Галина Дудкова
Проект по ОБЖ «Ты себя оберегай: безопасность соблюдай»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Салют»
г. Смоленска
Проект
на тему: «Ты себя оберегай : безопасность соблюдай»
для детей старшей группы
Вид проекта : Информационно-практико-ориентированный
Продолжительность проекта : 2 месяца
Автор Дудкова Галина Дмитриевна (воспитатель)
2019 г.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Публикация «Проект по ОБЖ „Ты себя оберегай: безопасность соблюдай“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка в мире вызывает тревогу за самых беззащитных граждан – маленьких детей, за их здоровье и жизнь. Взрослые должны не только оберегать и защищать ребенка, но подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Часто в повседневной жизни, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека в окружающем мире. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности и соблюдать правила безопасного поведения.
Чтобы обеспечить безопасность и здоровье детей нужно дать им необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, а также, развить у детей самостоятельность и ответственность.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята ребенком, только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Чтобы подготовить детей к адекватному поведению и рациональным действиям в постоянно возникающих опасных и чрезвычайных ситуациях необходимо выделить такие правила поведения для детей, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить и следить за их выполнением. Ведь человек будет следовать правилу только в том случае, если ему понятен его смысл.
Цель: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения в различных ситуациях, воспитание самостоятельности и ответственности за свое поведение
Задачи:
• Формирование ценностей здорового образа жизни.
• Формирование основ безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
• Формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
Участники:
• дети старшей группы;
• воспитатели;
• педагог дополнительного образования по изодеятельности;
• инструктор по физической культуре;
• родители.
Условия реализации:
взаимодействие с узкими специалистами (педагог дополнительного образования по изодеятельности, инструктор по физической культуре);
взаимодействие с социальными партнерами (родителями);
подбор литературы, иллюстраций;
изготовление наглядно-дидактических пособий.
Предполагаемые результаты:
У детей будут не только сформированы знания, как надо правильно себя вести в тех или иных ситуациях, и умения безопасного поведения, а также желание осознанно выполнять большинство правил.
Дети будут знать телефоны экстренных служб, уметь сделать звонок и внятно объяснить диспетчеру ситуацию.
Принципы проекта :
1) доступности;
2) систематичности и последовательности;
3) наглядности и занимательности;
4) динамичности;
5) дифференциации;
6) воспитывающего характера обучения;
7) связи обучения с жизнью.
Формы работы с детьми:
• организованная образовательная деятельность,
• беседы,
• викторины,
• моделирование ситуаций,
• дидактические игры,
• чтение художественной литературы,
• целевые прогулки,
• сюжетно-ролевые игры,
• продуктивная деятельность,
• развлечения,
• спортивный праздник,
• выставка рисунков,
• презентация,
• проигрывание проблемных ситуаций,
• экскурсии,
• изготовление макетов,
• просмотр мультфильмов и видео роликов.
Формы работы с родителями: анкетирование, консультации, памятки, родительское собрание.
Этапы реализации:
Первый этап подготовительный
(диагностика и теоретическая подготовка)
(1 неделя)
Задачи:
1) провести диагностическое исследование с целью выявления у детей представлений о здоровом образе жизни, знаний и умений безопасного поведения, уровня развития самостоятельности и ответственности,
2) анкетирование родителей с целью выявление их отношения к проблеме, обстановки в семье и организации совместной работы по оптимизации ситуации;
3) подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;
4) продумать систему мероприятий с детьми и родителями для реализации цели и задач проекта;
5) создать предметно-развивающую среду (выставку книг в книжном уголке, наглядно- дидактических пособий для занятий, игр детей).
Диагностика
В ходе реализации первого этапа было создано диагностическое сопровождение (Приложение). Оценке подлежали знания о безопасности поведения в окружающей среде.
Диагностические задания для определения уровня знаний, умений и навыков по основам безопасности жизнедеятельности для детей 5-6 лет разработаны на основе:
- методического пособия «Правила пожарной безопасности для детей 5-7 лет» Т. А. Шорыгина;
- методического пособия «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» Т. Г. Хромцова;
- методического пособия «Воспитание безопасного поведения в быту» Т. Г. Хромцова;
- методического пособия «Правила дорожные знать каждому положено» М. С. Коган;
- программы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника» воспитателя Елисеевой И. В.
Также было проведено анкетирование родителей по изучению проблемы безопасности жизнедеятельности детей в семье.
Анализ программы, изучение и подбор литературы, создание проекта
В ходе реализации второго этапа проекта была изучена и проанализирована программа Н. Н. Авдеевой и Р. Б. Стеркиной «Безопасность», программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, программа по профилактике дорожно-транспортного травматизма О. Ю. Старцевой, пособие «Пожарная безопасность. Нестандартные занятия. Старшая группа.» Р. А. Жуковой
интернет-ресурсы по данной теме
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/09/13/prilozhenie-3-k-rabochey-programme-formirovanie-osnov-bezopasnosti
https://infourok.ru/diagnostika-znaniy-i-navikov-bezopasnogo-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-3352096.html
https://studref.com/414170/pedagogika/kompleksnaya_diagnostika_kultury_zdorovya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta
Второй этап основной
(практическая реализация)
Задачи:
1) вовлечь в проект детей, родителей, узких специалистов;
2) организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) творческую и практической деятельность.
3) работать над частями проекта, корректировать их
Проблемная ситуация.
Показать возможные негативные последствия для себя и других людей своими неправильными действиями, незнанием, как поступить в данной ситуации, важность умения предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее, знать правила безопасности жизнедеятельности и умении применять их в жизни.
Тема Мероприятия
Первая неделя
«На улицах города» Пн.
Беседа с детьми «Дороги для машин, пешеходов и велосипедистов»
Цель: расширять представление об улицах города (тротуар, проезжая часть, «островок безопасности», двустороннее движение); закреплять умение переходить дорогу.
Настольно-печатная игра «Дорожные знаки»
Цель: расширять представление о дорожных знаках и их назначении.
Целевая прогулка «Дорожные знаки»
Цель: закрепить название и назначения дорожных знаков.
Чтение художественной литературы: В. Кожевников «Светофор», А. Дмоховский «Чудесный островок»
Цель: расширять представление о назначении светофора и «островка безопасности».
Дидактическая игра «Светофор»
Цель: закреплять знания о назначении светофора и его цветов в отдельности.
Вт.
Беседа с детьми «Я в транспорте»
Цель: расширять представление о правилах поведения в общественном транспорте.
Презентация для детей «Правила дорожного движения» Цель: расширять представление о правилах безопасного поведения на дороге.
Чтение художественной литературы: И. Лешкевич «Гололед», Н. Кончаловская «Самокат»
Цель: закреплять знания правил безопасного поведения на дороге в разных ситуациях.
Создание макета дороги с дорожными знаками и светофорами
Цель: закрепить знание дорожных знаков и их назначения, понятия «тротуар», «проезжая часть», «островок безопасности», «одностороннее движение», «двустороннее движение».
Чтение сказки по ОБЖ «Марта и Чичи идут в парк» (См. Приложение)
Цель: закреплять знания и умения переходить улицу.
Ср.
Беседа с детьми «Профессия полицейского»
Цель: расширять представление о профессии полицейского.
Чтение художественной литературы: Я. Пишумов «Посмотрите, постовой»
Цель: воспитывать уважение к сотрудникам ГИБДД.
Встреча с сотрудником ГИБДД
Цель: формировать интерес к профессии инспектора ГИБДД, знакомить с особенностями его работы.
Проигрывание проблемной ситуации: «Сломался светофор»; «Если ко мне подошел незнакомый»
Цель: формировать умения безопасного поведения в сложных ситуациях.
Сюжетно-ролевая игра «На улицах города»
Цель: формировать умения безопасного поведения на дороге.
Чт.
Презентация «Виды транспорта»
Цель: расширять представление о видах транспорта, особенностях их передвижения, о назначении специализированного транспорта.
Создание наглядного пособия «Куб: виды транспорта»
Цель: закреплять знания о различных видах транспорта.
Чтение художественной литературы: В. Семернин «Запрещается — разрешается»
Цель: закреплять знания безопасного поведения на дороге
Сюжетно-ролевая игра «Мы пассажиры».
Цель: закреплять знание правил поведения на остановке и в общественном транспорте, формировать умения и навыки безопасного поведения.
Пт.
Развлечение «Играем, правила дорожного движения изучаем»
Цель: закреплять знания правил дорожного движения и умение их использовать.
Создание альбома «Правила безопасности на дороге» (совместное детско-родительское творчество)
Цель: привлечь родителей к проблеме дорожно-транспортного травматизма, развивать у детей интерес к правилам дорожного движения, воспитывать желание их соблюдать.
Чтение художественной литературы: О. Бедарев «Если бы.», М. Худякова «Сказка-быль о дружбе Дорожных Знаков и людей»
Цель: воспитывать желание соблюдать правила безопасности на дорогах, интерес к произведениям о ПДД.
Консультации для родителей
• «Правила дорожного движения»,
• «Легко ли научить ребенка соблюдать правила дорожного движения?»
• «Правила перевозки детей в автомобиле».
Вторая неделя
«Дома, в детском саду, в общественном месте» Пн.
ООД: «Один дома»
Цель: расширять представление об источниках опасности дома, вспомнить правила безопасного поведения дома.
Рисование «Опасные предметы»
Цель: закрепить знание правил обращения с опасными предметами.
Беседа «Домашние животные»
Цель: формировать знания безопасного поведения с домашними животными.
Чтение сказки по ОБЖ «День рождения Васи» (См. Приложение)
Цель: закрепить знание правил безопасного обращения с животными.
Вт.
Беседа с детьми: «Когда я в детском саду»
Цель: расширять представление об источниках опасности в детском саду, закреплять знания правил безопасного поведения в детском саду.
Дидактическая игра «Подбери игрушку Танюшке»
Цель: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть.
Ср.
Беседа с детьми: «Толпа. В чем опасность», «Правила поведения в общественном месте»
Цель: закреплять знание правил безопасности в общественном месте.
Проигрывание проблемных ситуаций: «Потерялся в супермаркете»; «День города» (поведение в толпе); «Я в кинотеатре»
Цель: формировать умения безопасного поведения в разных ситуациях.
Чтение сказки по ОБЖ «Марта и Чичи в парке» (См. Приложение)
Цель: закреплять умения безопасного поведения при контакте с незнакомыми людьми.
Чт.
ООД «Ребенок и чужие люди»
Цель: развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности с незнакомыми людьми
Беседа «Экстренные ситуации».
Цель: расширять представления об экстренных ситуациях, формировать умения правильного реагирования в сложных ситуациях.
Создание карточек «Важные номера телефонов» (01, 02, 03, 112)
Цель: запомнить номера телефонов экстренных служб.
Пт.
ООД «Научим героев сказок безопасности»
Цель: учить детей предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности.
Выставка наглядных пособий «Безопасность дома» (совместное детско-родительское творчество»
Цель: привлечь родителей к решению проблемы безопасности ребенка в доме.
Памятка для родителей: «Безопасность ребенка в быту»
Третья неделя
«На природе» Пн.
Беседа с детьми: «Ягоды и грибы: съедобные и опасные»
Цель: расширять представления о грибах и ягодах, учить различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды.
Чтение художественной литературы Т. Шорыгина «Советы лесной мышки»
Цель: закреплять знания о ядовитых грибах и ягодах.
Лепка грибов и ягод для игры в сюжетно-ролевую игру «Магазин «Дары природы»
Цель: закреплять знания о съедобных грибах и ягодах.
Вт.
Беседа с детьми «Растения лекарственные и ядовитые»
Цель: расширять представления о лекарственных и ядовитых растениях.
Создание карточек: «Аптечка на природе»
Цель: закреплять знания лекарственных растений.
Просмотр мультфильма «На лесной тропе»
Цель: учить детей бережно относиться к природе.
Ср.
Беседа с детьми: «Мы пришли на водоем»
Цель: расширять знания детей о правилах безопасного поведения на водоёмах.
Чтение художественной литературы А. Иванов «Как неразлучные друзья в воде не тонули», Т. Шорыгина «Волшебные вороны»
Цель: закреплять знание правил безопасности на водоемах.
Создание пособий: «Запрещающие знаки»
Цель: вспомнить правила поведения в природе, изготовить знаки для обобщающего занятия «Азбука безопасности в природе».
Чт.
Беседа «Поход: отдых на природе»
Цель: формировать экологические знания.
Моделирование ситуаций «Разжигаем костер», «Встретили ежика», «Птенец выпал из гнезда», «Встреча со змеей» Цель: формировать умения безопасного поведения в природе.
Создание карточек: «Что необходимо взять в поход»
Цель: учить детей предвидеть сложности и опасности, которые могут возникнуть в походе, и формировать умение позаботиться о себе заранее.
Чтение художественной литературы Р. Сеф «Сережа», Я. Аким «Наша планета»
Цель: формировать бережное отношение к природе.
Пт.
ООД «Азбука безопасности в природе»
Цель: закреплять элементарные экологические знания, правила поведения в лесу, учить некоторым приёмам первой медицинской помощи в случае травмы.
Чтение художественной литературы Д. Орлова «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло», Т. Шорыгина «Осколок стекла»
Цель: воспитывать желание бережно относиться к природе.
Памятка для родителей «Безопасность ребёнка на природе»
Четвертая неделя
«Огонь – друг или враг?» Пн.
Видеоролик для детей «Огонь друг или враг?»
Цель: расширять представление детей о пользе и вреде огня.
Беседа с детьми: «Почему возникает пожар»
Цель: расширять представления об источниках возникновения пожара.
Выставка детских работ «Огонь - друг, огонь - враг»
Цель: привлечь педагога дополнительного образования по изодеятельности к проекту, закреплять знания детей об использовании огня, воспитывать осторожное обращение с огнем.
Вт.
Беседа с детьми: «Что делать, если вдруг пожар?»
Цель: ознакомить детей с правилами безопасности при пожаре.
Чтение художественной литературы С. Я. Маршак «Кошкин дом»
Цель: закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров.
Разыгрывание проблемных ситуаций «Спасаем куклу от пожара»; «Пожарная тревога. Что делать»; и др.
Цель: формировать умения безопасного поведения при пожаре.
Оформление уголка пожарной безопасности
Цель: расширять представления детей о профессии пожарного и атрибутах для тушения пожара.
Ср.
ООД «Мы пожарные».
Цель: закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.
Сюжетно-ролевая игра «Пожар»
Цель: научить набирать номер 01 на телефонном аппарате, разговаривать с дежурным пожарной части, сообщать о пожаре.
Чтение художественной литературы Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»
Цель: закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, мерах предосторожности, профессии пожарного.
Чт.
Беседа с детьми «Пожарным быть почетно, но опасно»
Цель: воспитывать интерес и уважение к профессии пожарного.
Создание карточек для детей «Все для пожаротушения»;
Цель: расширять словарный запас детей по теме пожарная безопасность.
Дидактические игры с ними «Назови предмет», «Для чего нужен этот предмет».
Цель: закреплять знание предметов пожаротушения.
Чтение художественной литературы К. Чуковский «Путаница»
Цель: вызвать эмоциональный отклик к проблеме пожара.
Пт.
Спортивное развлечение «Пожарные - люди отважные»
Цель: привлечь к проекту инструктора по физической культуре, закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре.
Чтение рассказов Б. Житкова "Дым" и "Пожар"
Цель: использовать содержание произведений для формирования опасности огня, вырвавшегося из-под контроля; воспитывать уважение к профессии пожарного, помогающего людям, попавшим в беду.
Экскурсия по детскому саду (показать пожарные выходы из группы, из музыкального зала, показать план эвакуации, показать, где находятся огнетушители, рассказать, как ими пользоваться)
Цель: ознакомить со средствами пожаротушения в детском саду и правилами действия в случае возникновения пожара.
Выставка совместного детско-родительского творчества «Пожар – большая беда»
Цель: привития основ безопасности жизнедеятельности среди детей и родителей.
Консультация для родителей: «Соблюдай правила пожарной безопасности»
Пятая неделя
«Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» Пн.
Беседа «Что такое здоровье?»
Цель: расширять представление о здоровье (физическом и психическом, вспомнить факторы, влияющие на здоровье, учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Дидактическая игра «Азбука настроения»
Цель: расширять знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, учить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других детей, сравнивать их, и регулировать их, чтобы всем было комфортно.
Создание наглядного пособия «Цветок здоровья»
Цель: закрепление знания факторов, влияющих на здоровье.
Вт.
ООД «Части тела»
Цель: познакомить детей с тем, как устроено тело человека, как его нужно беречь, развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
Цель: воспитывать желание соблюдать гигиенические правила.
Экскурсия в младшую группу «Учим малышей мыть руки и умываться»
Цель: закреплять умения умываться и мыть руки.
Дидактическая игра «Одень ребенка по сезону»
Цель: формировать представление, чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.
Чтение С. Афонькин «Для чего чистить зубы», Н. Орлова «Береги свои глаза»
Цель: воспитывать желание заботиться о своем организме и беречь его.
Ср.
Беседа «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»
Цель: познакомить детей с разными способами и правилами закаливания, формировать представление о важности закаливания для здоровья человека.
ООО «Виды спорта»
Цель: способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека.
Создание стенда «Виды спорта»
Цель: закрепить знание разных видов спорта.
Чт.
Беседа «Здоровая еда»
Цель: расширять представление детей о здоровой еде, помочь понять, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Аппликация «Где живут витамины?»
Цель: расширять представление о витаминах и их значении для здоровья человека.
Чтение художественной литературы К. Авдеенко «Домовята и каша», С. Капутикян «Кто скорее допьет?»
Цель: воспитывать культуру питания.
Пт.
Беседа «Болезни, микробы и вирусы»
Цель: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах).
Чтение С. Афонькин «Откуда берутся болезни», С. Голубева «Прививка»
Цель: формирование желания выполнять предписания и рекомендации врачей, чтобы не болеть.
Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь»
Цель: познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес).
Фотогазета «Мы за здоровый образ жизни»
Цель: расширять представления о здоровом образе жизни, желание вести здоровый образ жизни.
Родительское собрание «Семья — здоровый образ жизни»
Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.
Третий этап
(подведение итогов)
Заключительный
Задачи :
определить уровень знаний детьми основ безопасности;
выявить умения действовать правильно в различный ситуациях;
сравнить уровень выявленных знаний и умений с уровнем до начала проекта;
понаблюдать, соблюдают ли дети правила безопасности в своей повседневной жизни;
подвести итоги.
Итоговое занятие
«Путешествие в страну «Безопасность»
Цель: закрепить знания о безопасности, правила поведения в быту и на улице, в лесу, умение правильно вести себя в экстремальной ситуации, оказывать первую помощь.
Итоги
По результатам проведенной диагностики, наблюдениям были сделаны выводы:
Знание детей о возможных опасностях расширились. Дети стали осторожнее, более внимательными к себе и другим людям, научились правильно реагировать, оказывать первую помощь в различных ситуациях. Воспитанники запомнили номера телефонов экстренных служб, научились сообщать о происшествии и вызывать помощь.