Елена Батарова
Проект по ОБЖ «Чтобы не было беды»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта
воспитатель МБДОУ ДС №13
Елена Сергеевна Асанова
г. Сасово 2015г.
Паспорт проекта.
Название проекта Чтобы не было беды
Состав и возраст проектной группы воспитатели, работники детского сада, воспитанники старшей группы и их родители.
Автор проекта Асанова Елена Сергеевна
Срок реализации 2015-2016 учебный год
Типология проекта Творческий, информационно-практико-ориентированный. семейный, групповой.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Направленность Безопасность жизнедеятельности.
Проблема
Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики.
Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте, так как у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме, так и в окружающем мире
Актуальность
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно - всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Т. Г. Хромцова
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.
В связи с изменениям, произошедшими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились и требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста. Но тема безопасности жизни ребенка актуальна сейчас, как никогда. В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны халатного поведения взрослых и как со стороны современных тенденций детского развития.
Проблема заключается в том, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует различные способы поведения соответственно меры предосторожности.
Поэтому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Новизна
Новизна проекта заключается в том, что освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности осуществляется через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников, социумом. Это позволяет объединить усилия всех субъектов образовательного процесса в решении данной проблемы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обозначенные критерии оценки могут быть использованы при определении целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию, а также для разработки основной образовательной программы дошкольного образования.
Цель проекта
Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи проекта
Задачи в работе с детьми:
- формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
- формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
- закрепить у детей знания о правилах поведения;
- развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
- способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;
Задачи в работе с родителями:
- повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности;
- воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
- создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительно деловой контакт»
Принципы реализации проекта
1. доступность:
учет возрастных особенностей детей адаптированность материала
2. систематичность и последовательность:
постепенная подача материала от простого к сложному,
частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность:
предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность:
интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация:
создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком
Ожидаемый результат
Дети:
осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
знание правил безопасного поведения на улицах города.
умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами;
представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Этапы реализации
Первый этап: Подготовительный.
Цель: определить основные направления работы; составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду; оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Второй этап: Основной.
Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности, подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Третий этап: Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Формы работы с детьми
· занятия;
· беседы;
· чтение художественной литературы;
· игровая деятельность
· совместную деятельность родителей и детей;
· выставки продуктов детской деятельности;
· экскурсии;
· конкурсы;
· плановые пожарные эвакуации;
· викторины;
· развлечения, праздники, спортивные досуги.
Формы работы с родителями
1)анкетирование;
2)консультации;
3)папки-передвижки;
4)выставки рисунков;
5)беседы.
Методы
1) словесный;
2) наглядный;
3) практический;
4) игровой;
5) ТСО.
Заключение
В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять опасные ситуации, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.
Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер
Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. «Концепция дошкольного воспитания», В. В. Давыдов, В. А. Петровский.
Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:
• Мир вокруг
• Пожарная безопасность
• Безопасная дорога
Блок «Мир вокруг» :
• Дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
• Если ребенок потерялся, ориентирование на местности.
• Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными
• Острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож); предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
• Изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т. д.
Блок «Пожарная безопасность» :
• Представление о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Пожароопасные предметы опасности. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы).
Блок «Безопасная дорога» :
• Правила дорожного движения, правила поведения в транспорте.
Планирование работы с детьми
Сентябрь
1. Блок «Мир вокруг»
ООД: «Что я знаю о себе»
2. Блок «Мир вокруг»
Беседа: «Опасные предметы»
3. Блок «Мир вокруг»
Дидактическая игра «Раз, два, три, что может быть опасно – найди».
4. Блок «Мир вокруг»
Рассматривание иллюстраций: «Уроки безопасности»
5. Блок «Безопасная дорога»
«Безопасная улица».
1) Д/И «Светофор»
2) П/И «Найди свой цвет»
3) Сюжетно ролевая игра «Мы в автобусе»
4) Конструирование «Гаражи для машин».
Октябрь
1. Блок «Мир Вокруг»
Беседа: «Служба 01,02,03 всегда на страже»
2. Блок «Мир вокруг»
Дидактическая игра: «Опасные предметы»
3. Блок «Мир вокруг»
Творческая игра: «Отгадывание загадок о кухонных принадлежностях»
Экскурсия на кухню детского сада
4. Блок «Пожарная безопасность»
Беседа: «Чтобы не было беды»
5. Блок «Безопасная дорога»
«Профессия водитель»
1) Чтение А. Усачева «Дорожная песенка»
2) Сюжетно ролевая игра «Водитель»
3) Рисование транспорта
4) Игровая ситуация «Помоги перейти дорогу»
Ноябрь
1. Блок «Мир вокруг»
НОД: «Сохрани свое здоровье сам»
2. Блок «Мир вокруг»
Дидактическая игра: Что можно, что нельзя есть»
3. Блок «Мир вокруг»
Творческая игра: «Поликлиника»
4. Блок «Мир вокруг»
Дидактическая игра: «Видим, слышим, ощущаем»
5. Блок «Безопасная дорога»
«Правила пешехода»
1) Конструирование «Наша улица»
2) Подвижная игра «По дороге»
3) Чтение «Самоделкин и его друзья»
4) Сюжетно ролевая игра: «Водитель и пешеход»
Декабрь
1. Блок «Пожарная безопасность»
НОД: «Будь осторожен с огнем»
2. Блок «Пожарная безопасность»
Беседа: «Где работает огонь»
3. Блок «Пожарная безопасность»
Беседа: «Огонь друг или враг»
4. Блок «Пожарная безопасность» Дидактическая игра: «Опасные хлопушки»
5. Блок «Пожарная безопасность»
Чтение С. Маршак «Рассказ о не известном герое», «Кошкин дом».
6. Блок «Пожарная безопасность»
Учебная пожарная эвакуация
7. Блок «Безопасная дорога»
«Знаки дорожного движения»
2) Дидактическая игра: «Дорожные знаки»
3) Аппликация «Мой любимый знак»
4) Дидактическая игра: «Собери знак»
Январь
1. Блок «Мир вокруг»
НОД : «Опасности на улице зимой»
2. Блок «Мир Вокруг»
НОД: Осторожно гололед»
3. Блок «Мир вокруг»
Беседа: «Путешествия в страну Здоровья»
4. Блок «Мир вокруг»
Дидактическая игра: «машины помощники»
5. Блок «Безопасная дорога»
«Моя дорожная азбука»
1) Рассматривание картин изображающих дорожное движение в зимний период.
2) Дидактическая игра: «Дорожные знаки»
3) Викторина «Я и дорога»
4) Игровая ситуация: «Я еду в транспорте»
5) Безопасность на дороге
6) Дидактическая игра «Собери дорожный знак»
Февраль
1. Блок «Мир вокруг»
НОД: «Что мы знаем об электричестве»
2. Блок «Мир вокруг»
Беседа: «Опасности вокруг нас»
3. Блок «Мир вокруг»
Детские рисунки: «Осторожно опасность!»
4. Блок «Мир вокруг»
Дидактическая игра: «Так и не так»
5. Блок «Безопасная дорога»
«Знаки сервиса»
1) Беседа: «Как машины людям помогают»
2) Рисование «знаки сервиса»
3) Сюжетно ролевая игра «Пешеходы и водители»
4) Дидактическая игра: «Узнай знак»
Март
1. Блок «Мир вокруг»
НОД: «Умеешь ли ты общаться с животными»
2. Блок «Мир вокруг»
Игровая ситуация: «Один дома»
3. Блок «Мир вокруг»
Дидактическая игра: Малыши – крепыши», «угадай вид спорта»
4. Блок «Мир вокруг»
Дидактическая игра: «Мы спасатели»
5. Блок «Безопасная дорога»
«Опасный перекресток»
1) Беседа: «Как я иду в детский сад».
2) В. Клименко «кто важнее всех на дороге».
3) Беседа: «Что такое перекресток»
4) Чтение стихотворений о дорожных знаках
Апрель
1. Блок «Мир вокруг»
НОД: «Безопасность на природе»
2. Блок «Мир вокруг»
Дидактическая игра: «Собери картинку»
3. Блок «Мир вокруг»
Беседа: «Случай на улице»
4. Блок «Мир вокруг»
Дидактическая игра: «Сто бесед»
5. Блок «Безопасная дорога»
«Дорога и тротуар»
1) Беседа: «Что такое тротуар, и зачем он»
2) Подвижная игра: «Водитель и пешеходы»
3) Рассматривание иллюстраций с изображением дорог и тротуаров.
6. Экскурсия в пожарную часть.
Май
1. Блок «Мир вокруг»
Беседа: «Здоровье главное богатство, что бы ни было беды»
Беседа: «Красивые, но ядовитые».
Дидактические игры: «Аскорбинка и ее друзья»
Дидактические игры: «Вредное – полезное»
2. Блок «Безопасная дорога»
«Кто самый грамотный»
1) Беседа: «Мы на улице»
2) Дидактическая игра. «Правило поведения»
3) Сюжетно ролевые игры: «Пешеходы и водители»
4) Дидактическая игра «Собери знак»
5)Экскурсия к светофору, к перекрестку.
План работы по ОБЖ с родителями в старшей группе
Сентябрь
1. Анкетирование родителей «Правила безопасности в быту»
2. Папка-передвижка «Безопасность вашего ребёнка»
Октябрь
1. Консультация «Страхи у детей»
2. Выставка рисунков по теме «Безопасность ребёнка на дороге»
Ноябрь
1. Консультация «Как обучать ребёнка безопасному поведению»
2. Консультация «Приучайте маленьких детей к труду»
Декабрь
1. Стенд «Чем занять своего ребёнка дома»
2. Беседа «Если дома появился дым, позвони 01»
Январь
1. Консультация «Первая помощь при ожогах»
2. Папка-передвижка «Электроприборы в доме»
Февраль
1. Азбука для родителей: как обучать ребёнка безопасному поведению
2. Подбор материала по теме: «Что нужно делать, если случится беда»
Март
1. Информационный стенд: «как организовать досуг детей дома, если вам некогда»
2. Консультация «Конфликты между детьми»
Апрель
1. Анкетирование «Витамины и здоровый организм»
3. Папка-передвижка «На воде, на солнце» (О правилах поведения)
Май
1. Беседа «О любви к живому»
2. Подборка дид. материала по теме «Съедобные и несъедобные грибы»
3. Консультация «Что необходимо помнить при общении с собаками и кошками.
Список используемой литературы.
• Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/Хромцова Т. А. – М. : Педагогическое общество России, 2007.
• Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. М. : Просвещение, 2007.
• Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.
• План – программа образовательно – воспитательной работы в детском саду/Гончарова Н. В., Михайлова З. А и др. – СПб: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2008.
• Методические советы к программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО _ ПРЕСС, 2007.
• Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
• Дошкольник 4-5 лет. Как работать по программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
• Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
• Основы пожарного поведения/Глибина Л. В. и др – Вологда, 2002.
• Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
• Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Стеркина Р. Б. – М. : Просвещение, 2000.
• Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста:Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. - М. : Просвещение, 2005.
• Обучение детей правилам дорожного движения/опыт работы ДОУ №9, г. Грязовца, - Вологда, 1990.
• Правила дорожного движения/Рублях В. Э. – М. : Просвещение, 1984.
• Методическое пособие по изучению правил пожарной безопасности в детских дошкольных учреждениях – Вологда, 1993.
• Как обеспечить безопасность дошкольников/К. Ю. Белая и др. – М. : Просвещение, 2001.
• Занятия по правилам дорожного движения/Извекова Н. А. и др. – М. : Сфера, 2008.
• Школа дорожных наук/Старцева О. Ю. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
• Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице/Хромцова Т. Г. – М. : Центр педагогического образования, 2007.