Светлана Александровна Бушуева
Проект по нравственному воспитанию детей раннего возраста «Ладошки доброты»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственному воспитанию детей раннего возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 412 г. Челябинска»
Проект по нравственному воспитанию детей раннего возраста
«Ладошки доброты»
Выполнила:
Воспитатель
Бушуева Светлана Александровна
Челябинск, 2020 г.
Название проекта : Ладошки Доброты
Срок реализации: краткосрочный
Публикация «Проект по нравственному воспитанию детей раннего возраста „Ладошки доброты“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Младшая группа
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Тип проекта : интегративный творческий
Автор проекта : воспитатель Бушуева С. А.
Участники проекта : воспитатели, дети группы смешанного раннего возраста, родители воспитанников.
Возраст детей : 1,5 – 3 года
Актуальность проекта :
В настоящее время вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения стоит особенно остро. Основы нравственного воспитания, как и многие другие аспекты развития и формирования личности, закладываются в раннем возрасте. Мы должны не упустить время, когда у ребёнка идёт формирование основ системы общечеловеческих ценностей, что непременно будет влиять на дальнейшее развитие гармоничной и полноценной личности. Одной из основополагающих направленностей Основной Образовательной Программы Дошкольного Образования под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., является направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей. Важно отметить, что воспитание доброты, доброго отношения к окружающим и ко всему живому, является одним из аспектов нравственного воспитания.
Цель: воспитание доброты (добрых качеств характера, как одного из аспектов нравственного воспитания детей
Задачи:
- Формирование поведения, в основе которого лежат хорошие, добрые поступки;
- Формирование доброго, бережного, заботливого отношения к природе, животным, птицам, ко всему живому;
- Развитие чувства сопереживания, эмпатии;
- Развитие добрых чувств и качеств характера через творческую деятельность, через соприкосновение с музыкой;
- Взаимодействие с родителями: помощь в организации совместной деятельности, сотворчества родителей и детей, помощь в формировании родительской компетенции по вопросам нравственного воспитания
Ожидаемый результат:
- формирование дружного коллектива;
- знание изученных произведений русского народного фольклора, стихотворений, рассказов, сказок;
- развитие добрых чувств и качеств характера, сопереживания;
- развитие произвольного внимания, памяти;
- развитие любознательности;
- воспитание желания совершать добрые, хорошие поступки;
- умение отличать хорошие поступки от плохих, делать выбор в пользу хороших, добрых поступков, следовать положительному примеру;
- развитие творческих способностей.
План реализации проекта :
1. Речевое развитие
- Беседы на тему «Что такое Доброта?», «Как хорошо быть добрым!», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Давайте будем добрыми!», «Доброта приносит радость!»
- Игры-занятия «Уроки Доброты. Наши добрые ладошки» :
Часть 1: Где живёт Доброта? Доброта дарит радость
Часть 2: Мы дружные, добрые и весёлые
Часть 3: Мы помогаем друг другу
Часть 4: Покормим кошечку
Часть 5: Будем кормить птиц зимой
Часть 6: Добрый Новый Год. Добрый Дед Мороз
- Рассматривание сюжетных картин :
«Дед Мороз», «Зимние забавы», «Дети кормят птиц», «Помогаем маме», «В песочнице», «Поздравляем маму и бабушку с 8 марта», «Чудо-паровозик», «Делаем машину», «У аквариума» (дети кормят рыбок, «Друзья»
- Дидактические игры:
«Помоги мышкам отыскать свои домики», «Кто что кушает», «Помоги детёнышу отыскать свою маму», «Чудесный мешочек», «Бабочки и цветы», «Помоги фигуркам попасть в домик»
- Сюжетно-ролевые игры:
«Поможем маме сварить обед», «Испечём мы калачи», «Угостим гостей чаем», «Накормим кошечку с котятами молочком», «Полечим куклу Катю», «У птички болит крылышко. Пожалеем её, отнесём к доктору, поможем вылечить её, дадим ей зёрнышек», «Помогаем маме и папе: едем в магазин за продуктами», «Поможем папе починить стол, стул»
- Пальчиковые игры:
«Ладушки-ладошки», «Озорные пальчики», «Семья», «Сорока-белобока», «Топал ёжик по дорожке», «Ёлочка», «Пальчик мальчик, где ты был?», «Кот на печи», «Пряничек», «Пальчики», «Цветочки», «Девочки и мальчики», «Киска», «На лесной лужайке», «Рано утром я встаю»
- Сказки в картинках:
«Теремок», «Репка», «Курочка Ряба».
- Разучивание русских народных песенок и потешек:
«Ладушки, ладушки!», «Петушок, петушок», «Солнышко на дворе», «Солнышко-вёдрышко», «Божья коровка», «Радуга –дуга», «Пошел котик на торжок», «Сорока-белобока», «Мы капусту рубим, рубим», «Дубы-дубочки, пеку блиночки», «Улитка, улитка», «Курочка Рябушечка», «Мирись, мирись, мирись»
- Разучивание стихотворений:
А. Л. Барто «Лошадка», «Слон», «Самолёт», «Мишка», Т. Бойко «Солнышко доброе, лучистое»
- Приобщение к художественной литературе.
Чтение:
Русские народные песенки и потешки:
«Сидит белка на тележке», «Пошёл котик на торжок», «Уж как яль мою коровушку люблю», «Ай, качи,качи, качи, испекли мы калачи», «Наши уточки с утра», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Большие ноги», «Барашеньки», «Курочка Рябушечка», «Водичка, водичка», «Жили у бабуси»
Русские народные сказки:
«Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Пых»
Стихотворения:
Л. Николаенко «Доброта», Т. Бойко «Солнышко доброе, лучистое», А. Л. Барто «Лошадка», «Слон», «Мишка», «Наша Таня», «Вовка, добрая душа» (отрывок, А. Усачёв «Снеговик», Р. Кудашева «В лесу родилась ёлочка», З. Александрова «Ёлочка», В. Берестов «Больная кукла», М. Яснов «Одинокая варежка», А. Плещеев «Сельская песня», К. Бальмонт «Солнечный зайчик», В. Хесин «Шли с базара индюки», «У зайчонка-лапочки потерялись тапочки», «До чего хорош Мишутка», «В гости друг к дружке ходят подружки», «У Егорушки, Егора, День Рожденья будет скоро», В. Пикулева «Приглашение к завтраку»
Рассказы, сказки русских и зарубежных писателей:
В. Сутеев «Под грибом», «Петух и краски», «Терем-теремок», Раз, два- дружно», «Кто сказал “мяу”?» И. Токмакова «Поиграем», С. Капутикян «Все спят», «Маша обедает», Н. Павлова «Земляничка», Е. Чарушин «Про Томку», К. Ушинский «Два козлика», Ч. Янчарский «В магазине игрушек», «Друзья»
2. Художественно-эстетическое развитие
- Музыкальная деятельность:
Прослушивание детских песенок:
«Будьте добры, это Вам говорит Новый год», «Зимняя сказка», «Ёлочка», «В лесу родилась ёлочка», «Ёлка маячок», «Облака», «Если добрый ты. Песенка Кота Леопольда», «Дорога Добра», «Паровозик из Ромашкова», «Улыбка», «Чебурашка»
Пение и танец:
«Дед Мороз деткам ёлочку принёс», «Чудесные снежинки», «Мы матрёшки, ладушки – ладошки», «Солнышко лучистое», «Здравствуйте, ручки», «Киска приходила, молочка просила»
Прослушивание произведений классической музыки, адаптированной для детей раннего возраста (Классическая музыка для малышей) :
«Волшебная» музыка В. А. Моцарта, И. С. Баха, Сен-Санса, П. И. Чайковского, М. И. Глинки, М. А. Балакирева, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина
Прослушивание перед сном убаюкивающих, колыбельных мелодий для малышей:
Русские народные колыбельные мелодии и песенки, произведения П. И. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, А. Моцарта, И. Брамса, Ф. Шуберта, колыбельные со звуками шарманки (Т. Гомес)
- Театрализованная деятельность:
Кукольный театр:
«Добрая фея», «Цирк. Добрый Клоун», «У нас в гостях весёлый Петрушка!», «Теремок», «Репка»
Пальчиковый театр
«Репка», «Весёлые топотушки», «Лесные зверюшки»
- Изобразительная деятельность:
Коллективные работы:
Рисование пальчиковыми красками: разноцветные отпечатки ладошек детей на общем листе (большого формата) «Наши добрые ладошки»
Рисование пальчиковыми красками: разноцветные отпечатки, выполненные кончиками пальцев детей на общем листе «Весенний Калейдоскоп»
Индивидуальные работы:
Рисование акварельными, гуашевыми красками:
«Варежки для Снегурочки», «Разноцветные шарики для ёлки», «Угощение для птиц», «Подснежники», «Весенние цветочки», «Колокольчики мои»
Рассматривание иллюстраций художников (к потешкам, к сказочным сюжетам) : Ю. А. Васнецов, И. Я. Билибин, И. И. Шишкин
- Аппликации:
Коллективная работа:
«Ёлочка», «Волшебные снежинки», «Мимоза», «Весенние цветочки»
Индивидуальные работы:
«Падает снежок», «Снеговички»
«Букетик для мамы» (Поздравление для мам и бабушек к 8 марта)
«Самолётики и танки» (Поздравление для пап и дедушек к 23 февраля)
- Игры-экспериментирования с бумагой (знакомство с искусством оригами)
«Веер для мамы», «Самолётик для папы»
- Конструктивно-модельная деятельность:
Конструирование из различных видов конструктора, работа с настольным и напольным строительным материалом:
«Построим замок для принцессы», «Построим замок для рыцаря», «Построим домик для зайки», «Построим заборчик вокруг Теремка», «Построим загончик для домашних животных», «Построим гараж для машинок»
3. Социально-коммуникативное развитие
Коммуникативные игры:
«Дракончик ловит свой хвост», «Звериное пианино»
Игры-хороводы:
«Каравай», «Встаньте, дети, встаньте в круг», «Карусели», «Зайка шёл, шёл», «Вокруг домика хоровод вожу», «Иголочка, ниточка и узелок», «Раздувайся, пузырь», «Водят пчёлы хоровод»
Игры для формирования навыков общения, для развития доброжелательных отношений в детском коллективе, для развития эмоциональной отзывчивости, для решения конфликтных ситуаций:
«Назови ласково», «Ласковое имя», «Кто лучше разбудит зайку», «Прошепчи на ушко доброе слово», «У птички болит крылышко. Пожалеем птичку», «Маша плачет, пожалеем её», «Ваня грустит, развеселим его», «Петя и Ваня поссорились, помирим их», «Мирись-мирись, помирились-обнялись», «Зайчик не может уснуть. Споём ему колыбельную песенку», «Кукла Катя спит. Посидим в тишине, чтобы не разбудить её»
- Инсценирование и игры-драматизации:
«Репка», «Теремок», «Кто сказал «мяу», «Кошкин дом»
Трудовая деятельность «Наши Добрые ладошки, наши Добрые дела» :
В группе:
- Дети помогают друг другу одеваться на прогулку, раздеваться с прогулки;
- Протираем свои стульчики;
- Помогаем поливать цветы;
- Помогаем развешивать полотенца;
- Помогаем мыть игрушки;
- Раскладываем игрушки по местам.
На участке:
- Помогаем сгребать снег лопатками;
- Расчищать дорожки от снега;
- Подметать веранду от сухих листьев, от снега;
- Собирать веточки с участка.
4. Физическое развитие
- Физкультурные минутки:
«Здравствуй, Солнышко!», «Котятки», «Зайки на лужайке», «Весёлые кузнечики», «Здравствуйте, ручки: хлоп, хлоп, хлоп!»
- Логоритмические упражнения:
«Часики», «Ёжики», «Цветочек», «Играем с мячиком», «Весёлые снежки», «Покачай – передай», «На лошадке»
- Подвижные игры:
«Каравай» (Весёлые и добрые поздравления именинников, "Солнышко и дождик", «Поможем Мишутке собрать шишки», «Поможем курочке собрать цыплят», «Карусели», «Паровозик из Ромашкова» ( Со станциями: «Доброта», «Улыбка», «Дружба», «Вежливость"., «Зайка беленький сидит», «Мы едем, едем, едем»
Трудовая деятельность
«Наши Добрые ладошки, наши Добрые дела» :
В группе:
- Старшие дети помогают одеваться младшим детям на прогулку
- Протираем свои стульчики
- Помогаем поливать цветы
- Помогаем развешивать полотенца
- Помогаем мыть игрушки
- Раскладываем игрушки по местам
На участке:
- Помогаем сгребать снег лопатками
- Расчищать дорожки от снега
- Подметать веранду от сухих листьев, от снега
- Собирать веточки с участка
Взаимодействие с родителями:
- Совместное оформление группы к Новому Году «Волшебные Снежинки»
- Совместное оформление группы к приходу весны «Прилетели перелётные птицы»
- Организация совместной творческой деятельности родителей и детей
- Совместная организация тематических выставок и выставок продуктов совместной творческой деятельности родителей и детей
- Беседы с родителями по вопросам нравственного воспитания
- Создание «Символа Доброты в Семье» (разноцветные изображения отпечатков ладошек папы, мамы и ребёнка)
Итоги:
- Оформление мероприятий, проведённых в процессе реализации проекта, в виде стенной газеты «Ладошки Доброты» - Создание картотеки потешек, стихотворений о доброте, дружбе, взаимопомощи
- Создание картотеки пальчиковых игр, хороводных игр
- Создание фонотеки музыкальных произведений русской народной и классической музыки, адаптированной для детей раннего возраста
- Создание «Библиотечки» для родителей по вопросам нравственного воспитания детей
Использованная литература:
1. Основная Образовательная Программа Дошкольного Образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. - М. : Мозаика – синтез, 2016
2. Примерная Основная Общеобразовательная Программа Дошкольного Образования. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. - М. : Мозаика – синтез, 2011
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. Для занятий с детьми 2-3 лет. – М. : Мозаика – синтез, 2015
4. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 1-3 года. Учебно- методический комплект к программе «От рождения до школы» – М. : Мозаика – синтез, 2016
5. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года. Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. Гербова В. В. и др. –М. : Издательство Оникс, 2006
6. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2015
7. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1988
8. Прокофьева А., Самойленко И. Лучшие развивающие игры для детей до 2 лет. – М. : Рипол классик, 2008
9. Самые маленькие в детском саду. Из опыта работы московских педагогов. Журнал для воспитателей детских садов/ Авт. -Сост. Сотникова В. –М. : Линка-Пресс, 2005
10. Новогодняя сказка: стихи, песенки, сказки. - М. : Махаон, 2007
11. Новогодний подарок: стихи русских поэтов. – М. : Оникс, 2014
12. Школа семи гномов. Развивающие книги для детей 2-3 лет. – М. : Мозаика - Синтез, 2014, 2015
13. Маниченко А. А. Развивающие пособия для развития детей раннего возраста (по методике раннего развития детей «Умница»)
14. Кушак Ю. Н. Покупал баран баранки. Книга потешек для малышей. – М. : Фламинго, 2008
15. Хесин В. Г. Котенька- мурлыка. Стихи и потешки для малышей. – М. : Фламинго, 2008