Получи документы

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Народные традиции. Масленица»

Окасана Шишкина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Народные традиции. Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Народные традиции. Масленица»

Из опыта работы в рамках проекта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»

Автор: Шишкина О. М., воспитатель первой категории

Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Народные традиции, Масленица“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Первые представления о родной стране, которые ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, культуре, быта людей.

Приобщение детей к истокам народной культуры способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.

Через данный проект происходит приобщение детей к обычаям и праздникам русского народа, через ознакомление с поэтическим, музыкальным и игровым фольклором, что способствует привитию любви к родному краю. Дети знакомятся с изготовлением кукол-мотанок, лоскутным изделием, изучают русские народные игры, пословицы, потешки, заклички, поют русские народные песни, водят хороводы, в которых так хорошо сочетается и пение, и движение. Посредством проекта расширяется кругозор детей, пополняется словарный запас, воспитывается любознательность. Также в воспитательно-образовательный процесс активно привлекаются родители воспитанников.

Цель проекта :

Приобщение детей к истокам народной культуры, ознакомление с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором. Сохранение традиций и обычаев праздника. Духовно-нравственное воспитание

Задачи проекта :

1. Сформировать стремление у детей принимать активное участие в проекте, испытывать чувство веселья и радости.

2. Формирование творческого мировосприятия жизни, художественной зоркости.

3. Развивать потребность в активном самовыражении, в творчестве.

4. Развивать воображение, эмоциональную сферу, игровые умения.

5. Привлечь в активную творческую деятельность детей и их родителей.

Формы реализации проекта :

1. Беседы, песни, сказки, потешки, заклички, хороводы

2. Рассматривание картин Кустодиева Б. М. «Масленица», Соловьева А. А. «Тройка

3. Знакомство с лоскутным рукоделием

4. Конкурсы рисунков, поделок.

5. Русские игры, забавы

6. Мини музей русского народного творчества

7. Русский народный праздник «Масленица»

Возраст воспитанников : 4-5 лет

Ожидаемые результаты:

- познакомить детей с истоками русской народной культуры;

- использование различных форм фольклора в совместной деятельности;

- привить любовь и уважение к народным традициям;

- включить родителей в организацию работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Содержательная часть

Состав и обязанности

основных участников проекта.

Ф. И. О. Место работы и занимаемая должность Основные обязанности по проекту

Шишкина

Оксана

Матиевна МКДОУ№251 воспитатель

Общее руководство проектом, проведение занятий.

Группа воспитанников

(средняя) Участие в занятиях.

Родители Члены родительского комитета Помощь в организации проведения праздника.

Предварительная работа:

1. Слушание русских народных песен в обработке П. И. Чайковского, А. А. Алябьева.

2. Разучивание хороводов «Маслена», «Ровным кругом»

3. Рассматривание картины Б. М. Кустодиева «Масленица"

4. Подвижная игра: «Игра с солнцем»

Дети становятся в хоровод. В центре круга «солнце» и начинают проговаривать слова:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее

На 3-ю строку подходят близко к солнцу, сужая круг, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - солнце догоняет детей

План проекта :

Понедельник

I половина дня:

Ознакомление с окружающим миром.

Тема: Народные традиции. Масленица.

Задачи: -познакомить с обычаями и праздниками русского народа; вызывать эмоционально-положительный настрой на занятие. Пополнить словарный запас- «масленица», «лапти», «чучело»; развивать интерес к изготовлению кукол-мотанок, приобщать к русскому народному творчеству, развивать мелкую моторику рук; воспитывать любознательность, расширять кругозор детей;

Изготовление кукол-мотанок

II половина дня:

Тема: Просмотр мультипликационного фильма «Масленица».

Задачи: - продолжать развивать у детей эмоциональное восприятие; учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией их голоса, настроение, расширять представления детей о жанровых особенностях сказки; продолжать полно отвечать на вопросы, воспитывать дружеские взаимоотношения и взаимовыручку.

Вторник

I половина дня:

Рассматривание картины А. А. Соловьева «Тройка»

Задачи: - дать представление о русской «тройке»; побуждать к составлению связного рассказа по картине; развивать навыки выразительной речи; учить характеризовать состояние и настроение людей.

Лепка из соленого теста. Тема: Крендельки-бараночки.

Задачи: познакомить детей с обрядовой кухней; закреплять умение делить кусок теста на части, использовать знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание; активизировать словарный запас, развивать воображение, мелкую моторику рук.

II половина дня:

Разучивание русских народных игр. «Гори, гори ясно.» «Собери подснежники».

Задачи: дать детям представление о русских народных играх-забавах. Вызывать интерес, эмоционально-положительный настрой.

Игра: «Гори, гори ясно…»

Ход игры: Дети становятся в хоровод и произносят слова

Гори, гори, ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо

Птички летят,

Колокольчики звенят

Раз, два, три, беги

На слова «колокольчики звенят», ведущий с платочком становится между двумя любыми детьми, а после слов «раз, два, три, беги» дети (2 ребенка) разбегаются в разные стороны по кругу. Кто первый прибежит на свое место и возьмет платочек у ведущего, становится сам ведущим. Игра повторяется.

Игра «Собери подснежники»

Ход игры: На полу разложены бумажные «подснежники». По команде дети начинают их собирать. Победил тот, у которого больше «подснежников».

Среда

I половина дня:

Тема: Чтение закличек, потешек, частушек

Задачи: познакомить детей с поэтическим и музыкальным фольклором; разучить заклички, потешки с детьми; воспитывать уважение к обычаям русского народа; развивать речь, память.

А мы Масленицу повстречали

Сыром гору поливали

На широкий двор зазывали

Да блинами заедали!

Ну-ка, Солнце просыпайся

В чисто небо выбирайся

Будешь по небу ходить

Песни петь и всем светить

Ручной труд. Тема: «Лоскутный коврик»

Задачи: познакомить детей с лоскутным рукоделием; учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие; продолжать развивать мелкую моторику рук, закреплять прием аккуратного наклеивания; вызывать эмоционально-положительный настрой; Пополнять словарный запас детей.

II половина дня:

Разучивание хороводов, частушек

Частушки:

Мы на масляной неделе

Будем петь и танцевать

Мы блиночки все поели

Можем вам один лишь дать

Светит месяц, светит ясный

Светит полная луна

Дарья, Марья и Катюша

Танцевать пришли сюда

Четверг

I половина дня:

Рисование. Тема: «Украшение платочка» (по мотивам дымковской росписи)

Задачи: познакомить с росписью дымковской игрушки (барышни); учить выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки, равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными, в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы; развивать чувство ритма, композиции, цвета.

Разучивание потешек, закличек.

II половина дня:

Изготовление блинной книги (пластилинография)

Цель: продолжать развивать самостоятельность, активность. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.

Пятница

Аппликация. Тема: Матрешка

Задачи: упражнять в вырезывании округлых форм из квадрата путем плавного закругления форм. Закреплять приемы владения ножницами. Продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество.

Оформление фотовыставки.

Развлечение на улице «Разгуляй»

Масленица расстелись!

Молодцы – поборись!

Подходи стар и млад,

Перетягивать канат!

Звучит веселая русская народная музыка. Дети собираются на спортивной площадке,

(у девочек одеты русские платки и шали, щеки у детей накрашены).

Стоит чучело Масленицы.

Ведущая: Собирайся народ!

В гости Масленица ждет

Мы зовем к себе тех

Кто любит веселье и смех

Ждут вас игры, забавы и шутки

Скучать не дадут ни минутки!

Масленицу широкую открываем

Веселье начинаем!

Позвольте спросить, какой же сегодня праздник? Масленица – семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьей, чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину.

Ой, как много здесь гостей

Ждет вас множество затей

Будем петь да играть

Старину вспоминать

А вы, ребята, знаете заклички о Масленице? Ну–ка, послушаем.

1. Ой, Масленица – кривошейка

Встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачами

И румяным пирогом!

2. А мы Масленицу повстречали

Сыром гору поливали

На широкий двор зазывали

Да блинами заедали!

3. Широкая Масленица

Мы тобой не нахвалимся

Приезжай к нам в гости

На широкий двор

С детьми поиграть

На горках кататься!

Ведущая: Русскую зиму проводить нужно

Задорно, весело и дружно!

Частушки

1. Сшила платье из капусты

Огурцом отделала

Рассердилась, платье съела

Что же я наделала?

2. Мы на масляной неделе

Будем петь и танцевать

Мы блиночки все поели

Можем вам один лишь дать

3. Светит месяц, светит ясный

Светит полная луна

Дарья, Марья и Катюша

Танцевать пришли сюда

Ведущая: Подходи, честной народ

Становись в хоровод

Чтобы было веселей

Торопи своих друзей!

Хороводная игра «Ровным кругом»

Слова к игре:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так

(Звучит веселая музыка, выбегает Скоморох)

Ванька: Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки

Смешливые девчонки, короткие юбчонки

Я – скоморох Ванька.

По всему свету гуляю

Все на свете знаю

Пришел к вам позабавиться да повеселиться

Праздник Масленицы встретить!

А у Масленицы герой один —

Круглый и вкусный, а зовут его?.

Дети: Блин!

Ванька: Чтоб поднять вам настроенье

Я устрою представленье

Тили – тили, трам – тарам

Роль блина сыграю сам!

(Надевает шапочку блина, нарумянивает щеки).

Ванька: Позвольте представиться: я – блин

На весь свет один

Всех моих братьев съели

А меня не успели

Только на меня раскрыли роток

А я — шмыг и наутек!

Будем петь и развлекаться

Танцевать и кувыркаться!

Общий танец «Топа – топ»

Слова к танцу: Топа – топ, топа – топ

Топа – топа, топа-топ

Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп

Хлопай, хлопай, хлопай хлоп

Прыг да скок, прыг да скок

Прыг да скок да прыг да скок

Ножку – раз, ножку – два

Вот как пляшет детвора

Сели – встали, сели – встали

И нисколько не устали и т. д.

(Звучит музыка, появляется скоморошина Маруся, одета в русский сарафан,

на голове шапочка в форме оладьи).

Маруся: Я от бабушки ушла

Я от душки ушла

По снежочку я пошла…

Ой. ребятишек я нашла!

Эх, сейчас поозорую

И игру вам подарю я!

Игра «Собери подснежники»

На площадке разложены бумажные «подснежники». По команде дети начинают их собирать. Победил тот, у которого больше «подснежников».

Ванька: Ты кто такая, мне ответь?

Маруся: Да я сестрица твоя, Оладушка!

Меня, как и тебя. испекла бабушка.

Ванька: А почему ты такая маленькая?

Маруся: А на меня муки не хватило

Ванька: А почему на тебя муки не хватило?

Маруся: Вся мука на тебя ушла

Ванька: Ну, что ж, теперь мы – братец и сестрица

Вместе будем веселиться!

Маруся: (всматривается в Ваньку)

Вот вопрос меня тревожит

На кого наш блин похожий?

Очень знакомое личико!

Ванька: Мое личико похоже на блинчик!

Маруся: А еще на кого?

Ванька: Я на дедушку похожий?

Дети: Нет!

Ванька: Я на бабушку похожий?

Дети: Нет!

Ванька: Я – красивый и пригожий?

Дети: Да!

Маруся: Да, красив ты и пригож

Ты на солнышко похож!

Ванька: Я на солнышко похожий

Пойду в гости к солнцу я

Вас с собой возьму, друзья!

Маруся: Надо к солнышку сходить

Надо солнце разбудить

Чтоб скорей пришла весна

Пробудилась ото сна

(Дети читают заклички)

1. Ну-ка, Солнце, просыпайся

В чисто небо выбирайся

Будешь по небу ходить

Песни петь и всем светить

2. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко

Солнышко, Солнышко, покажись немножко

Ванька: Молчит, Солнышко, не улыбается, совсем загордилось!

Маруся: Тут что-то не так! Что-то с Солнышком случилось!

(Звучит музыка, выбегает Баба Яга)

Баба Яга: Здравствуйте, ребятушки!

Здравствуйте, Оладушки!

Что, не получается Солнышко разбудить да Весну-красну встретить? Это я постаралась. Мне и самой в моем дремучем лесу с солнышком хорошо живется!

Ванька: Ах, ты, Баба Яга, костяная нога, верни радость нашему солнышку.

БабаЯга: Это я-то костяная нога? Ты что, совсем от жизни отстал! Вспомнил, когда это было-то!

Я – Баба, современная Яга

Мне жизнь такая дорога

Никого не нужно есть

Пенсия большая есть

Телевизор, телефон

Видеомагнитофон

Есть машина у меня

Так что ступа не нужна

В триста лет я молодая

Не худая, не больная

И нога не костяная

Посмотрите на меня

Как мила и как умна!

Ванька: Ты прости меня, Ягуся, это я не подумав сказал. Ты очень даже симпатичная.

Баба Яга: Вот то-то же. Ну, ладно, поиграете со мной, тогда и Солнышко ваше расколдуется.

Игры:

1. «Игра с Солнцем»

2. «На метле, как на коне» — эстафета

3. «Гори ясно»

4. «Береги ноги» (перепрыгивание через метлу)»

5. «Всем нам весело живется

Слова к игре: Всем нам весело живется

Мы в ладоши хлопаем

Хлоп – 4 раза

Я беру себя за лоб (колено, любые части тела)

(Баба Яга поворачивает Солнце лицевой стороной)

Ванька: Вот и стало светлее

Вот и стало теплее

Скоро птицы прилетят

И комары запищат

Уж ты, ласточка,

Ты, касаточка,

Ты возьми ключи

Запри Зиму, отопри Лето!

Маруся: Пора уходить Зиме холодной

Пора и с Масленицей, нашей гостьюшкой попрощаться.

Сжигают Масленицу

(Во время сжигания Масленицы детям раздают солнышки)

Ванька: Как на масленой неделе

Из печи блины летели

Масленица, угощай

Всем блиночков подавай

(Ванька и Маруся выносят самовар и поднос с блинами).

Угощение блинами с чаем

Публикации по теме:

Информационно-познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию к Дню Победы «На суше, в небе, на морях…»Информационно-познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию к Дню Победы «На суше, в небе, на морях…» Информационно – познавательный проект по нравственно – патриотическому воспитанию «На суше, в небе, на морях…» во 2 младшей группе Сроки.

Презентация. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» для старшего возраста 9 МАЯ. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А ещё поздравляют.

Проект «Дружная семейка» по нравственно-патриотическому воспитаниюПроект «Дружная семейка» по нравственно-патриотическому воспитанию Уважаемые коллеги, хочу рассказать вам о той работе,которая проводилась в нашем детском саду. Начну с того,что согласно годовому плану.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Юрга вчера, сегодня, завтра!» Информационно - творческий проект Тема: «Юрга вчера, сегодня, завтра!» Цель проекта: воспитание гражданина России, патриота малой родины,.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Село, в котором я живу» Проект: долгосрочный, групповой, творческий, исследовательский. Составила Черная Светлана Анатольевна, воспитатель: МБ ДОУ Детский сад.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» для старшего дошкольного возраста Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе «С чего начинается Родина»Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе «С чего начинается Родина» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительно - логопедической группе «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» Проект посоциально.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» Содержание 1. Паспорт проекта. 2. Актуальность проекта 3. Цели и задачи проекта 4. Механизм реализации проекта 5. Календарный план.

Проект «Семь Я» по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возрастаПроект «Семь Я» по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возраста Цель проекта:  формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста  через знакомство с семьей. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Народные традиции. Масленица»
Опубликовано: 26 октября 2021 в 12:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Народные традиции. Масленица»» (включая файлы) размещена пользователем Окасана Шишкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД