Окасана Шишкина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Народные традиции. Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Народные традиции. Масленица»
Из опыта работы в рамках проекта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
Автор: Шишкина О. М., воспитатель первой категории
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Народные традиции, Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Первые представления о родной стране, которые ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, культуре, быта людей.
Приобщение детей к истокам народной культуры способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.
Через данный проект происходит приобщение детей к обычаям и праздникам русского народа, через ознакомление с поэтическим, музыкальным и игровым фольклором, что способствует привитию любви к родному краю. Дети знакомятся с изготовлением кукол-мотанок, лоскутным изделием, изучают русские народные игры, пословицы, потешки, заклички, поют русские народные песни, водят хороводы, в которых так хорошо сочетается и пение, и движение. Посредством проекта расширяется кругозор детей, пополняется словарный запас, воспитывается любознательность. Также в воспитательно-образовательный процесс активно привлекаются родители воспитанников.
Цель проекта :
Приобщение детей к истокам народной культуры, ознакомление с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором. Сохранение традиций и обычаев праздника. Духовно-нравственное воспитание
Задачи проекта :
1. Сформировать стремление у детей принимать активное участие в проекте, испытывать чувство веселья и радости.
2. Формирование творческого мировосприятия жизни, художественной зоркости.
3. Развивать потребность в активном самовыражении, в творчестве.
4. Развивать воображение, эмоциональную сферу, игровые умения.
5. Привлечь в активную творческую деятельность детей и их родителей.
Формы реализации проекта :
1. Беседы, песни, сказки, потешки, заклички, хороводы
2. Рассматривание картин Кустодиева Б. М. «Масленица», Соловьева А. А. «Тройка
3. Знакомство с лоскутным рукоделием
4. Конкурсы рисунков, поделок.
5. Русские игры, забавы
6. Мини музей русского народного творчества
7. Русский народный праздник «Масленица»
Возраст воспитанников : 4-5 лет
Ожидаемые результаты:
- познакомить детей с истоками русской народной культуры;
- использование различных форм фольклора в совместной деятельности;
- привить любовь и уважение к народным традициям;
- включить родителей в организацию работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Содержательная часть
Состав и обязанности
основных участников проекта.
Ф. И. О. Место работы и занимаемая должность Основные обязанности по проекту
Шишкина
Оксана
Матиевна МКДОУ№251 воспитатель
Общее руководство проектом, проведение занятий.
Группа воспитанников
(средняя) Участие в занятиях.
Родители Члены родительского комитета Помощь в организации проведения праздника.
Предварительная работа:
1. Слушание русских народных песен в обработке П. И. Чайковского, А. А. Алябьева.
2. Разучивание хороводов «Маслена», «Ровным кругом»
3. Рассматривание картины Б. М. Кустодиева «Масленица"
4. Подвижная игра: «Игра с солнцем»
Дети становятся в хоровод. В центре круга «солнце» и начинают проговаривать слова:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее
На 3-ю строку подходят близко к солнцу, сужая круг, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - солнце догоняет детей
План проекта :
Понедельник
I половина дня:
Ознакомление с окружающим миром.
Тема: Народные традиции. Масленица.
Задачи: -познакомить с обычаями и праздниками русского народа; вызывать эмоционально-положительный настрой на занятие. Пополнить словарный запас- «масленица», «лапти», «чучело»; развивать интерес к изготовлению кукол-мотанок, приобщать к русскому народному творчеству, развивать мелкую моторику рук; воспитывать любознательность, расширять кругозор детей;
Изготовление кукол-мотанок
II половина дня:
Тема: Просмотр мультипликационного фильма «Масленица».
Задачи: - продолжать развивать у детей эмоциональное восприятие; учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией их голоса, настроение, расширять представления детей о жанровых особенностях сказки; продолжать полно отвечать на вопросы, воспитывать дружеские взаимоотношения и взаимовыручку.
Вторник
I половина дня:
Рассматривание картины А. А. Соловьева «Тройка»
Задачи: - дать представление о русской «тройке»; побуждать к составлению связного рассказа по картине; развивать навыки выразительной речи; учить характеризовать состояние и настроение людей.
Лепка из соленого теста. Тема: Крендельки-бараночки.
Задачи: познакомить детей с обрядовой кухней; закреплять умение делить кусок теста на части, использовать знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание; активизировать словарный запас, развивать воображение, мелкую моторику рук.
II половина дня:
Разучивание русских народных игр. «Гори, гори ясно.» «Собери подснежники».
Задачи: дать детям представление о русских народных играх-забавах. Вызывать интерес, эмоционально-положительный настрой.
Игра: «Гори, гори ясно…»
Ход игры: Дети становятся в хоровод и произносят слова
Гори, гори, ясно
Чтобы не погасло
Глянь на небо
Птички летят,
Колокольчики звенят
Раз, два, три, беги
На слова «колокольчики звенят», ведущий с платочком становится между двумя любыми детьми, а после слов «раз, два, три, беги» дети (2 ребенка) разбегаются в разные стороны по кругу. Кто первый прибежит на свое место и возьмет платочек у ведущего, становится сам ведущим. Игра повторяется.
Игра «Собери подснежники»
Ход игры: На полу разложены бумажные «подснежники». По команде дети начинают их собирать. Победил тот, у которого больше «подснежников».
Среда
I половина дня:
Тема: Чтение закличек, потешек, частушек
Задачи: познакомить детей с поэтическим и музыкальным фольклором; разучить заклички, потешки с детьми; воспитывать уважение к обычаям русского народа; развивать речь, память.
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!
Ну-ка, Солнце просыпайся
В чисто небо выбирайся
Будешь по небу ходить
Песни петь и всем светить
Ручной труд. Тема: «Лоскутный коврик»
Задачи: познакомить детей с лоскутным рукоделием; учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие; продолжать развивать мелкую моторику рук, закреплять прием аккуратного наклеивания; вызывать эмоционально-положительный настрой; Пополнять словарный запас детей.
II половина дня:
Разучивание хороводов, частушек
Частушки:
Мы на масляной неделе
Будем петь и танцевать
Мы блиночки все поели
Можем вам один лишь дать
Светит месяц, светит ясный
Светит полная луна
Дарья, Марья и Катюша
Танцевать пришли сюда
Четверг
I половина дня:
Рисование. Тема: «Украшение платочка» (по мотивам дымковской росписи)
Задачи: познакомить с росписью дымковской игрушки (барышни); учить выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки, равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными, в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы; развивать чувство ритма, композиции, цвета.
Разучивание потешек, закличек.
II половина дня:
Изготовление блинной книги (пластилинография)
Цель: продолжать развивать самостоятельность, активность. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.
Пятница
Аппликация. Тема: Матрешка
Задачи: упражнять в вырезывании округлых форм из квадрата путем плавного закругления форм. Закреплять приемы владения ножницами. Продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество.
Оформление фотовыставки.
Развлечение на улице «Разгуляй»
Масленица расстелись!
Молодцы – поборись!
Подходи стар и млад,
Перетягивать канат!
Звучит веселая русская народная музыка. Дети собираются на спортивной площадке,
(у девочек одеты русские платки и шали, щеки у детей накрашены).
Стоит чучело Масленицы.
Ведущая: Собирайся народ!
В гости Масленица ждет
Мы зовем к себе тех
Кто любит веселье и смех
Ждут вас игры, забавы и шутки
Скучать не дадут ни минутки!
Масленицу широкую открываем
Веселье начинаем!
Позвольте спросить, какой же сегодня праздник? Масленица – семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьей, чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину.
Ой, как много здесь гостей
Ждет вас множество затей
Будем петь да играть
Старину вспоминать
А вы, ребята, знаете заклички о Масленице? Ну–ка, послушаем.
1. Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!
2. А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!
3. Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!
Ведущая: Русскую зиму проводить нужно
Задорно, весело и дружно!
Частушки
1. Сшила платье из капусты
Огурцом отделала
Рассердилась, платье съела
Что же я наделала?
2. Мы на масляной неделе
Будем петь и танцевать
Мы блиночки все поели
Можем вам один лишь дать
3. Светит месяц, светит ясный
Светит полная луна
Дарья, Марья и Катюша
Танцевать пришли сюда
Ведущая: Подходи, честной народ
Становись в хоровод
Чтобы было веселей
Торопи своих друзей!
Хороводная игра «Ровным кругом»
Слова к игре:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так
(Звучит веселая музыка, выбегает Скоморох)
Ванька: Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки
Смешливые девчонки, короткие юбчонки
Я – скоморох Ванька.
По всему свету гуляю
Все на свете знаю
Пришел к вам позабавиться да повеселиться
Праздник Масленицы встретить!
А у Масленицы герой один —
Круглый и вкусный, а зовут его?.
Дети: Блин!
Ванька: Чтоб поднять вам настроенье
Я устрою представленье
Тили – тили, трам – тарам
Роль блина сыграю сам!
(Надевает шапочку блина, нарумянивает щеки).
Ванька: Позвольте представиться: я – блин
На весь свет один
Всех моих братьев съели
А меня не успели
Только на меня раскрыли роток
А я — шмыг и наутек!
Будем петь и развлекаться
Танцевать и кувыркаться!
Общий танец «Топа – топ»
Слова к танцу: Топа – топ, топа – топ
Топа – топа, топа-топ
Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп
Хлопай, хлопай, хлопай хлоп
Прыг да скок, прыг да скок
Прыг да скок да прыг да скок
Ножку – раз, ножку – два
Вот как пляшет детвора
Сели – встали, сели – встали
И нисколько не устали и т. д.
(Звучит музыка, появляется скоморошина Маруся, одета в русский сарафан,
на голове шапочка в форме оладьи).
Маруся: Я от бабушки ушла
Я от душки ушла
По снежочку я пошла…
Ой. ребятишек я нашла!
Эх, сейчас поозорую
И игру вам подарю я!
Игра «Собери подснежники»
На площадке разложены бумажные «подснежники». По команде дети начинают их собирать. Победил тот, у которого больше «подснежников».
Ванька: Ты кто такая, мне ответь?
Маруся: Да я сестрица твоя, Оладушка!
Меня, как и тебя. испекла бабушка.
Ванька: А почему ты такая маленькая?
Маруся: А на меня муки не хватило
Ванька: А почему на тебя муки не хватило?
Маруся: Вся мука на тебя ушла
Ванька: Ну, что ж, теперь мы – братец и сестрица
Вместе будем веселиться!
Маруся: (всматривается в Ваньку)
Вот вопрос меня тревожит
На кого наш блин похожий?
Очень знакомое личико!
Ванька: Мое личико похоже на блинчик!
Маруся: А еще на кого?
Ванька: Я на дедушку похожий?
Дети: Нет!
Ванька: Я на бабушку похожий?
Дети: Нет!
Ванька: Я – красивый и пригожий?
Дети: Да!
Маруся: Да, красив ты и пригож
Ты на солнышко похож!
Ванька: Я на солнышко похожий
Пойду в гости к солнцу я
Вас с собой возьму, друзья!
Маруся: Надо к солнышку сходить
Надо солнце разбудить
Чтоб скорей пришла весна
Пробудилась ото сна
(Дети читают заклички)
1. Ну-ка, Солнце, просыпайся
В чисто небо выбирайся
Будешь по небу ходить
Песни петь и всем светить
2. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко
Солнышко, Солнышко, покажись немножко
Ванька: Молчит, Солнышко, не улыбается, совсем загордилось!
Маруся: Тут что-то не так! Что-то с Солнышком случилось!
(Звучит музыка, выбегает Баба Яга)
Баба Яга: Здравствуйте, ребятушки!
Здравствуйте, Оладушки!
Что, не получается Солнышко разбудить да Весну-красну встретить? Это я постаралась. Мне и самой в моем дремучем лесу с солнышком хорошо живется!
Ванька: Ах, ты, Баба Яга, костяная нога, верни радость нашему солнышку.
БабаЯга: Это я-то костяная нога? Ты что, совсем от жизни отстал! Вспомнил, когда это было-то!
Я – Баба, современная Яга
Мне жизнь такая дорога
Никого не нужно есть
Пенсия большая есть
Телевизор, телефон
Видеомагнитофон
Есть машина у меня
Так что ступа не нужна
В триста лет я молодая
Не худая, не больная
И нога не костяная
Посмотрите на меня
Как мила и как умна!
Ванька: Ты прости меня, Ягуся, это я не подумав сказал. Ты очень даже симпатичная.
Баба Яга: Вот то-то же. Ну, ладно, поиграете со мной, тогда и Солнышко ваше расколдуется.
Игры:
1. «Игра с Солнцем»
2. «На метле, как на коне» — эстафета
3. «Гори ясно»
4. «Береги ноги» (перепрыгивание через метлу)»
5. «Всем нам весело живется
Слова к игре: Всем нам весело живется
Мы в ладоши хлопаем
Хлоп – 4 раза
Я беру себя за лоб (колено, любые части тела)
(Баба Яга поворачивает Солнце лицевой стороной)
Ванька: Вот и стало светлее
Вот и стало теплее
Скоро птицы прилетят
И комары запищат
Уж ты, ласточка,
Ты, касаточка,
Ты возьми ключи
Запри Зиму, отопри Лето!
Маруся: Пора уходить Зиме холодной
Пора и с Масленицей, нашей гостьюшкой попрощаться.
Сжигают Масленицу
(Во время сжигания Масленицы детям раздают солнышки)
Ванька: Как на масленой неделе
Из печи блины летели
Масленица, угощай
Всем блиночков подавай
(Ванька и Маруся выносят самовар и поднос с блинами).
Угощение блинами с чаем