма в целом.
Игры для развития речевого дыхания.
1. Игры с индивидуальными предметами:
- надуй шарик;
- бульки (с трубочкой или соломинкой);
- свистульки
2. игры с предметами:
- лети снежинка, лети осенний листок;
- одуванчик;
- мыльные пузыри;
- катись карандаш, шарик;
- плыви кораблик;
- задуй свечу.
3. игры без предметов:
- пропевание гласных звуков – А, О, У, И, Э;
- произнесение слогов на одном выдохе;
- насос (произношение звука С на одном выдохе);
- сдуй шарик (с произнесение звука Ф).
4. игры под музыку:
- пой со мной (пропевание гласных под музыку);
- птички поют (КО-КО-КО, КУ-КУ, ГА-ГА-ГА, ЧИРИК-ЧИРИК).
Упражнения дыхательной гимнастики :
«Сдуваем снежинку»
И. п. – О. с. 1 – поднять прямые руки вверх через стороны, глубокий вдох; 2- соединить ладони перед грудью, выдох (дуют на ладони).
«Огнедышащий дракон»
И. п. – стойка ноги врозь. 1- глубокий вдох, руки в стороны, отведены назад, ладони кнаружи, пальцы растопырены; 2 – наклон вперед, выдох, руками обхватить себя за спину и хлопнуть себя по спине.
«Моторчик»
И. п. – о. с. 1 – вращение рук перед собой, вдох; 2 – опустить руки вниз через стороны – выдох со звуком «р-р-р».
«Флажки»
И. п. – ноги на ширине плеч, руки вперед. 1 – глубокий вдох; 2-3-4 – длинный выдох.
«Насос»
И. п. – о. с. 1 – руки согнуть в локтях, подтянуть к плечам – вдох; 2 – опуская руки вниз – выдох произнося звук «с-с-с».
«Вырастим больше»
И. п. – о. с. 1 – поднять палку вверх, потянуться, подняться на носки (вдох); 2 – опустить палку на лопатки, встать на всю ступню (выдох) с произношение звука «у-х-х».
«Дровосек»
И. п. – стойка ноги врозь, руки вверх в замок. 1- смотреть вверх – вдох; 2 – наклон вниз – выдох с произношением слова «у-х-х».
«Змейка шипит»
И. п. – стойка на коленях, руки вниз. 1- руки вверх – вдох; 2 – наклон вперед, сесть на пятки, руки отвести назад – выдох.
«Филин»
И. п. – о. с., руки согнуты в локтях, кисти на груди, большой палец отведен под мышку. 1- глубокий вдох, глаза широко открыты «Филин» удивлен; 2 – выдох, глаза закрыть, «Филин» спит.
«Гуси шипят»
И. п. – стойка ноги врозь, руки за спиной, отвести назад. Носом вдох, на выдохе наклон вперед.
«Журавли»
И. п. – о. с., медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох – опустить руки вниз с длительным произношением звука «у-у-у».
3. Заключительный этап.
На заключительном этапе вместе с воспитанниками группы были подведены итоги и сделаны выводы:
1. Дети научились правильно дышать;
2. Дети научились самостоятельно анализировать полученные данные и делать выводы;
3. Появилось желание заботиться о своем организме;
4. У детей сформировались положительно – эмоциональные и осознанные отношения к своему здоровью;
5. Дети готовы укреплять свое здоровье.
Дети узнали много интересной информации: они узнали, как мы дышим, как правильно делать вдох и выдох, узнали о некоторых функциях органов дыхания. Детям было интересно выполнять различные дыхательные упражнения. В начале проекта дети задумывались над тем как правильно вдыхать воздух и как правильно его выдохнуть, но в конце проекта дети, уже не задумываясь над этим, выполняли упражнения правильно и с интересом. В ходе проекта был сделан вывод, что если ребята будут дышать правильно, то они будут меньше болеть, и будут правильно говорить.