Любовь Тренина
Проект по музыкальному воспитанию «Формирование представлений о музыкальных инструментах, их звучании и происхождении»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование представлений о музыкальных инструментах, их звучании и происхождении».
Вид проекта : тематический, групповой, комплексный.
Цель проекта : дать представления о многообразии мира музыкальных инструментов.
Задачи:
Публикация «Проект по музыкальному воспитанию „Формирование представлений о музыкальных инструментах, их звучании и происхождении“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
1. Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов.
2. развивать у детей музыкальный слух, желание слушать классическую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.
3. Создавать необходимую предметно-развивающую музыкальную среду.
Предполагаемый результат :
В результате реализации проекта :
1. Дети познакомятся с ударными, духовыми, струнными, клавишными музыкальными инструментами.
2. Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической музыки, готовность к творчеству.
Краткое описание проекта :
Целью данного проекта является желание воспитать в детях живой интерес к музыке; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.
В результате реализации проекта у детей сформируются представления о многих музыкальных инструментах, их звучании и происхождении. И как вершина творческого достижения – их участие в увлекательной викторине с вопросами, играми и творческими заданиями.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
1. Планирование деятельности, составление плана работы.
2. Подбор методической литературы и пособий.
3. Совершенствование предметно-развивающей среды (оформление музыкальных уголков).
4. Организовать с детьми оркестр детских музыкальных инструментов.
5. Изготовление самодельных музыкальных инструментов.
Основной этап: цикл занятий.
1-3 занятия-тема: «Ударные инструменты».
Цель: познакомить детей с ударными инструментами, развить у них творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ему музыкальных инструментах; сформировать у детей слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики.
Путешествие в город ударных инструментов «Ударная семья»(сказка).
Музыкант вошел в дом с большой коробкой и вынул из нее колокольчик, ложки, трещотки, барабан.
-Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.
Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещетки-трах-тах-тах,
-Трам-там-там - били барабанные палочки.
-Динь-дон –звенел колокольчик.
-Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь-разговаривали ложки. Все эти инструменты спорили, кто из них главнее?
Тут вошел музыкант, взял свой большой барабан, барабанные палочки, и громкая барабанная дробь влетела в общий спор.
-Братцы, мы все из одной семьи ударных инструментов, и нам не нужно спорить, - гремел барабан, и все инструменты с ним были согласны.
Вопросы викторины:
1. Как вы думаете, кто в семье ударных инструментов самый старший и, наоборот, самый младший?
2. Звучание какого музыкального инструмента из сказки вам нравится больше и почему?
3. Если бы музыкальные инструменты попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?
4. Придумайте свои веселые названия для разных ударных инструментов.
В конце викторины прошло награждение самых активных участников медальками с изображением ударных музыкальных инструментов.
4-6 занятия- тема: «Духовые инструменты».
Цель: Познакомить детей с духовой группой инструментов.
-Сегодня мы с вами поговорим о духовых инструментах. Как вы думаете, какие это инструменты?
Дети: дудочки, рожки, труба…
-Правильно, а еще к духовым относятся такие инструменты –саксофон, фагот, жалейка, свирель, волынка, свистулька. Одним словом, духовые – это те инструменты, в которых нужно дуть воздух для того, чтобы они звучали.
Свирель
Жил в селе пастух Андрейка
На свирели, жалейке
Он коровушкам играл,
Хор коровий подпевал.
Были у него коровы
Невредимы и здоровы.
Звуки их оберегали,
Злых волков, болезни гнали.
Все Андрейку уважали,
Угощали, ублажали,
Прославляли всем селом.
Слыл он лучшим пастухом.
- Без умения играть
Счастья стаду не видать.
Вам поклон, свирель с жалейкой,-
Говорил пастух Андрейка.
-Ребята, для чего пастуху Андрейке нужна была жалейка и свирель?
Дети: Чтобы коровы слышали звуки и выполняли команды, которые подает им пастух.
Волынка
По селу певец идет,
Он в руках мешок несет,
Находу на нем играет,
Трубкой звуки извлекает.
Монотонное звучанье,
Много в нем тоски, страданья.
Что же это за чудинка?
Музыкант несет волынку.
Как упруга и прочна,
Воздухом полна она.
Воздух этот – музыкальный,
Только слишком он печальный.
Дети слушают музыкальную пьесу И. Баха «Волынка»
После прослушивания произведения дети получают задание : придумать сказку,- почему у волынки печальный голос, и нарисовать этот инструмент.
Тема: «Чья песня лучше?»- знакомство с различными духовыми инструментами.
Жалейка - жалобно поет
Дудки - звонко, радостно поют.
Свирель – грустные, переливчатые трели (соловья).
Труба – звонко, торжественно
Волынка – грустно, печально.
Флейта – Флейты тонкий голосок
Словно звонкий ручеек,
Кормит влагой он поля,
И звенит в ответ земля.
Благодарно шепчут ивы,
Летний яркий луг красивый.
Птички радостно поют,
Звонкий щебет там и тут.
Громче флейты звук, сильней-
Заливается ручей,
Вторят братцу родники,
Вон доносятся с реки.
Тише флейточка звучит-
Ручеек устал и спит
Тишина – он видит сон,
Замер флейты перезвон.
-Автор этого стихотворения сравнил звучание флейты с бегущим ручейком.
На последнем этапе знакомства детей с духовыми инструментами предложить детям представить себе фею музыки и нарисовать дома эту музыкальную фею, ведь только в детстве мы можем посещать сказочные страны и видеть фей.
7-9 занятия- Тема: «Струнные музыкальные инструменты».
Цель: Познакомить детей со струнными инструментами, их разновидностями, спецификой звучания.
- Сегодня мы с вами продолжим свое путешествие по стране музыкальных инструментов.
Струна. У струн таинственный язык,
На нем никто не пишет книг,
На нем никто не говорит,
Он в недра музыки разлит.
Несет он счастье и покой,
Понятен он душе любой,
Без перевода и без слов,
Прозрачен он и легче снов.
Он то волна, то солнца луч,
То серое скопленье туч,
То ласковый весенний луг.
Он сокровенный сердца друг.
Звучащий мир - любви язык,
Он музыки волшебный лик,
Благословение струне,
Дарящий голос тишине.
-Какие струнные музыкальные инструменты вы знаете?
-Скрипка, гитара, балалайка, виолончель, контрабас, арфа, гусли…
(плакаты с изображением этих инструментов)
-У какого струнного музыкального инструмента больше всего струн?
-Арфа, гусли.
Семья струнных смычковых инструментов.
Альт, контрабас, виолончель-
В оркестре дружная артель.
Басы их скрипка разбавляет,
Она как будто бы летает.
С чудесной легкостью она
Высокие берет тона
И голосит, как птица, звонко.
Звуча пронзительно и звонко.
Откуда мощь она берет,
На вид хрупка, а так поет!
Артель ее боготворит
И уважительно басит.
-Давайте рассмотрим эти инструменты повнимательнее.
-Скажите, почему их называют семьей смычковых, что у них общего?
Арфа. На ней играют не смычком,
Звук извлекается щипком,
Как струи, струны шелестят,
Каскадом сказочным звенят.
Восходят ввысь, назад плывут,
Куда-то за собой влекут.
Подобно шепоту волны,
Глубоких тайн они полны.
У арфы ласковый напев,
Спокойный, ровный, нараспев.
Излечит боль любую вмиг
Ее таинственный язык.
Звучит фонограмма звучания арфы.
Звучание арфы сравнивается с волшебным всплеском волны. Она похожа на большое крыло бабочки, на которое натянуто множество струн. Арфа – это женский инструмент, потому что звучание арфы такое же нежное и ласковое, как женщина.
-Ребята, мы с вами познакомились со струнными музыкальными инструментами. Каждый инструмент необходимо переносить в футлярах. Дома вы нарисуете футляры для различных музыкальных инструментов, а по футлярам мы с вами определим, какой инструмент лежит в них.
10. Занятие - Тема: «Клавишные музыкальные инструменты».
Цель:Познакомить детей с группой клавишных инструментов.
ФортепианоФортепиано – что такое?
Это таинство большое,
Разных клавиш разговор,
Черно-белый вечный спор.
В черных клавишах бемоли
И диезы громко спорят.
В белых - чистые тона,
Ровная у них стена,
Нрав у белых - величавый.
Короли они по праву.
Черных это возмущает,
Им величия не хватает.
Ноты в разнобой звучат,
Подчиняться не хотят.
Примеренье наступает,
Если музыкант играет.
Утихают мигом споры
Клавиш вечные раздоры.
Всем дана одна работа,
Служат музыке все ноты.
(Рассматриваниекартины с изображением фортепиано).
-Ребята, посмотрите на клавиатуру фортепиано. Прикасаясь к его белым и черным клавишам, музыкант дарит нам прекрасные музыкальные произведения.
-Как вы думаете, о чем разговаривают белые и черные клавиши фортепиано?
Дети придумывают рассказы.
-Существует два вида фортепиано, один из них – рояль, что означает королевский, с корпусом, похожим на крыло огромной птицы. В нем струны расположены горизонтально. Его громкий голос отлично звучит в больших концертных залах. А другой вид – пианино, в нем струны расположены вертикально и не занимают так много места, как в рояле Поэтому оно больше подходит для дома.
-Чем отличается пианино от рояля?
-А теперь давайте послушаем, как фортепиано расскажет нам о бабочках. Послушайте его легкие звуки, и представьте себе маленьких легкокрылых бабочек, которые весело порхают над цветочной поляной.
Дети слушают пьесу для фортепиано «Бабочки»
-Ребята, дома нарисуйте этих веселых бабочек, про которые вам рассказало пианино.
Заключительный этап: итог.
1. Подарить ребенку радость, открыть ему дверь в мир музыки – мир удивительный, яркий и сказочный.
2. Закрепить знания о различных видах музыкальных инструментов, их звучании.
3. Определять на слух звучание музыкальных инструментов в оркестре.