Елена Байдина
Проект по гармонизации детско-родительских отношений в группе старшего дошкольного возраста «Семейная гостиная»
▼ Скачать + Заказать документы
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений семьи и образовательного учреждения. В законе «Об образовании» говорится, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольные учреждения должны оказывать им помощь в воспитании детей
Детский сад и семья могут создать единое пространство педагогов и родителей, но только в гармоничном взаимодополнении друг друга. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия. Это предполагает общение на равных педагогов и родителей, организацию совместной деятельности по выработке стратегии воспитания ребёнка.
Публикация «Проект по гармонизации детско-родительских отношений в группе старшего дошкольного возраста „Семейная гостиная“» размещена в разделах
По данным социологического опроса, проведённого в нашем образовательном учреждении, социальная нестабильность, возрастающий темп жизни, повышенное внимание к материальной обеспеченности семьи отвлекают родителей от задач воспитания своих детей. У многих родителей отсутствует опыт общения, утерян опыт семейных традиций, отсутствует возможность организовать семейный отдых. Кроме того, в детском саду увеличивается число детей с различными отклонениями в развитии, трудностями в обучении и адаптации к школе, нарушениями в эмоционально - личностной сфере. Всё это требует поиска новых подходов и методов работы с семьёй. Родители нуждаются в помощи со стороны образовательного учреждения, хотя многие из них не осознают этой потребности. Вовлечение родителей в совместную деятельность позволяет им по-новому, с разных сторон узнать своих детей. Дети пересматривают своё отношение к родителям, гордятся ими.
Исходя из этого, встала необходимость направить свою деятельность на оптимизацию детско-родительских отношений в рамках ДОУ посредством разработки проекта «Семейной гостиной» на группе старшего дошкольного возраста.
Реализация проекта рассчитана на 2 учебных года.
Цель проекта : гармонизация детско – родительских отношений, профилактика и коррекция социально – психологической дезадаптации детей 5-7 лет.
Задачи:
1. Способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителей с ребёнком, изменению неадекватных родительских позиций.
2. Способствовать улучшению понимания родителями эмоционального мира своего ребёнка, особенностей и закономерностей его развития.
3. Развивать способность к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний, интересов друг друга.
4. Способствовать выработке навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.
Условия реализации проекта :
1. Морально-психологические (готовность педагогов к согласованному взаимодействию).
2. Наличие в ДОУ подготовленных специалистов (педагога – психолога, воспитателя по изодеятельности).
3. Соответствующий уровень владения педагогами коррекционными технологиями.
4. Тесное взаимодействие с родителями.
5. Наличие коррекционно-развивающего пространства (музыкальный зал, изостудия, кабинет психолога, уголок изобразительного искусства в группах).
Этапы реализации проекта :
1. Информационно – аналитический (анализ ресурсов, уровня подготовленности педагогов к взаимодействию, сбор и обработка диагностических данных);
2. Основной (коррекционная работа с детьми по развитию интеллектуальной, социальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, мотивационной сфер; консультации, собрания, беседы, семинары-практикумы, тренинги и открытые занятия для родителей; совместная деятельность обучающихся, педагогов и родителей в арт-студии; тренинги игрового взаимодействия обучающихся и родителей. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников, она выступает основным содержательным компонентом тренингов и обеспечивает высокий уровень мотивации для участников.
3. Заключительный (анализ результатов работы, подведение итогов, определение перспектив).
Перспективный план работы по гармонизации детско – родительских отношений составлен в соответствии:
• с индивидуальными особенностями развития обучающихся старшего дошкольного возраста;
• в единстве интеллектуальной, психофизиологической, эмоциональной и волевой сфер;
• с особенностями взаимодействия ребёнка с окружающей средой - сверстниками, педагогами, родителями;
• с перспективным планом педагога – психолога, воспитателей группы.
Одной из эффективных форм взаимодействия обучающихся и родителей наряду с творческой деятельностью в изостудии с использованием приёмов арт-терапии определено взаимодействие в форме тренинга.
Структура тренинга:
1. Ритуал приветствия – позволяет сплачивать группу, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
2. Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Включает упражнения, позволяющие установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, либо направленные на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения.
3. Основная часть – совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между родителями и ребёнком. В ходе выполнения упражнений родители и дети получают обратную связь друг от друга, обогащают представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства, любовь, нежность.
4. Рефлексия занятия – предполагает ретроспективную оценку в 2-х аспектах:
- эмоционально-смысловом (понравилось – не понравилось, хорошо – плохо, почему,
- эмоционально – оценочном (оценка своего эмоционального состояния).
5. Ритуал прощания – способствует завершению занятия, укреплению чувства единства в группе.
Планируемые результаты:
1. Установление отношений партнёрства и сотрудничества родителей с обучающимися, обучающихся между собой.
2. Улучшение понимания родителями собственного ребёнка.
3. Положительная динамика в овладении обучающимися и родителями навыками адекватного общения, способами разрешения межличностных конфликтов, способами реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.
4. Положительная динамика в устранении у обучающихся дезадаптивных форм поведения.
5. Вооружение родителей необходимыми знаниями и умениями по вопросам воспитания и развития своего ребёнка.