Максимова Светлана Вячеславовна
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Памятники родного города»
▼ Скачать + Заказать документы
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важных направлений в системе воспитательной работы. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения. А это значит, что у современного воспитанника должны быть сформированы универсальные умения, обеспечивающие способность к организации самостоятельной непосредственно-образовательной деятельности.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Памятники родного города“» размещена в разделах
- Вечный огонь. Мемориалы и памятники войны
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельный подход, т. е. деятельность, направлена на решение задач проектной формы, организация обучения, в котором важным является применение активных форм познания: наблюдения, опыты, создание условий для развития рефлексии-способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
В настоящее время выходит много методической литературы по данному вопросу. Однако, в основном в ней рассказывается о городах-героях. Мой проект «Памятники родного города» рассказывает о достопримечательностях нашего города Бузулука.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт.
Обзор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен наш родной край.
Нужно показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Какие сведения и понятия должны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на улице, на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптеки, магазины, рассказать об их назначении, подчеркивая, что всё это создано для удобства людей. Для старших дошкольников диапазон объектов расширяется - это город в целом, район, его достопримечательности, исторические места и памятники. Старшие дошкольники должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих улиц, а также в честь кого они названы. В связи с этим необходимо организовывать экскурсии по городу, на природу, наблюдение за трудом взрослых, празднование событий, связанных с жизнью города, организация проектной деятельности, продуктами которой являются макеты, газеты, фотоальбомы, рассказывающие об истории родного края. Каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знание своего дела. Большое значение приобретает знакомство с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прабабушек и прадедушек участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигов, необходимо прививать детям такие важные понятия, как «любовь к родному краю», «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», трудовой подвиг».
Важно подвести ребёнка к пониманию, что победа в войне была потому, что наш народ любит свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Имена героев увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины - родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому нужно прививать с малого: любовь к родному городу, краю!
Таким образом, патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина.
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды: местными историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родной страны и края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Детям, у которых нет достаточного количества знаний о родной стране, трудно сформировать уважительное отношение к ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родной стране, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Нужно с детства знакомить детей с достопримечательностями, культурными и природными объектами. Одними из таких - являются памятники.
Федеральный государственный стандарт говорит о том, что в первую очередь необходимо формировать личностные качества и создавать условия для самостоятельного получения знаний. Наблюдая за деятельностью детей, было выявлено, что у воспитанников недостаточно представлений о том, какие памятники есть в нашем городе. При организации подвижных игр дети не проявляют нравственно-волевые качества. Чтобы дети имели представления о своём городе и памятниках своего города, гордились своей страной, был разработан проект «Памятники родного города», который позволит сформировать нравственно-волевые качества, расширит представления о памятниках, об их значении для жителей города.
Каждый народ желает оставить своим будущим потомкам что–то в наследие. А мы просто обязаны сохранить и передать будущим поколениям всё то, что составляет историю нашей страны, края и города.
В современном мире высоких скоростей и новейших технологий у родителей, к сожалению, не всегда достаточно свободного времени и желания воспитать у своего ребёнка чувство любви к родному краю. В этих условиях задачей педагогов становится формирование у детей полноценного, эмоционального яркого образа Отечества, родного края.
У каждого города есть свои памятники – символы его гордости и славы. Каждый из них рассказывает нам о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях, литературных героях.
Памятники – это наша история. Они неразрывно сливаются со всем обликом города, незаметно для нас самих становятся неотъемлемой частицей нашей жизни. Дети - это наше будущее, а значит и будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но детям дошкольного возраста не всегда понятны слова: страна, патриотизм, Родина.
Наша задача - воспитать настоящего патриота своей страны, посеять зёрна нравственности, раскрыть в маленьком человеке чувства любви к близким, к семье, к своей стране.
Такие чувства можно воспитать в детях только путём длительного, систематического и целенаправленного воздействия на детей. Успеха в этом процессе можно достигнуть, только если сам воспитатель будет знать и любить историю своего города, своей страны и своей Родины.
Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Кроме того, патриотическое воспитание представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи нравственно-патриотического воспитания в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии можно обеспечить эту включенность, используя инновационные формы и методы: электронные рассылки материалов, онлайн конференции, викторины, семинары – вебинары, скайп-консультации, виртуальные экскурсии и путешествия, мастер – классы, тематические презентации.
Свой проект я назвала «Памятники родного города», в который включила знакомство с памятниками разной направленности.
Предварительная работа:
- прослушивание и исполнение гимна России;
- музыкально – ритмические движения «Русская пляска с ложками»;
-чтение глав из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем; произведения И. Агеевой «Флаг российский – триколор». В. Степанова «Герб России». Чтение стихотворений о городе Бузулуке;
- целевые прогулки по близлежащим улицам;
- беседа о названиях улиц, о городском транспорте;
- рассматривание иллюстраций «Памятники родного города»;
- беседа о домашних адресах, проблемные ситуации;
- игра «Путешествие по родному городу»;
- игра «Узнай, где я нахожусь».
Проект «Памятники родного города».
Цель проекта : создать систему работы по формированию у старших дошкольников интереса к истории своего города, в частности к памятникам.
Задачи проекта :
Познавательное развитие:
- расширить знания детей об истории образования памятников;
- расширять круг общения с взрослыми;
- формировать более полные и точные представления о памятниках родного города.
Социально – коммуникативное развитие:
- воспитывать чувство гордости и уважения к памятникам;
- формировать более полные и точные представления о памятниках;
- способствовать развитию чувства ответственности за общее дело.
Речевое развитие:
- развивать связную речь, умение общаться, чётко и последовательно выражать свою мысль;
- активизировать словарь по теме «Памятники родного города».
Художественно – эстетическое развитие:
- совершенствовать навыки работы с различными материалами;
-развивать у воспитанников наглядно-образное мышление, графические навыки, любознательность, умение организовать свою деятельность.
Физическое развитие:
- разучить с воспитанниками новые подвижные игры.
Гипотеза: дошкольники, познакомившись с памятниками своего города, узнают об их многообразии и истории, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям и событиям, связанными с ними. Дети будут осознавать себя причастными к историческому наследию города.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Срок реализации: 3 месяца.
Вид проекта : познавательный, групповой, среднесрочный.
Основные формы реализации проекта : занятия; беседы с детьми; экскурсии; целевые прогулки; дидактические игры; изготовление фотоальбомов, сюжетно-ролевые игры; исследовательская деятельность; творческая мастерская; организация выставок детских работ; работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
- знание детьми истории появления памятников, их название, местонахождение;
- понимание детьми значимости памятников в жизни людей;
- проявление заботы и уважения к памятникам родного города.
Практическая значимость:
Данная работа поможет воспитать чувство национальной гордости, патриотизма, нравственных ценностей, любви к своей Родине и родному городу.
Подготовительный этап:
- подобрать иллюстрации, картины, слайды, аудиозаписи по темам занятий;
- подобрать детскую литературу по тематике проекта;
- подготовить материал для изобразительной деятельности.
Содержание проекта :
- провести занятия «Мой город мне дорог» познавательного цикла по ознакомлению с родным городом;
- организовать творческую деятельность детей : игры, рисование, аппликация, конструирование и т. д. ;
- вместе с детьми и родителями изготовить макеты: «Памятники родного города»;
- предложить родителям вместе с детьми участвовать в организации мини-музея «Боевой славы»;
- провести познавательную викторину «Памятники родного города».
Этапы реализации проекта :
1 этап – начальный
Цель: воспитание любви к своей Родине и родному городу.
Подготовка теоретического материала по знакомству детей с памятниками родного города; работа с родителями по подготовке фото и видеоматериала. Пополнение предметно-развивающей среды. Подбор дидактических игр.
2 этап – Формирующий
Цель: создание научно-методических условий, способствующих реализации проекта и успешного освоения материала.
Разработка перспективно-тематического планирования по работе с детьми в рамках проекта. Создание предметно-развивающей среды.
3 этап – Заключительный
Цель: подведение итогов с целью выяснения результатов осуществления комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение детей к истории и культуре родной страны и родного города.
План реализации проекта
Первый месяц
08.12.2022г. -Рассматривание альбома, иллюстраций, фотографий: «Мой родной город - Бузулук»
- Беседа «Знаменитые памятники города Бузулука»
-Памятник А. С. Пушкина. Описательный рассказ воспитанника «Как я ходил (а) к памятнику»
-Дидактическая игра: «Узнай наш герб», «Сложи флаг»
22.12.2022г. - Презентация «Памятники родного города»
-Исследовательская работа: «Изучение истории появления памятников»
-Художественно-эстетическое развитие. Аппликация на тему: «Дома на нашей улице»
- игровая ситуация "Где ты живешь?"
Второй месяц
12.01.2023г. - Памятник «Водонапорная башня». Описательный рассказ воспитанника «Как я ходил (а) к памятнику»
- Художественно-эстетическое развитие. Лепка: «Я памятник воздвиг…»
- Дидактическая игра: «Собери памятник» (разрезные картинки)
- Психогимнастика «Живая скульптура»
26.01.2023г.
- Памятник И. К. Кириллова. Описательный рассказ воспитанника «Как я ходил (а) к памятнику»
- Художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему: «Моя родная улица»
- Дидактическая игра: «Собери узор» (разрезные картинки)
- Подвижная игра «Горелки»
- Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу Бузулуку»
Третий месяц
09.02.2023г.
- Мемориальный комплекс «Вечный огонь». Описательный рассказ воспитанника «Как я ходил (а) к памятнику»
- Дидактическая игра: «Военные профессии»
- Конструирование «Военная техника»
- Подвижная игра «Зарница»
21.02.2023г. - Создание макета «Памятники родного города»
- Конструирование из бумаги «Подарок для папы»
- Проведение утренника, посвящённого к Дню защитника Отечества»
Работа с родителями Выставка творческих работ детей
Оформление папок – передвижек для родителей на тему «Памятники родного города».
-Опрос-интервью «Для чего нужно знакомить детей с памятниками?»
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
- Дети научились составлять описательные рассказы о памятниках с использованием иллюстраций.
- Значительно обогатились детские игры: расширилась их тематика, увеличился интерес детей к играм с общественной тематикой.
- Дети уважительно относятся и вежливо обращаются к старшим, развилось умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, появилось стремление к общению, взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Заключение
Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Восхищение просторами страны, её красотой и богатством, достопримечательностями возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя.
Работа над проектом способствует не только интеллектуальному, нравственному, патриотическому, воспитанию, но и развивает коммуникативные навыки.
Включение родителей в работу нашей группы детского сада сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.