Екатерина Столярова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Люби и знай родной свой край»
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: воспитатель средней группы Столярова Е. В.
Тип проекта : долгосрочный, познавательно-игровой, творческий.
Сроки реализации: 2016-2017 учебный год.
Участники: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.
Актуальность
Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
Л. Н. Толстой
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Люби и знай родной свой край“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родному краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Пояснительная записка
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству.
С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и др.
Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле : «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др.
Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.
В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают молодые люди. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.
Патриотическое воспитание начинается в дошкольные года, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка - дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в ДОУ.
Цель данного проекта :
Формировать нравственно-патриотиические отношения и чувства сопричастности к семье, городу, краю, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитывать чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны.
Задачи проекта :
-расширить и углубить знания о родном крае, его истории, достопримечательностях;
-развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину;
-воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты;
-воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края;
-вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
Ожидаемый результат:
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, края;
возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации проекта дети должны :
-Знать свой домашний адрес, название города, края.
-Знать краткие сведения об истории города и края.
-Знать символику города Зеленокумска.
-Знать правила безопасного поведения на природе и на улицах города.
-Иметь элементарные представления об охране природы.
-Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя -полноправным членом общества.
Для реализации задач я использую следующие формы работы:
с детьми:
1. Оформление нравственно-патриотического уголка.
2. Проведение утренников, развлечений, конкурсов.
3. Целевые прогулки.
4. Праздники, игры, развлечения.
5. Создание мини-музея в детском саду.
6. Наглядная информация для детей.
7. Беседы о родном городе, о родном крае.
8. Чтение художественной литературы.
9. Рассматривание иллюстраций с видами родного города и городов родного края.
10. Экскурсии к памятным местам.
11. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок и сувениров).
с родителями.
-Беседы, консультации, родительские собрания на тему нравственно-патриотического воспитания;
-буклеты;
-дни открытых дверей;
-праздники, утренники;
-конкурсы рисунков.
Этапы проведения и реализации проекта :
1. Информационно-накопительный:
1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.
2. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
3. Подбор исторической литературы,
4. Подбор произведений русского народного творчества,
5. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,
6. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
7. Дидактические игры,
8. Выставки книг, рисунков, поделок, создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
2. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Что означает твое имя», «История возникновения родного города» «Люблю тебя, мой край родной».
Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «История моего города», «Природа моего края», «Города-курорты, достопримечательнос-
ти родного края», «Загадки о природе».
Оформление дидактических игр по краеведению:
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Собери флаг и герб г. Зеленокумска», «Карта моего края», «Мой край родной», «Широка страна моя родная»-лепбук.
Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями);
Лепка «Животные и птицы нашего края»;
Экскурсии по городу.
Оформление музыкального уголка в русских традициях;
Изготовление мини – музея «Быт русский и быт терских казаков»
3. Презентационно - завершающий
Итоговое занятие «Путешествие на воздушном шаре»
Выставка продуктов детской деятельности.
4. Работа с родителями
-анкетирование;
-групповое родительское собрание;
-консультации, беседы, буклеты;
-совместные работы детей и родителей (макет «Улицы родного города», выставка поделок из бросового материала «Сделаем наш город чище», рисунки «Берегите природу родного края»);
-дни открытых дверей: праздники, конкурсы;
-папки-передвижки, стенды в родительских уголках;
-совместные экскурсии на природу, к памятным местам;
-стенгазеты для родителей.
Перспективный план работы с детьми и родителями
по патриоиическому воспитанию
Месяц
Форма проведения
Цель
Работа с родителями
Сентябрь
Беседа «Мой любимый детский сад»
Беседы о летнем отдыхе: где они отдыхали, на чем ехали, что видели.
Воспитывать любовь к детскому саду, друзьям.
Рассказать детям о своей профессии.
Октябрь
Беседа «Моя семья»
ОД «Что означает твое имя» (Р. М. Литвинова)
Беседа о родном городе :
День города-это день рождение города.
Д\и «Собери флаг и герб г. Зеленокумска»
Формировать представление о семье, имени.
Воспитывать чувство гордости за свой родной город.
Выучить с детьми домашний адрес.
Выставка поделок «Дары осени»
Ноябрь
Рассматривание фотографий «Достопримечательности города Зеленокумска».
Беседа «История возникновения родного города»
Игры со строительным материалом: построить свою улицу и дать название.
Изготовление подарков для мам (цветок на ладошке)
Расширять представления о родном городе; формировать понятие «малая родина».
Познакомить детей с историей возникновения города, его постройками. Воспитывать интерес к истории города.
Воспитывать доброе и внимательное отношение к маме, стремление помогать ей.
Изготовление макета
«Улицы нашего города».
Экскурсии с детьми по городу.
Стенгазета «С чего начинается Родина?»
Праздник «День Матери»,
подарки мамам.
Декабрь
Символика родного края.
ОД «Люблю тебя мой край родной»
Работа в книжном уголке: чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края».
Коллективная работа «Украсим группу к Новому году».
Новогодний утренник «А где же варежка Деда Мороза?»
Познакомить детей с символикой родного края, с историей и происхождением герба, флага.
Воспитывать чувство коллективизма.
Беседы с детьми о крае.
Сделать с детьми украшение для группы.
Выставка поделок
«Мастерская Деда Мороза»
Январь
Беседа о том, кто, куда ездил на новогоднее представление.
Чтение русских народных потешек.
Праздник «Зимние святки»
Знакомить детей с традициями праздника.
Рассказать детям о святках.
Февраль
«Военные профессии»
Рассматривание иллюстраций.
Аппликация «Военный мундир»
«Масленничные гуляния»
Формировать знания детей о российской армии.
Воспитывать патриотические чувства к Родине.
Стенгазета для пап и дедушек «23 февраля-День защитника Отечества»
«Военная техника» своими руками (в патриотический уголок)
Март
Рассматривание иллюстраций «Люблю тебя, мой край родной»,
«Природа родного края»
Лепка «Птицы и животные нашего края»
Воспитывать интерес к достопримечательностям края, к красоте природы Ставрополья.
Обобщить знания о птицах и животных родного края.
Утренник к 8 марта «Мамин день»
Оформление музыкального уголка в русских традициях.
Апрель
«Народные традиции родного края»
Беседа о родном городе : где в родном городе вы были?
Лэпбук «Широка страна моя родная»
Лепка «Дымковская игрушка»
Познакомить детей с промыслами Ставрополья.
Закрепить знания детей о названии страны, названии столицы нашей страны.
Познакомить с картой Ставропольс
кого края
Воспитывать чувство гордости за свой край.
Оформление мини-музея «Быт русский и быт терских казаков».
Помочь подобрать информацию для лэпбука «Широка страна моя родная».
Май
Беседа о празднике «День Победы», рассматривание иллюстраций.
Праздник «День Победы».
Ручной труд «Пилотка»
Экскурсия на аллею славы к вечному огню.
Дать детям представление о празднике;
воспитывать уважение и чувство гордости за людей, которые защищали нашу Родину.
Выставка совместных поделок, рисунков по военной тематике.
Праздник «День Победы».
Портрет современного ребенка – Зеленокумчанина среднего дошкольного возраста.
Современный дошкольник – маленький гражданин г. Зеленокумска – это:
-Человек, осознающий себя гражданином не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее, красивее.
-Носитель еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей. -Современный дошкольник неплохо ориентируется в ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, эстетичности, познания.
-Личность, чрезвычайно ориентированная на общение.
Современный ребенок одинок, ему очень часто не хватает общения с родителями, сверстниками.
Детский сад – вторая семья дошкольника, где он может реализовать свои потребности, где он должен благополучно и интересно жить.
-Исследователь, ориентированный на познание человека и природы. Дети любят играть в людей разных профессий, рисовать себя и сверстников, рассматривать портреты сказочных персонажей, модные журналы, играть в дидактические игры, связанные с исследованием человека и его мира, задавать в связи с этим разные вопросы.
-Ребенок, который любит играть, сочинять и фантазировать, радоваться и рассуждать.
Литература:
1. Р. М. Литвинова Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края. С. СКИПРО. с. -66-80.;
2. Р. М. Литвинова «Региональная культура, художники, писатели, композиторы». Ставрополь 2010 год.
3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издат. Мозайка-СИНТЕЗ 2014 год.
4. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор : Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Издат. АЙРИС-пресс. 2008 год.
5. «И откроется вам чудесная страна Кавказкие Минеральные Воды» Пятигорск 2014 год.
6. Интернет-ресурсы.