Махова Ольга Тимофеевна
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительного возраста «Мой любимый город»
▼ Скачать
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительного возраста "Мой любимый город"
«Для того, чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым,
нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине:
родному городу, родной природе, селу, краю».
И. Эренбург
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительного возраста „Мой любимый город“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Проблема:
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.
Актуальность: Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям, поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, семья, детский сад, город, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
В последние годы прошло переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности стало задачей государственной важности. В качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Этот проект поможет детям узнать свой родной город, научит гордиться им, его жителями. Знания о родном городе – начало формирования основ патриотизма личности.
Гипотеза: чем больше дети будут знать о Нижнем Новгороде, о истории, символике, достопримечательностях, о людях, которые основали и прославили город, тем сильнее будет любовь к своей малой Родине, тем сильнее будет сформировано чувство патриотизма и личностного самосознания. А значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру и полноценнее будет сформирована личность.
Новизна проекта: Данный проект стал эффективным в формировании системного подхода по воспитанию у детей подготовительного возраста любви к родному городу, патриотизма.
Цель проекта: Развитие познавательных интересов, нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе исследования своей малой родины.
Задачи:
- Расширить знания детей о родном городе: история, символика, достопримечательности, улицы, памятники.
- Познакомить с прославившими его людьми;
- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий.
- Формировать интерес к родному городу;
- Формировать представление о значимости города для страны;
- Формировать потребность в самостоятельном изучении его;
- Развивать коммуникативные умения;
- Развивать у детей социальные умения и навыки поведения;
- Содействовать развитию навыков продуктивной деятельности;
- Развивать воображение, фантазию, мышление;
- Активизировать и расширять словарный запас детей.
- Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- Воспитывать уважение к людям, прославившим в прошлом и прославляющим сегодня родной город;
- Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями;
- Формировать патриотическое сознание дошкольников в процессе исследования родного города.
Принципы решения задач проекта:
Принцип позитивного центризма (отбор знаний, актуальных возрасту ребёнка)
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип историзма
Сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее;
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: информационно - исследовательский, нравственно – патриотический.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Возраст воспитанников:6-7лет.
Продолжительность: долгосрочный
Необходимые условия реализации проекта:
1. интерес детей и родителей;
2. методические разработки,
3. интеграция образовательных областей
Прогнозируемый результат:
1. Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
3. Освоение доступных знаний о Нижнем Новгороде.
4. Приобретение детьми опыта совместной исследовательской деятельности с родителями
5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
6. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.
7. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды: макеты - "Нижегородский кремль" (со всеми обьектами);
- "Вечный огонь";
- "Русская изба";
- "Моя родная улица".
Альбомы: "Моя семья", "Память бережно храним", "Путешествие по Нижнему Новгороду", "Храмы Нижнего Новгорода".
8. Высадка дерева на территории детсада.
Ресурсное обеспечение: Иллюстрации города, портреты героев, знаменитых людей, с книги, журналы и альбомы по теме "Нижний Новгород"; электронные презентации о городе; использование музыкального зала; экскурсии к памятникам и стелам, по улицам и площадям города, к достопримечательностям, посещение театра.
Методы проекта:
- НОД по ознакомлению с городом;
- все виды игр (дид/и, спортивные, сюж/рол);
- чтение художественной литературы;
- экскурсии, Тематические прогулки, посещение театра
Диагностика: Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 6-7 лет.
Цель: Определить уровень знаний о родном городе (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площади, улицы, памятники, имена людей прославивших город)
Материал: фотографии города.
Ход проведения: Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать что изображено.
Оценка результатов:
Высокий уровень (З балла): Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл): Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный.
Определение проблемы, актуальности.
Постановка цели, определение задач.
Подбор, изучение методической литературы.
Поиск наглядного и дидактического материала, иллюстраций по теме.
Выявления уровня знаний детей о родном городе.
Составление перспективного плана на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С,Комаровой, М,А,Васильевой Разработка НОД.
Разработка проекта «Мой любимый город!»
2. Основной:
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Макеты: "Нижегородский кремль", "Русская изба", "Вечный огонь".
Картотека игр по патриотическому воспитанию "Мой город", картотека пословиц и поговорок о Родине. Создание фотоальбома «Путешествие по Нижнему Новгороду».
Картотека "Театры Нижнего Новгорода","Храмы Нижнего Новгорода.
Картотека открыток «Нижний Новгород», иллюстраций «Памятники Нижнего Новгорода».
Проведение бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.
Проведение НОД: - "Когда мы едины,мы непобедимы»
- «Легенды башен Нижегородского кремля»;
- «Великие люди Нижнего Новгорода»
Просмотр презентаций: «Театры нашего города», «Памятники в Нижнем Новгороде»
Организация продуктивных видов деятельности:
Рисование: «Нижегородский Кремль», «Наш поход в театр»
Лепка: «Парк «Дубки», «Когда мы едины-мы непобедимы»
Аппликация: «Ночной город» Поздравительная открытка для города»
Конструктивная деятельность: "Бульвар Заречный","Башни Нижегородского кремля"
Трудовая деятельность «Город-это наш дом, наведем порядок в нем»
«Посадим деревья».
Организация игр
Дидактические: «Иностранец», Мой адрес», Путешествие по городу», «Что? ,Где, Когда? ,» Собери герб Нижнего Новгорода и др.
Сюжетно-ролевые: "Почтальон", "Супермаркет", "Театр".
Подвижные: "Горелки","Ручеек","Прогулка по мостику" и др.
Совместное с родителями посещение театра «Преображение», поездка к памятной доске В. К. Чугунова, к памятнику космонавта В. М. Комарова
Акция «Бессмертный полк» и возложение цветов к памятнику труженикам тыла.
Участие детей в творческих конкурсах.
Работа с родителями: Папка-передвижка «Как воспитать патриота», консультации для родителей.
Чтение художественной литературы.
Создание видеоролика «Мой любимый Нижний Новгород» (подготовка стихов, танцев).
3. Заключительный:
Итоговая диагностика
Поддержка самостоятельной деятельности детей
Заключение: В настоящее время остро встаёт вопрос о воспитании гражданственности и патриотизма. Формировать и развивать социально значимые ценности необходимо уже в дошкольном возрасте. Для реализации этой цели я использовала проектную деятельность, которая способствует развитию у дошкольников любви к своей малой родине, гордости за людей, прославивших наш город. В ходе проекта с детьми проводятся различные виды деятельности, которые помогают детям углубить знания о родном городе и сформировать чувство любви и гордости. У детей появилось желание самостоятельно исследовать свой город, делиться полученными впечатлениями.
Цель проекта- развитие познавательных интересов дошкольников в процессе исследования своей малой родины - достигнута.
Гипотеза: «чем больше дети будут знать о Нижнем Новгороде, о истории, символике, достопримечательностях, о людях, которые основали и прославили город, тем сильнее будет любовь к своей малой Родине, тем сильнее будет сформировано чувство гражданственности и личностного самосознания. А значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру и полноценнее будет сформирована личность» - доказана.
Список использованной литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства образования и науки Российской Федерации;
- Основная образовательная программа дошкольного учреждения «Детский сад № 294»;
- Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» Методическое пособие М. ,2005г.
- Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода. - М. ,2004
- Метод проектов в дошкольном образовании. Н. Кочкина. Изд-во»Мозайка-Синтез». М. ,2012
- Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под редакцией Л. А. Кондыринской. - М. Сфера,2010