Татьяна Мартыненко
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников «Мы — россияне»
Актуальность проекта.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников „Мы — россияне“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов
Цель.
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, стране.
Задачи.
Расширять и углублять знания детей о своей стране, родном городе, городах России.
Развивать интерес к русским традициям и промыслам. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, дому, детскому саду, родному краю, Родине ; воспитывать гордость и уважение к защитникам Отечества. Развивать память, внимание, мышление, творческие способности, навык общения.
Сроки и этапы реализации.
I Подготовительный этап
1 Постановка целей и задач.
2 Планирование по проекту.
3 Изучение методической литературы.
II Разработка проекта
1 Подбор методической литературы.
2 Выбор формы работы с детьми и родителями.
3 Выбор основных мероприятий.
4 Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
5 Определение и формулировка ожидаемых результатов.
Методы:
- просмотр презентаций по теме;
- беседа;
- чтение художественных произведений;
- прослушивание музыкальных произведений, песен;
- чтение и разучивание стихотворений;
- изобразительное художественное творчество;
- составление рассказов;
- создание альбомов по теме для рассматривания (с привлечением родителей).
Участники проекта :
- дети
- родители
- воспитатели
Срок реализации проекта :
- ноябрь 2022г
Тип проекта :
-познавательный
-коллективный
Ожидаемый результат
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства.
Перспективный план работы по реализации проекта
I Блок – Семья.
Беседы:
«Традиции моей семьи»
«Мамочка моя»
Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций: Фотоальбомы с семейными фотографиями.
Чтение художественной литературы:
Я. Аким «Моя родня», В. Драгунский «Моя сестра Ксения», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.
Художественное творчество:
Рисование «Дом, в котором я живу».
Д/игры «Кто старше?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «Наша квартира».
Настольный театр: «Волк и семеро козлят»
Описательный рассказ: «Моя мама»
Работа с родителями:
Изготовление: герба семьи, родового дерева, портрет семьи.
II Блок город Дивногорск
Беседы:
«Моя улица»
«Мой город Дивногорск»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: рассматривание символики город Дивногорск.
Художественное творчество:
Рисование "Любимое место в Дивногорске", "Набережная".
Чтение художественной литературы:
Пальчиковая гимнастика: «Наша квартира», «Строим дом»
Д/ игры: «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»
Подвижные игры:
РНИ «Совушка»
РНИ «Два мороза»
Работа с родителями:
Описательный рассказ с ребенком: «Улица, где я живу»
Консультации:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
III Блок Красноярский край
Беседы:
«Край, в котором мы живем»
«Российский писатель Астафьев В. П. - наш земляк»
Художественное творчество:
Лепка «Царь рыба»
Рисование достопримечательности Красноярского края "Манская петля", «Музей-пароход «Святитель Николай»»
Чтение художественной литературы:
Пальчиковая гимнастика:
Д/ игры:
Подвижные игры: «Оленьи упряжки», «Чум», «Белый шаман»
Работа с родителями:
Изготовление альбома «7 чудес Красноярского края»
IV Блок Наша страна
Беседы:
«Государственные символы России»
«Богатства России»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Народности России», «Символика РФ».
Художественное творчество:
Аппликация «Флаг РФ»
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»
Подвижные игры:
РНИ «Горелки с платочком»
РНИ «Дедушка - рожок»
Хороводная игра «Перелёт птиц»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»
Презентация проекта : «Мы – россияне»
Итоговым продуктом нашего проекта «Мы Россияне» является ментальная карта. Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно с успехом использовать работу с интеллект- картами.
Этот удивительный и увлекательный инструмент- интеллект карты- вошёл в моду в массовое использование не так давно. Автором- изобретателем интеллект- карт является Тони Бьюзен, психолог, специалист по обучению и развитию интеллекта.
Интеллект- карты- это особый вид записи материалов в виде структуры, расходящейся от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект- карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.
Уникальность интеллект-карты в том, что, в отличие от таких средств, как тематические альбомы, вся информация не спрятана, а постоянно находится на виду и легко запоминается, а совместное её создание добавляет ценности в глазах детей.
Итоги проекта :
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили историю родного города. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России и Красноярского края, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. Дети с удовольствием изучали карту края и России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р. Ф, с помощью красной книги России. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Приложение №1
Конспект занятия по познавательному развитию
«Мой родной город»
Цель: расширение элементарных представлений о малой Родине - городе Дивногорске, воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-дать представление о значении города Дивногорска и Красноярской ГЭС для края, познакомить с историческими фактами строительства города и ГЭС;
- вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города; развивать мышление, речь;
- развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса в результате изготовления коллажа.
Материал: мяч, фотографии (из истории строительства города, герб, достопримечательности, известные люди, улицы Дивногорска, заготовки для изготовления коллажа.
Ход образовательной деятельности:
I часть (вводная)
Ребята, кто из вас знает, как называется город, в котором мы живем? Дивногорск - это наша малая Родина.
- Что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живет наши папы и мамы, друзья.)
1. Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней. (машина)
2. Стоит большой и добрый дом.
Детишек очень много в нем.
Звучат там песни, шутки, смех.
Удовольствие для всех. (детский сад)
3. Дом по улице идет,
На работу нас везет, (автобус) .
4. В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят, (улица)
II часть (основная)
А как зовутся люди, которые живут в Дивногорске?
- Мы с вами называемся Дивногорцы, так как тоже живем здесь.
Ребята, посмотрите внимательно, вы заметили, как стоят дома? Правильно, дома стоят в один ряд. Между домами есть пространство для прохода и проезда, дома образуют улицу.
- А как называется место, где движется транспорт? (дорога)
- По дороге проезжает очень много транспорта, еще говорят, что это - проезжая часть.
- Еще на улице есть тротуар – это пешеходная часть улицы, где ходят люди.
Физкульт минутка:
Мы по городу шагаем (шагают вместе)
То, что видим – называем (поднимают руки вперед – вверх, вперед –вниз).
Светофоры и машины (повороты головы вправо- влево,
Ярмарки и магазины (повороты туловища вправо –влево, руки на поясе,
Парки, улицы, мосты (руки в стороны, к плечам, вниз)
И деревья, и кусты (шагают на месте).
В Дивногорске много детских садов. Ребята, а как называется детский сад, в который вы ходите?
- Кто из вас вспомнит, как называется улица, на которой находится наш детский сад?
Наш город не большой, но очень уютный и красивый. В нем много зданий, домов и улиц.
Игра: «Назови улицу, на которой ты живешь».
Встаем в круг, называем свою улицу и передают мяч дальше.
Молодцы. Все Дивногорцы (и взрослые и дети) очень любят свой город. У каждого из нас здесь есть свой любимый уголок. Но есть в нашем городе места, куда любят приезжать и гости из других городов. Такие места города называются достопримечательностями. Как вы понимаете слово «достопримечательность»? (красивые, знаменитые, памятные места).
Одной из основных достопримечательностью, является Красноярская ГЭС. Рождение Дивногорска связано со строительством Красноярской ГЭС.
Первая гидроэлектростанция на реке Енисей, основной производитель электроэнергии в Красноярском крае. По установленной мощности входит в десятку крупнейших гидроэлектростанций мира и занимает второе место в России. Единственная в России ГЭС, на которой установлен судоподъемник, позволяющий судам проходить через плотину.
Под «Гимн Дивногорска» ( автор: В. В. Зайцев) с детьми изготавливаем коллаж"Наш родной город Дивногорск"
III часть (заключительная)
Давайте с вами придумаем полезные советы. «Для того, чтобы город был чистым и красивым нужно.» (не ломать деревья, не топтать цветники, не сорить, не рисовать на стенах домов и зданий, убирать за собой мусор, соблюдать правила поведения в природе).
Обойди хоть сто дорог,
Обогни планету,
Невелик наш городок,
А дороже нету.
Вот в таком замечательном городе мы живем.
Приложение 2
Конспект занятия по познавательному развитию
«Достопримечательности Красноярского края»
Цель: расширение элементарных представлений о Красноярском крае и его достопримечательностях.
Задачи:
- расширять кругозор дошкольников о родном крае, его географическом положении, достопримечательностях.
- воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою Родину.
- развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса в результате изготовления коллажа.
Материал: фотографии (из истории края, достопримечательности, животные, растения края, заготовки для изготовления коллажа, карта Красноярского края.
Ход образовательной деятельности:
I часть (вводная)
Ребята, кто из вас знает, как называется город, в котором мы живем? Дивногорск - это наша малая Родина. а наш город Дивногорск, находится в Красноярском крае. Россия самая большая страна в мире. Посмотрите на эту часть нашей страны. Это наш Красноярский край, где мы с вами живем.
Наш край очень большой. Вверху карты, на севере, очень холодно и дует сильный ветер. В центре – леса и тайга! Внизу карты на юге – широкая степь. Здесь очень тепло. А еще дальше стоят неприступные Саянские горы!
Все Дивногорцы (и взрослые и дети) очень любят свой город, свой край. У каждого из нас есть свой любимый уголок. Но есть в нашем крае места, куда любят приезжать и гости из других городов. Такие места - называются достопримечательностями. Как вы понимаете слово «достопримечательность»? (красивые, знаменитые, памятные места).
II часть (основная)
Первой и главной гордостью Красноярского края, является Енисей. Река Енисей -
крупнейшая река России. Она течет между гор, тайги, степей с юга до самому северу и впадает в Северный Ледовитый океан. На карте река Енисей обозначена синей линией. (Рассматривание карты Красноярского края)
Физкульт минутка:
К речке быстрой мы спустились,
(Ходьба на месте.)
Наклонились и умылись.
(Наклоны вперед.)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
(Хлопки в ладоши.)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
(Круговые движения руками.)
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
(Прыжки на месте.)
И отправились домой.
(Ходьба на месте.)
Второй достопримечательностью, является Красноярская ГЭС. Рождение нашего города Дивногорска связано со строительством ГЭС. Красноярская ГЭС, основной производитель электроэнергии в Красноярском крае. По установленной мощности входит в десятку крупнейших гидроэлектростанций мира и занимает второе место в России. Единственная в России ГЭС, на которой установлен судоподъемник, позволяющий судам проходить через плотину.
Третьей - заповедник "Столбы". Заповедник - это островок спасения природы от человека. В заповеднике запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. При заповеднике есть "Приют доктора Айболита" - это зоопарк для животных- калек и подранков. После лечения их обычно выпускают обратно на волю. Ребята, только ли в заповеднике надо защищать все живое?
Игра «Обнималки»
На полу обозначается небольшой круг, в котором все дети могут поместиться, только крепко прижавшись друг к другу. «Ребята представьте, что вы скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершину столба под названием "Перья". Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: достигнув вершины, они стоят и поют:
Мы, скалолазы,
До цели дошли,
Сильные ветры
Нам не страшны.
Запомнили? Вы на вершине "Перьев". Здесь можно стоять, только тесно прижавшись друг к другу и крепко обнявшись, чтобы никто не упал. Ведь вокруг — бездна».
Дети встают в круг, обнявшись и поют песню скалолазов.
А как красивы наши Саяны. Сюда приезжают туристы со всего мира, чтобы полюбоваться красотой природы, почувствовать ее целительную силу! Они поднимаются на скалы, купаются в озерах. Самое красивое место в Саянских горах – Ергаки. Красота здесь такая, что кажется будто ты попал в сказку. Кажется, что сама природа наполняет тебя волшебной силой и хочется быть добрым и любить весь мир вокруг!
Сюда хочется возвращаться снова и снова…
Игра: «Да-нет».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе говорим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
А сейчас давайте изготовим коллаж"Достопримечательности Красноярского края"
III часть (заключительная)
Давайте с вами придумаем полезные советы. «Для того, чтобы наш город, и наш край был чистым и красивым нужно.» (не ломать деревья, не топтать цветники, не сорить, не рисовать на стенах домов и зданий, убирать за собой мусор, соблюдать правила поведения в природе).
Вот и закончилось наше занятие.
- Ребята, любите свой родной край! Берегите его!
Где еще найдешь края такие,
Хоть пройди полсвета, полземли?
Здесь у нас потоки буревые,
Соболя, пшеницы наливные,
Лиственницы, скалы, хрустали.
Здесь у нас морошка и черника,
Сливы, не боящиеся зим,
Люди здесь от мала до велика
Хлебосольством славятся своим.
Где найдешь места такие в мире!
Столько птиц и рыбьих косяков!
Столько леса, пашен и лугов!
Столько светлой, необъятной шири!
Я себя не мыслю без Сибири,
Без моих родных сибиряков!
И. Рождественский.