Алла Смыкова
Проект по математическому развитию дошкольников «Умники и умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 поселка городского типа Черноморского муниципального образования Северский район
Проект по математическому развитию дошкольников
«Умники и умницы»
Составили воспитатели
подготовительной к школе группы
Смыкова А. В
Бажанова Т. А
Публикация «Проект по математическому развитию дошкольников „Умники и умницы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Викторины по математике (ФЭМП)
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
Проект по математическому развитию детей в подготовительной группе
«Умники и умницы»
Номинация – дошкольный возраст
Пояснительная записка.
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. В нашем проекте «Умники и умницы» мы использовали разнообразный материал, позволяющий помочь ребенку развить способности к логическому мышлению и закрепить ранее усвоенные знания по математике.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Интеграция в математику, логики и ознакомления с окружающим миром, способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.
Проблема: у некоторых детей отсутствует интерес к математике, слабо развито ориентировка в пространстве, образное и логическое мышление, внимание.
Участники проекта - дети подготовительной группы. Возраст - 6 лет
Цель проекта :
- Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи:
- Развивать математические представления детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений
- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ;
- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, отношений между частями целого, чисел, измерения и др. ;
- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).
Принципы:
- целостного представления о мире;
- психологической комфортности;
- наглядности;
- доступности;
- научности.
Содержание проекта :
1 этап – подготовительный
2 этап – (1 неделя) основной
3 этап – заключительный. Подведение итогов
Ожидаемый результат.
- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
- Успешно решает логические задачи;
- Умело соотносит схематическое изображение с реальными предметами;
- Развита быстрота мышления;
- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;
- Активно включается в игры на классификацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности.
1 этап
1) Постановка проблемы
На первом этапе исследования нами был определён уровень сформированности математических представлений каждого ребёнка, посредством наблюдений, бесед, развивающих игр и выявлены дети, у которых слабо развито внимание, мышление, активность, уверенность в своих знаниях. Чтобы развить у этих детей интерес к математике, был создан и реализован краткосрочный проект по математическому развитию дошкольников «Умники и умницы», где ребята самостоятельно выполняют то или иное задание, находят решение, проявляют творчество, инициативу.
2) Создание развивающей среды и её наполнение в сотрудничестве с родителями
2 этап
Понедельник
Тема Программное содержание
1. Беседа «Для чего нужна математика» Выявить уровень мотивации к занятиям математикой
2. «Карта сокровищ» Закрепить умение работать с планом, картой.
3. «Формы и фигуры» Закрепить знание геометрических фигур.
Вторник
Тема Программное содержание
1. «Чудесный ключик» Продолжать развивать умение работать с планом, картой
2. «Четвертый – лишний». Развивать аналитическое мышление, умение находить предмет, отличающийся по форме, величине, цвету, способу его применения.
3. «Угадай – ка». Учить придумывать способы показа задания. Развивать умение договариваться и работать сообща
Среда
Тема Программное содержание
1. «Волшебные часы». Развивать умение ориентироваться в пространстве. Закреплять умение определять время по часам.
2. «Клад для умников и умниц» Упражнять в количественном и порядковом счете, закрепить понятия «больше», «меньше», обозначать количество предметов цифрами
3. «Будь внимательным!». Учить внимательно слушать и, при необходимости, выполнять команду ведущего
Четверг
Тема Программное содержание
1.«Следопыты». Продолжать развивать умение работать с планом, мыслить логически
2. «Палочки - считалочки». Продолжать учить детей создавать различные формы из счетных палочек, изменять их по заданию
3. «Что изменилось» Развивать зрительную память, внимание
Пятница
Тема Программное содержание
1. «Подумай и найди». Развивать умение делать умозаключения, определять заданное место по характерным названым признакам
2. «Умники - затейники». Вызвать желание придумывать игры с физкультурным оборудованием с математическим обоснованием действий
3. Итоговая игра – занятие «Умники и умницы» Выявить уровень развития у детей подготовительной группы простейших логических структур мышления и математических представлений и наметить индивидуальную работу.
Работа с детьми
Понедельник
1. Беседа «Для чего нужна математика»
Ребята рассказали, как важно уметь считать, решать задачи, знать геометрические фигуры. Обратили внимание на то, что эти знания пригодятся в школе.
2. Дети находят план – карту своей площадки, где все объекты изображены с помощью геометрических фигур. Находят объект, отмеченный звездочкой, по характерным формам определяют его местоположение и находят в укромном месте коробки с новыми играми по математике.
3. Ребята освоили новые игры: «Формы и фигуры», и игру на развитие логического мышления «Что из чего сделано». Хочется отметить высокий уровень коммуникативных способностей детей, умение прийти на помощь товарищу, согласованные совместные действия с карточками в игре.
Вторник
1. Дети находят план – карту своей группы, воспитатель читает описание маршрута. Ребята называют стороны света и ориентируются по ним, отсчитывая шаги и поворачивая направо и налево. Находят ключик с красивой ленточкой, а затем дверь с замочком. За дверью стоит коробка с различными предметами. Дети сами предлагают варианты игр с ними.
2. Дидактическая игра с найденными предметами «Четвертый – лишний» Развивает аналитическое мышление, умение находить предмет, отличающийся по форме, величине, цвету, способу его применения.
3. Игра «Угадай - ка»
Двое ребят получают задание показать геометрическую фигуру, а остальные дети угадывают. Если ребята затрудняются, то можно назвать 1-2 характерных признака. Далее, можно продолжить забавной игрой «Крокодил», где в системе «да – нет» угадываются разные предметы.
Среда
1. «Волшебные часы»
На площадке, на видном месте, стоят часы. Ребята обращают на них внимание, задают вопросы. Часы оказываются волшебными и путеводными. Если правильно поставить стрелки и повернуться в заданную сторону света, то часы укажут место, где зарыт клад. Дети устанавливают нужное время, ориентируются по сторонам света и находят тщательно припрятанный клад.
2. «Клад для умников и умниц»
В коробке лежат разноцветные воздушные шары, разное количество каждого цвета (красные, синие, зеленые, желтые). Дети надувают их и разбиваются по группам. Воспитатель спрашивает, одинаковое ли количество шаров каждого цвета, дети считают и определяют, на сколько больше или меньше, а затем подбирают нужную цифру.
3. «Игра будь внимательным»
Для этой игры, желательно, чтобы количество шаров каждого цвета было одинаково.
Ребята сами придумывают названия своих команд по цвету шариков (Красные – маки, желтые – одуванчики, синие – васильки, зеленые – подорожники).
Ведущий дает задание и говорит название команды, выполняют только те ребята, чью команду назвали. Те, кто допустил ошибку, покидают игру, остаются самые внимательные (4 человека). Побеждает та команда, чьих участников остается больше или побеждают все, если осталось по одному участнику каждой команды.
Четверг
1. «Следопыты»
Воспитатели рассматривают «старую» карту – план с помощью увеличительного стекла. Дети подходят, рассматривают, задают вопросы. По характерным признакам определяют направление движения и местоположение объекта поиска. В найденной корзинке лежат новые наборы счетных палочек.
2. «Палочки – считалочки»
Ребята делятся на две команды и предлагают друг другу выполнить задание (создать изображение из заданного количества счетных палочек). Работа может быть коллективной и индивидуальной. Оценивают работу друг друга, предлагают свои варианты. Оценивается умение считать, выполнять правила, поощряется творческий подход и умение перестраивать, достраивать созданные изображения.
3. «Что изменилось?»
Воспитатели создают изображения из палочек, предлагают участникам команд запомнить и закрыть глаза, вносят малозаметные изменения. Выигрывает та команда, чей участник первым заметит и назовет, что изменилось. (игра до 5 очков)
Пятница
1. «Подумай и найди»
Воспитатели рассказывают о том, что где-то на нашей площадке спрятаны предметы для занятия математикой, нужно только подумать и найти. Проводится игра «Карманный крокодил». Ребята, по озвученным признакам, находят корзинку, в которой лежит разнообразное физкультурное оборудование. Воспитатель спрашивает, как же можно заниматься математикой с этими предметами. Дети предлагают сосчитать, разделить по цветам и оттенкам, размерам и просто поиграть, так как физкультура укрепляет здоровье помогает мозгу думать.
2. «Умники – затейники»
Ребята придумывают игры и упражнения с предметами так, чтобы в них можно было использовать математические действия.
3. Игра – занятие «Умники и умницы» (Конспект прилагается)
Итоги проекта :
Дети проявился интерес к исследовательской деятельности в самостоятельных математических играх, в процессе решения логических задач, стремление к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями, стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражение в активной, интересной, содержательной деятельности
Повысился интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
Отмечен высокий уровень развития образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять
Ребята проявили способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, отношений между частями целого, чисел, измерения и др. ;
Выявлен уровень развития у детей подготовительной группы простейших логических структур мышления и математических представлений и намечена индивидуальная работа.