Мария Литневская
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей раннего возраста до 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
Данный проект предназначен для детей раннего дошкольного возраста, который реализуется в течении трех месяцев. В основу проекта легла педагогическая технология патриотического воспитания С. В. Дмитриевой, ее первый модуль «Семья, сказка».
Проект включает в себя все три этапа реализации, планирование и методическое приложение: Планирование, конспекты, игры, подборка музыкального репертуара и музыкальных досугов.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей раннего возраста до 3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Проект рассчитан на полное взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя и плавно включается в жизнь детей.
Паспорт проекта
Тип проекта : краткосрочный, творческий.
Форма проведения: групповая.
Цель проекта : формирование у детей раннего возраста первоначальных
представлений о семье; воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи проекта :
вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение
выражать свои чувства (радость, нежность);
познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
прививать любовь к семейным традициям через основные
формы фольклора: потешки, сказки, прибаутки, песни.
учить называть членов своей семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка,
дедушка;
совершенствовать стиль партнёрских отношений;
развивать коммуникативные навыки детей (формировать умение
играть совместно со сверстниками в сюжетно-ролевые игры по теме «Моя
семья»;
развивать крупную и мелкую моторику;
воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить
проявлять заботу о родных людях.
способствовать активному вовлечению родителей в совместную
деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Целевая группа : воспитатели, специалисты, дети группы раннего возраста, родители.
Приёмы и методы реализации проекта :
1 Создание игровой ситуации, сюрпризных моментов.
2 Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
3 Оформление выставок.
4 Музыкальная деятельность детей, театрализованная деятельность детей.
5 Проблемные ситуации.
7 Беседы.
8 Консультации для родителей.
9 Совместная организованная образовательная деятельность педагога и
детей.
10 Оформление информации для родителей в родительском уголке.
11 Организованная творческая деятельность детей, родителей.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях. Научатся проявлять уважение и заботы ко всем членам семьи.
Сформируется умение организовывать игры на основе имеющихся знаний о семье.
Совместная деятельность с родителями будет способствовать укреплению детских-родительских отношений.
Мероприятия:
1. Размещение консультации по теме проекта.
2. В группе пополнить развивающую среду атрибутами соответствующими теме проекта.
3. Организация коллективной работы родителей, детей и воспитателя «Семейный альбом»
4. Творческие работы детей и родителей : «Семья на ладошке»
5. Музыкально – игровой досуг совместно с родителями.
Актуальность проекта :
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живет. Он действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, общительным, - либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
В раннем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться
элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах
человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая
эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь,
добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к
близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно –
патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок
должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем
традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает
лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна
без поддержки самой семьи».
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим
трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил,
времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши
дети, когда их глаза наполнены радостью».
Самое главное в жизни любого ребенка – его семья. В наше время родители
редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. В
создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают
средства массовой информации и компьютерные технологии. Дети не
интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных
ценностях и традициях. Поэтому у меня возникло желание создать проект,
который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим
ценностям и любви к своей семье.
Данный проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни
каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных
условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования
личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень
важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи,
воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям
чувство привязанности к семье и дому.
План по реализации проекта :
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
I этап - подготовительный
• Беседы с детьми, для выявления знаний о своей семье.
• Подбор наглядного материала к образовательной, игровой, театрализованной деятельности, песенный репертуар, беседам (атрибуты, игрушки, иллюстрации и т. д.).
• Подбор сказок, рассказов, стихотворений, потешек, загадок.
• Составление плана реализации проекта, подбор методической литературы.
• Подготовка консультаций для родителей
• Подготовка тематических бесед для родителей:
1. «Психологические особенности детей 1,5-3 лет»;
2. «Роль семьи в воспитании ребёнка»;
3. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II этап – практический
Опрос детей : «Что я знаю о семье?» (рассматривание фотографий членов семьи, беседа о них).
Чтение художественной литературы:
«Мама» - Д. Грабе;
«Бабушкины руки» - Л. Квитко;
«Я сама» - И. Муравейко;
«Солнышко» - Е. Благинина;
«Подарок» - О. Карышева;
«Вот дедушка» - Ф. Фребеля.
Беседы:
«Моя дружная семья», «Что такое семья», «Папа - мой лучший друг», «Как я помогаю дома», «О братишках и сестренках», «О бабушке и дедушке», «Моя любимая мамочка».
Ситуативный разговор:
«Что готовит мама?», «Что умеет делать папа?». Беседа по картинкам: «Это мама; это папа», «Что делать, если кто-то заболел?», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Игровая деятельность, Дидактические игры и упражнения:
Д/ и: «Назови ласково», «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Мой портрет», «Помоги маме (папе)», «Где мы были, что мы видели», «Кто, что любит делать?», «Кому что подарить?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?», «Встречаем гостей», «Можно – нельзя», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела», «Детеныши и родители»
Сюжетно - ролевые игры: «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела», «Семья», «Дочки - -матери», «Больница», «Повара».
Настольные игры: «Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда», «Мой дом».
Театрализованная деятельность: сказка «Три медведя», «Репка»
Проведение ООД:
1. Развитие речи: интегрированное занятие «Моя семья»; интегрированное занятие «Репка», занятие по театрализованной деятельности «Три медведя»
2. Лепка «Пирожки для всей семьи», «Платье для матрешки»
3. Продуктивная деятельность: рисование нетрадиционной техникой «Мимоза для мамы», «Веселые матрешки»
4. Ознакомление с окружающим: занятие: «Семья зайчат зимой», «Собака со щенками»
Музыкальная деятельность: Слушание: "Вот как мы умеем» сл. Н. Френкель; "Кошечка" (к игре "Кошка и котята", муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; "Микита", белорус, нар. мелодия, обраб. С. Полонского; "Пляска с платочком", муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; "Полянка", рус. нар. мелодия, обраб. Г. Фрида; "Утро", муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой.
Пение: "Баю" (колыбельная, муз. М. Раухвергера; "Белые гуси", муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; "Дождик", рус. нар. мелодия, обраб. В. Фере; "Елочка", муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; "Кошечка", муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; "Ладушки", рус. нар. мелодия; "Птичка", муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; "Собачка", муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; "Цыплята", муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; "Колокольчик", муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой.
Музыкально-ритмические движения: "Пляска для мамы", муз. и сл. Е. Макшанцевой; "Воробушки", "Погремушка, попляши", "Колокольчик", "Погуляем", муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; "Вот как мы умеем", муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель.
Рассказы с музыкальными иллюстрациями: "Семья", муз. Г. Фрида; "Праздничная прогулка с мамой и папой", муз. А. Александрова.
Игры с пением: "Игра с мишкой", муз. Г. Финаровского; "Аладушки", рус. нар. песня.
Музыкальные забавы: "Из-за леса, из-за гор", Т. Казакова; "Котик и козлик", муз. Ц. Кюи.
Инсценирование песен: "Кошка и котенок", муз. М. Красева, сл. О. Высотской; "Неваляшки", муз. 3. Левиной; Компанейца.
Театрализованные постановки: «Колобок», «Теремок»
Работа с родителями:
Изготовление творческих работ.
Фотоальбом «Моя Семья»
Консультации по проекту
III этап – заключительный
Подведение итогов проекта.
Оформление выставки и альбома «Моя семья»
Заключение.
За время реализации проекта родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками. Родители должны будут проявлять искренний интерес к жизни группы, научаться выражать восхищение результатами и продуктами деятельности своих детей, эмоционально поддерживать своего ребёнка. А главное – родители поверили в успех своих детей, поверили в то, что и их дети могут многое.
Перспективный план мероприятий проекта
«Семья на ладошке»
месяц Мероприятия
Декабрь, Январь, Февраль.
декабрь Тема «Что такое семья?» 1. Беседа: «Моя семья»
Цель: Формировать представление о семье, умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды.
2. Работа с картинками по теме
3. Разучивание пальчиковой гимнастики: «Оладушки»
4. С/Р игра «Семья»
5. ООД по развитию речи «Моя семья»
6. Музыкальные занятия, досуг «В гостях у мамы Кошки»
декабрь Тема «Мои родители» 1. Беседа: «Мои мама и папа»
2. Рассматривание фотографий мамы и папы
3. Д/И «Назови ласково»
4. ООД Лепка «Пирожки для всей семьи»
5. Музыкальные занятия, досуг «Елочка для всех»
декабрь Тема «О бабушке и дедушке» 1. Рассматривание фотографий бабушки и дедушки, найти отличия с родителями.
2. Беседа по тематическим картинкам
3. Д/И «Уложим куклу спать»
4. 4. Пальчиковая игра «Ладушки»
5. С/Р «Дочка заболела»
6. Музыкальные занятия, досуг «Дедушка и бабушка приглашают в гости»
декабрь Тема «В гостях» 1. Беседа «Правила поведения за столом»
2. С/Р «Кукла Маша и ее мама идут в гости»
3. Пальчикова игра «Этот пальчик дедушка…»
4. ООД Рисование «Цветочки для мамы»
5. Музыкальные занятия, досуг «Музыкальные гости»
январь Тема «Мой папа»
1. Д/И «Что умеет папа, что умеет мама»
2. Д/И «Составь портрет своей семьи»
3. Лото «Подбери пару»
4. Музыкальные занятия, досуг «Папа может все что угодно»
январь Тема «Звери и детеныши» 1. Рассматривание тематических картин
2. Д/И «Угадай детеныша»
3. ООД по окружающему миру «Семья зайчат зимой»
4. Пальчиковая игра «С мамой мы белье стирали»
5. Музыкальные занятия, досуг «Зайка в гости к нам пришел»
январь Тема «Звери и детеныши» 1. Рассматривание картины «Собака со щенятами»
2. Д/И «Назови ласково»
3. Настольная игра «Подбери правильно»
4. Музыкальные занятия, досуг «Дружок всех приглашает в гости»
январь Тема «Сказка «Теремок» 1. Театрализованная деятельность: «Сказка «Теремок»
2. Беседа по сказке
3. Прослушивание русских народных песен
4. Музыкальные занятия, показ сказки «Теремок»
февраль Тема «Моя мама»
1. Разучивание стихотворения для мамы
2. С/Р «Больница»
3. Д/И «Сделай то, что я скажу»
4. Настольная игра «Собери семью»
5. Музыкальные занятия, досуг «Учит мама Кошка»
февраль Тема «Моя мама» 1. С/Р Игра «Накрываем стол для мамы»
2. ООД Рисование в нетрадиционной технике «Мимоза для мамы»
3. Д/И «Можно - нельзя»
4. Музыкальные занятия, досуг показ сказки «Волк и семеро Козлят»
февраль Тема «Сказка «Колобок»» 1. Театрализованная деятельность посредством настольного театра сказка «Колобок»
2. Беседа по сказке
3. Рассматривание картинок по сказке
4. Д/И «Доскажи словечко»
5. Музыкальные занятия, досуг – обыгрывание детьми сказки «Колобок»