светлана котерева
Проект по математическому развитию детей младшей группы «Мостик в страну математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность по математическому развитию дошкольников.
Тема: «Волшебный мостик в страну математики»
Участники проекта : Дети второй младшей группы.
Автор: Котерева Светлана Сергеевна
Пояснительная записка:
Публикация «Проект по математическому развитию детей младшей группы „Мостик в страну математики“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Качество образования невозможно без внедрения современных педагогических технологий. Для этого необходима целенаправленная работа по формированию интеллектуально - развивающей среды. Путь, который проходит ребенок в дошкольные годы огромен. Внедрение современных технологий в образовательный процесс с использованием современных технологий, в виде блоков Дьенеша, с этим материалом дети замечательно играют самостоятельно. Набор Дьенеша можно использовать не только, как игровой, но и в образовательной деятельности реализуя задачи образовательных областей.
Проблема:
Создание максимально благоприятных условий для выявления и развития интересов и способностей детей.
Задача:
Развитие элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, способности проводить действие в уме.
Цель:
Развивать у детей мыслительный навык сравнения предметов развитие творческого воображение.
Формировать у детей знания, умений навыков учиться готовности к самосознанию.
Формировать у детей мысленные умения : анализа, синтеза, классификация, обобщения выполнение логических операций.
Для педагогов:
- Побуждать у детей эмоциональный интерес к деятельности.
- Развивать познавательные способности в исследовательской и творческой деятельности.
- Формировать словарный запас.
Для детей :
- Умения работать в коллективе.
- Осознавать способ действия детей в ходе работы.
- Закреплять знания полученные в разных видах деятельности.
Для родителей:
- Включаться в совместную деятельность с детьми при создании проектной деятельности
- Помочь детям в овладениями навыками, знаниями и умениями в процессе проектной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Для педагогов:
- Реализация основной цели проекта, ее полное отражение.
- К концу проекта дети составляют силуэты, фигуры по схематическому изображению.
Для детей :
- Приобретение полученных знаний и представлений
- Полученные знания о математике определяют в дальнейшем развитие в следующих группах.
- Полученные знания являются залогом успешной подготовке к школе.
Для родителей:
- Продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.
Краткое содержание проекта
Этапы проекта Действия педагога Действия детей Действия членов семьи
Подготовительный Создаю проблему и ситуацию описываю ее Эмоционально реагируют на проблемные вопросы Дают свое согласие на содействие
Деятельностный Провожу с родителями беседы, консультации. Предлагаю перечень дидактических игр.
Пользуюсь приемами наглядными словесными, практическими.
Принимают участие в игровых действиях.
Взаимодействуют друг с другом в процессе занятия и вне. Играют с детьми используя блоки Дьенеша.
Завершающий Провожу дидактические игры с использованием блоков Дьенеша.
Провожу НОД с использованием блоков Дьенеша.
Контролирую развитие проектной деятельности.
Делаю выводы. Выполняют продуктивную деятельность с использованием блоков Дьенеша. Помогают в завершении проекта.
Закрепляют полученные знания детей при помощи блоков Дьенеша.
Консультация для родителей.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования блоков Дьенеша, как игровой материал, так и материал в работе.
- ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером.
- развитие мысленных умений : сравнивать, классифицировать, обобщать.
-усваивание элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
- развитие познавательных процессов восприятие памяти, внимания воображения.
- развитие творческих способностей.
Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развитие детей.
Логические блоки Дьенеша вводят такие первичные понятия, как логические действия, кодированные информации, структура и алгоритмы выполнения действий.
В настоящее время во всем мире широко используются «Логические блоки Дьенеша» в различных вариантах исполнения: объемные, плоскостные для развитие детей и подготовке к школе.
Рекомендации.
Продолжительность игры с ребенком не должна превышать 10-15 минут, причем нахождение за столом не более 5-7 минут. С целью сохранения здоровья ребенка и поддерживания интереса к деятельности большинство игр сопровождается небольшими стихотворениями, под которые дети выполняют разминки.
Предлагаю для родителей игры для младшего возраста
«Угощение для медвежат», «Маленькие логики», «Маленькие логики -2», «Магазин».
Давайте поиграем вместе – пусть эти слова станут волшебным мостиком между взрослым и детьми.
Дидактическая игра «Угощение для медвежат»
Материал :
Игрушки медведи, карточки со знаками символами свойств, блоки Дьенеша, тарелочки разного цвета.
Описание игры:
В гости пришли два медвежонка, они сладкоежки очень любят печенье разной формы и разного цвета. А вот у меня есть круги и квадраты разного цвета и мне легко превратить их в печенье для медвежат, а девочки и мальчики мне в этом помогут. Девочки возьмут печенье круглой формы, а мальчики квадратной. Предлагаю найти сходство и отличие, пользуясь наглядными методами, вступаю с детьми в игровой действие. Медведи благодарят детей за угощения, предлагают подвижную игру.
Варианты игры: Подобрать тарелочку подходящей по цвету.
Найти карточку соответствующей цвету и форме.
КОНСПЕКТ
Тема: «Помочь друзьям - ушастикам».
Программное содержание: Детям предлагается в игровой форме, оказать помощь человечкам, попавшим в беду. Помочь человечкам найти пропавшую одежду. Во время непосредственной образовательной деятельности закрепляются знания детей по формированию элементарных математических представлений по разделам: величина, цвет, форма. Используется интеграция с другими образовательными областями основной общеобразовательной программы ДОУ с учетом ФГОС. С честью пройти все испытания помогают детям занимательные блоки Дьенеша, а так же доброта, дружба и умение четко и правильно выполнять задания.
Цель: Закрепить знания детей по формированию элементарных математических представлений (по разделам форма, величина, цвет).
Задачи:
Учить различать предметы по геометрическим формам; закрепить навыки детей в работе с логическими блоками, упражнять в умении классифицировать блоки по трё м признакам: цвету, форме, величине.
Развивать у детей мыслительный навык сравнения предметов по цвету, величине, форме; развивать коммуникативные навыки; развивать творческое воображение детей.
Продолжать воспитывать отзывчивость, умение сопереживать.
Методы и приемы: словесный метод, метод наглядности, беседа, игра
Формы и виды деятельности: совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, игры
Здоровье сберегающие технологии: динамическая пауза, релаксационные упражнения.
Оформление (наглядность) : логические блоки Дьенеша, объёмные и плоские, письма, сделанные в виде разных геометрических фигур, карточки с ключами, карточки-фотографии человечков, куклы, лейки, аудиозапись.
НОД
Воспитатель: Ребята, мне хочется рассказать вам, что произошло сегодня утром. Открыла я окна, чтобы проветрить группу, как вдруг подул ветер и стал забрасывать в окна конверты, их было много, они были разные (конверты в виде геометрических фигур, разного цвета). Они кружили над моей головой и падали на пол как осенние листочки.
Обычно в конверт вкладывают письмо, подумала я, значит в одном из конвертов есть письмо для нашей группы, но как его отыскать?
Собирая конверты, я нашла подсказку, которая поможет нам найти это письмо. Оно должно выглядеть так (карточка – подсказка к блокам Дьенеша, на которой закодирован квадрат жёлтого цвета, большой по размеру)
Внимательно посмотрите, и скажите, как должно выглядеть наше письмо?
Дети: большой жёлтый квадрат.
Воспитатель: А теперь давайте подойдём к столу и найдём наше письмо (на столе дети находят нужное письмо). Спросить детей, почему они считают, что это письмо для нас. Объясни свой выбор. Молодцы, ребята, нашли письмо. Давайте я его прочитаю:
«Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Пишут Друзья –ушастики, очень удивительные, почему удивительные? Да потому, что мы живём в Удивительной Стране. Мы весёлые и озорные. (Введение в проблему). Но сейчас нам не до веселья, случилась у нас беда. Купались мы в озере, налетел озорной ветерок и унёс нашу одежду. Помогите нам, пожалуйста, отыщите ветерок и верните наши вещи, а то мы замёрзнем и заболеем.
Воспитатель: Ребята, Удивительным человечкам нужна помощь. Как вы думаете, сможем ли мы им помочь? Как это сделать?
Дети: Нужно отыскать ветерок сделать для него что – то хорошее, чтобы он захотел вернуть одежду Удивительным друзьям - ушастикам.
Воспитатель: Дети, нам нужно попасть в Удивительную Страну. Как же это сделать? Загляну в конверт, может быть там есть подсказка? «Геометрические фигуры назовёте и в страну вы попадёте».
Дети называют знакомые фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами нашли клумбы, на которых должны расти цветы, а это семена (блоки Дьёнеша, давайте посадим цветы на клумбы. Это ветерку понравится, и он вернёт одежду Друзьям- ушастикам. На каждой клумбе есть табличка, она поможет вам правильно посадить цветы (по цвету, по форме, по размеру). А теперь, чтобы цветы быстрее выросли, давайте их польём.
Динамическая пауза «Мы цветы сажали»
Мы цветы сажаем - (наклоны)
Из лейки поливали - (Повороты вправо, влево)
Очень мы устали - (Наклоны головой вперёд, назад)
Ветерок позвали - (Машут правой рукой)
Ветер, ветер, ветерок - (Машут левой рукой)
Ты, подуй, подуй, дружок - (Надувают щёки - дуют)
Не крути, не шали - (Грозят пальцем)
Нам одежду принеси - (Топают ногой)
Воспитатель: Дети вы слышите (шум ветра в записи, это ветерок, а это что? (обращает внимание на блоки Дьёнеша рассыпанные по полу)
Игра «Ремонт одежды»
Воспитатель: Посмотрите, что стало с одеждой её надо отремонтировать. У нас есть фотографии человечков, по ним мы сможем починить одежду (карточки-схемы, дети выкладывают человечков по цвету, по форме, по размеру). Молодцы, вы справились. Друзья- ушастики будут рады.
(Звучит музыка, появляются друзья - ушастики (одежда, плоскостные блоки) – благодарят за помощь и предлагают потанцевать)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На заключительном этапе определены результаты и продвижения детей. Уровень знаний и интересов у детей повысился. С помощью блоков Дьенеша дети научились группировать предметы по цвету, размеру, форме. Понимать конкретный смысл один много. Различать и называть геометрические фигуры.