Наталья Мартыненко
Проект по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6–7 лет) «Маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность разрабатываемого проекта :
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Публикация «Проект по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6–7 лет) „Маленькие исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность заявленной проблемы:
На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Цель проекта :
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи экспериментальной деятельности :
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие представлений о химических свойствах веществ;
- развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
2. Развитие умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие умственных способностей:
- мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
Сроки проекта :краткосрочный (2 недели)
Участники проекта : воспитатели,дети группы № 3 «Звёздочка»
Тип проекта : информационно-познавательный, познавательный, творческий.
Формы работы:
1. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2. Фронтальная работа.
3. Индивидуальная работа.
Предполагаемые результаты:
В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:
1. Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
2. Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
3. Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.
Исследовательская работа включает в себя несколько этапов:
1. Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников.
2. Вовлечение детей в проектную деятельность с целью выявления особенностей включения детей в систему проектного обучения.
3. Организация развивающей предметно пространственной среды.
4. Оценка результатов проведённой работы.
1 этап. Для выявления общих сведений было использовано наблюдение. Наблюдение, как метод сбора научной информации хорош в этом случае тем, что здесь можно систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные моменты в данном исследовании. При минимальном внешнем вмешательстве полученные данные более точно будут отражены при выявлении результатов. Именно методом наблюдения можно получить наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить положительные и отрицательные моменты при проведении исследования.
2 этап. Был разработана программа по естественно научной направленности по экспериментальной деятельности и использовалась в проекте.
3 этап. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организует «Маленькие исследователи».
В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное, различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов.
Оборудование уголка безопасно для детей и храниться в удобных для пользования контейнера.
4 этап. Проводится повторное наблюдение для оценки результатов проведённой работы.
Работа с родителями:
Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:
-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.
Формы сотрудничества с родителями:
- Предложение сделать опыты в домашних условиях «Поэкспериментируем!»
-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,
-Подгрупповые тематические консультации:
«Значение экспериментальной деятельности для детей»,
«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,
«Режим питания нарушать нельзя!»,
-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ
-Наглядная информация
План работы по проекту :
Эксперимент «Отпечатки наших рук» (Свойства песка)
Беседа «Домашняя аптечка»
Экспериментирование «Магнит и его свойства»
Беседа «Свойства металла»
Дидактическая игра «Приключение Буратино» (дерево и его свойства)
Беседа «Вода – источник жизни»
Исследовательская деятельность «Замерзание воды»
Просмотр презентации «Воздух и опыты с ним»
Беседа «Свойства воздуха»
Экспериментирование «Вода и воздух»
Прогулка «Движение воздуха»
Беседа «Знакомство с термометром»
Экспериментирование «Получаем талую воду»
Просмотр презентации «Вода и её свойства»
Опытно-исследовательская деятельность «Посадка лука»
Продуктивная деятельность. Нетрадиционная техника рисования. Работа с солью «Деревья в снегу»
Беседа «Защитные свойства снега»
Прогулка «Следы на снегу»
Беседа «Основные системы нашего организма»
Рисование «Наш организм»
Диагностика
Заключение
В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.
Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя.