Мищенко Ольга
Проект по игровой деятельности «Играя-учимся, играя-познаём» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 16 города Белореченска МО Белореченский район
Проект по игровой деятельности :
«Играя-учимся, играя-познаём!»
старшая группа №13
МБДОУ ЦРР Д/С №16
Воспитатели:
Токарева Т. И.
Мищенко О. В.
г. Белореченск
2021г.
Проект по игровой деятельности
Публикация «Проект по игровой деятельности „Играя-учимся, играя-познаём“ для детей старшей группы» размещена в разделах
«Играя-учимся, играя-познаём!»
для детей старшей группы
Вид проекта : творческий.
Продолжительность: 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь, долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели: Токарева Т. И. и Мищенко О. В. и воспитанники.
Актуальность проекта : «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В. А. Сухомлинский. И так, как игра является ведущей деятельностью дошкольника, то мы, сотрудники ДОУ и родители, должны ребёнку помочь сделать эту деятельность (игру) : яркой, положительной, разнообразной и познавательной.
Немалая роль в развитии игровой деятельности отводится семье. Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу : «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть. Но многие родители не уделяют должного внимания игре, считая это не столь важным; в силу занятости; или просто незнания как организовать игру со своим малышом. Поэтому в данном проекте будут участвовать родители ребят.
Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять – им не знакомы веселые игры и затеи.
Никакие мультфильмы, фильмы, компьютерные игры и многое другое не заменит в жизни ребёнка живую настоящую игру, в которой он реально, а не виртуально может принимать участие. Отсутствие игры приводит к тому, что обедняется словарный запас, психологический фон, социальный опыт дошкольника, а этого допускать никак нельзя. В связи с этим, тему моего проекта считаю актуальной на сегодняшний день.
Игра для ребёнка естественный вид деятельности. Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра не требует от ребёнка реального ощутимого продукта, в ней всё условно, «всё как будто», «понарошку». В игре, как и в других видах деятельности, ведущая роль принадлежит воспитателю. Она сложна и многообразна. Формирование интереса к сюжетно-ролевым играм – процесс длительный и сложный, но если мы хотим чтобы в наших детях сформировались представления о мире взрослых, взаимоотношения со сверстниками, развивалось мышление, чувства, воля, заниматься этим просто необходимо. Игра имеет большое значение для развития личности.
Определённая работа по руководству игровой деятельностью детей проводилось в младшей, средней группах и к началу учебного года в старшей группе дети уже имели определённый запас игровых навыков – могли самостоятельно подготовить атрибуты для игры, распределить роли, применяя считалки, усвоили навыки коллективного общения. Однако мы отметили такой факт, когда возникали игры, объединяющие большое количество детей, между ними наблюдались разногласия из-за распределения ролей, характера развития сюжета, способа конкретного выполнения игрового действия.
Подведя итоги работы в средней группе и изучив Примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы». под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, методические рекомендации к программе, а также технологии Н. Михайленко и Н. Коротковой «Организация сюжетно-ролевой игры в д/с», мы поставили перед собой следующие
Задачи:
Развивать умение детей самостоятельно выбирать тему для игры.
Развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра т/в передач.
Учить согласовывать тему до начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые атрибуты.
Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Учить коллективно, возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.
Суть предлагаемого подхода по Михайленко Н. Я., Коротковой Н. А. заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми.
Цель проекта : организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность – это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.
Условно игры можно разделить на две основные группы : сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).
Ожидаемые результаты проекта : дети могут
Договариваться с партнерами по игре о создании игрового замысла; вносить предложения по его совершенствованию.
Отбирать и придумывать сюжеты для игры; объединять несколько отдельных сюжетов в общую смысловую линию; вносить изменения в сюжет в ходе игры.
Изменять содержание игры в зависимости от количества играющих детей, от особенностей сюжета.
Использовать различные источники для развития сюжета игры (экскурсии, кино, литературу, впечатления из окружающей жизни).
Осуществлять выбор ролей, эмоционально проживать принятую роль; иметь в творческом опыте несколько постоянно проигрываемых ролей.
Взаимодействуя с партнерами по ходу игры, подчиняться правилам, анализировать игровой процесс, корректировать ролевые действия и правила игры.
Использовать в игре неоформленный, полифункциональный материал, предметы-заместители, создавая творческую предметно-игровую среду.
Возможные результаты (выходы) проектной деятельности :
- дидактические игры для старшей группы,
-фотоальбом,
-презентация,
-итоговое мероприятие: «Экскурсия в парк с родителями».
Перспективное планирование игровой деятельности в старшей группе
СЕНТЯБРЬ
1-я неделя
1. Дидактическая игра «Пирамидки» Дидактическая задача. Систематизировать предметы по величине в заданном порядке, отражать это в речи. (12колец).
2. Сюжетно-ролевая игра с воспитателем «Магазин». Цель. Обучать детей реализовать и развивать сюжет игры. Формировать знания о функциональности магазина, навыки культурного поведения в общественных местах.
3. Игра-экспериментирование с солнцем. Цель. Предложить детям сравнить предметы, находящиеся на солнце и в тени, отражать в речи результаты наблюдений. Вести коррекцию игровых отношений на равноправном партнерстве.
2-я неделя
1. Дидактическая игра «Когда мы это делаем» Дидактическая задача. Формировать представление о понятии «сутки», о последовательности частей суток (с использованием наглядного пособия).
2. Сюжетно-ролевая игра с воспитателем «Водитель автобуса» Цель. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; учить моделировать ролевой диалог.
3. Игры-эксперименты с песком «Веселые машинки» Цель. Продолжать формировать уточняем представления о свойствах песка. рисовать цветным песком, выкладывая песок на фигурку с клеем. Воспитывать умение делиться друг с другом игрушками.
3-я неделя
1. Дидактическая игра «Найди такой же узор» Дидактическая задача. Развивать усидчивость, наблюдательность, память, геометрическую зоркость.
2. Сюжетно-ролевая игра : «Гости». Цель. Воспитание культурных навыков, сообщение детям некоторых знаний по домоводству (уборка комнаты, сервировка стола).
3. Игры-эксперименты с песком. Цель. Закрепление. Продолжать знакомство со свойствами песка. Строить башенку, используя знания о свойствах мокрого и сухого песка. Развивать умение играть вместе, находить компромиссы.
4-я неделя
1. Дидактическая игра : «Что изменилось». Дидактическая задача. Упражнять в запоминании взаимного расположения геометрических фигур, развивать умение мыслить, рассуждать.
2. Сюжетно-ролевая игра : «Салон красоты». Цель. Учить детей подготавливать необходимые условия для игры, уметь договариваться о распределении ролей.
3. Подвижные игры «У медведя во бору», катание на самокате. Цель. Развивать ловкость, умение играть в подвижные игры со словами. Играть в команде.
ОКТЯБРЬ
1-я неделя
1. Дидактическая игра «Было – будет». Дидактическая задача. Учить устанавливать последовательность различных событий (вчера, сегодня, завтра, раньше – сначала, потом – позже).
2. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.)
3. Экологическая игра : «С какого дерева листок». Цель. Учить детей определять вид дерева по внешнему виду листочка и называть их. Развивать память, внимание, формировать умение не перебивать товарищей.
2-я неделя
1. Дидактическая игра «Выложи узор». Дидактическая задача. Развивать внимание, пространственное восприятие, взаимное расположение фигур. Формировать навыки взаимопомощи.
2. Сюжетно-ролевая игра : «Детский сад». Цель. Формировать знания детей о работе воспитателя, медсестры, прачки, повара и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь.
3. Пальчиковая игра парами : «Как у нашей кошки». Цель. Развитие мелкой моторики пальцев рук, умения играть в парах.
3-я неделя
1. Дидактическая игра : «Кто больше увидит?» Дидактическая задача. Учить детей последовательному зрительному обследованию и словесному описанию формы предметов.
2. Сюжетно-ролевая игра : «Библиотека». Цель. Учить согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте
3. Игра-экспериментирование : «Тонет – не тонет». Цель. Развитие познавательного интереса, умения обосновать свой ответ.
4-я неделя
1. Дидактическая игра «Помоги гному выучить дни недели». Дидактическая задача. Познакомить ребят с днями недели, их последовательностью. Учить отвечать в порядке очередности, не перебивать и не перекрикивать друг друга.
2. Сюжетно-ролевая игра : «Пожарные». Цель. Формировать знания воспитанников о пожарной безопасности, профессии «пожарный», воспитывать уважение к труду людей данной профессии. Воспитывать желание оказывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.
3. Подвижные игры: «Стрельба в мишень», «Кто даль прыгнет». Цель. Развивать интерес к подвижным играм, умение согласовывать свои действия с товарищами.
НОЯБРЬ
1-я неделя
1. Дидактическая игра : «Собери бусы». Дидактическая задача. Учить детей группировать фигуры по форме, цвету и размеру. Умению работать парами.
2. Сюжетно - ролевая игра : «Театр». Цель. Научить детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между собой. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости.
3. Игра с крупным строительным материалом: «Дом, в котором живем». Цель. Учить детей осуществлять пространственный анализ постройки, строить дом по заданным правилам, развивать коммуникативное общение.
2-я неделя
1. Дидактическая игра : «Скажи дальше». Дидактическая задача. Продолжать учиться устанавливать последовательность частей суток, дней недели. Уметь слушать и слышать друг друга.
2. Сюжетно – ролевая игра с воспитателем : «Больница». Цель. Раскрыть смысла деятельности медицинского персонала. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии врача. Цель. Закреплять умение принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам.
3. Пальчиковая игра : «Бежали бегемотики». Цель. Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук. Развивать коммуникативные способности ребят.
3-я неделя
1. Дидактическая игра : «Замри». Дидактическая задача. Учить детей понимать схематическое изображение человека, активизировать процесс внимания. Продолжать формировать умение играть в команде.
2. Сюжетно – ролевая игра : «Ночной дозор» ситуация спасение черепашек. Цель: Обогатить и конкретизировать знания и представления детей о морских черепахах и их повадках. Воспитывать уважение к труду работников зоопарка. Прививать любовь к животным, воспитывать чувство доброты и жалости.
3. Игры-экспериментирования с магнитом Цель. Учить детей находить металлические предметы с помощью магнита. Развивать наблюдательность, внимание, умение играть вместе.
4-я неделя
«Неделя игры и игрушки. Спортивная неделя».
1. Настольные игры: «Что из чего сделано». Цель. Развивать внимание, память, интерес к настольным играм и умению играть дружно
2 Сюжетно – ролевая игра : «Путешествие в прошлое». Цель. Учить соблюдать правила поведения в игре. Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания сверстников. Побуждать детей творчески использовать полученные знания, развивать инициативу.
3. Подвижные игры «Накинь кольцо». Цель. Развивать у детей внимание, глазомер, координацию движений. Упражнять в метании, умении соблюдать очередность.
4. Подвижная игра «Жмурки». Цель. Учить детей координации движений, умению ориентироваться в пространстве. Развивать желание играть всей группой, соблюдая правила игры.